Продолжение, начало статьи читайте 7 малоизвестных фактов о христианстве на Руси (часть 1).
5) Староверие, старообрядство и синод
В середине XVII века случился трагический раскол русской церкви, последствия которого отзывались в стране на протяжении трёх сотен лет. Надо упомянуть, что разделение по вероисповедованию было и раньше, практически с самого начала времён. Крестьяне жили своими традициями, в понимании их сообщества насильственная смерть — это крушение всей прожитой жизни и самое страшное — лишение посмертной жизни в качестве Родителя.
Ничего страшнее придумать для селянина было нельзя. Совсем другое дело городские жители, которые жили зачастую артелями, то есть объединениями по профессии. В большом скоплении людей правила менялись и население неизбежно смазывало традиционное доставшееся от предков мировоззрение. Взаимное влияние вер, культур, публичность и эмоции давали пищу для более решительной смены обрядовых порядков и традиций.
Не случайно в разных поселениях мог быть разный пантеон богов или как минимум, главных божеств. Отдельно стояли боги военного сословия, позволявшие своим последователям убивать и быть убитыми, что совершенно немыслимо для крестьянства. Именно этим объясняется набор ополчения именно из городов, где привычки и обычаи более приспособлены для конкуренции и вооружённой борьбы. И тем же объясняется трудность перехода из сословия в сословие — разницей мировоззрений, в первую очередь.
В ряду всех этих сложностей существовала христианская вера, вписываясь в традиционные культы и не противореча главным их убеждениям. То есть христианство того периода было мало похоже на сегодняшнюю его модель: меньше византийства и больше народности. Пока на троне Русского царства находилась династия восточного толка (Рюриковичи), о радикальной смене религиозного уклада не было речи. Но со смертью Иоанна IV, ордынская линия прервалась и на горизонте забрезжили изменения.
Династия Романовых (родовая фамилия будет присвоена им позднее) с самого своего начала ориентировалась на западную модель общества, а потому им понадобилась совсем другая конструкция церковного уклада. Подробнее об этом читайте в разделе Три века Романовых. Реформа проведённая патриархом Никоном, по заказу царя Алексея Михайловича, вводила в церковный обиход западную церковную терминологию и меняла восточную идеологическую подоснову на западную, принятую в католичестве.
Само собой разумеется, народные массы, в подавляющем большинстве своём представленные крестьянами, новых порядков принять не могли по-определению. Не принявшие новой веры стали называться староверами, но власти требовалось выявить не согласных, поэтому был запущен проект «старообрядцы». Суть его сводилась к официальному объяснению церковной реформы: три перста вместо двух, да разночтения церковных уставов. На самом деле, всё было гораздо глубже и затрагивало суть и смысл жизни народа.
Рекомендую к прочтению статью по теме Поворотная точка русской истории.
Реформированная церковь была призвана обслуживать интересы власти, что и ярко выразилось в Святейшем правительственном синоде образованном Петром I. Он заявил о прекращении массовой борьбы со старообрядцами за иссяканием таковых, что как мы уже знаем из начала статьи, было сущей неправдой. Но царю-реформатору было неинтересно гоняться по лесам за раскольниками и жечь погосты, у него были куда более амбициозные задачи. А тема пылающих костров самобытной российской инквизиции стала затираться.
6) Гари старообрядцев
Под знамёна старообрядцев стягивались несогласные с реформой и ратующие за прежний вариант христианского обряда. По мнению некоторых историков, глубоко погрузившихся в тему исследования раскола и событий ему сопутствовавших, у власти на тот момент было три основных цели: выявить и нейтрализовать самых активных поборников старой версии христианства с её народной идеологией, запугать сторонников старого обряда и утвердить основу новой царской династии, заявлявшей о богоизбранности государя.
Надо признать, что внешние признаки свидетельствовали о выполнении всех трёх главных задач, поставленных Романовыми перед церковью. По всему Русскому царству пылали костры старообрядческих скитов и деревень, имевших неосторожность открыто заявить о своём несогласии с церковной реформой. Лидеры из масс и рядовых поместных приходов выявлялись, предавались суду и казнились. Первоначальное понимание веры Христа, царившее в народных массах, загонялось в «подполье».
Рекомендую к прочтению по теме статью Тар(тар)ский бунт времён Петра I.
За время активных гонений на старую веру и старообрядцев, были сожжены десятки тысяч людей, осуждены, высланы, лишились имущества и понесли другие наказания в разы больше. Появился даже отдельный термин «гари», то есть места «самосожжения» раскольников. Удивительно не то что люди лишали себя жизни в виде протеста, вместо того чтобы жить потихоньку по старой вере. Это страшно себе представить, но в понимание современного человека всё-таки укладывается.
Гораздо непонятнее другое: согласно представлений крестьянина того времени, для утонувшего или сгоревшего человека не просто терялся посмертный статус Родителя, ради чего, собственно и жил человек на этом свете, душа уходила в небытие. Возврата и спасения откуда не было вовсе. Никакого варианта. Это жуть жуткая, мы себе не можем представить ощущения человека того времени, осознававшего попадание в такую ситуацию. И чтобы кто-то мог решиться на это добровольно?!
Подробнее читайте о событиях в статье Кто сжигал старообрядцев?
Вместе с тем, официальные документы чиновников и военных чинов полны одним и тем же описанием стандартной ситуации: попы канонической церкви и солдаты не успевают предотвратить массовое самоубийство и взяв пылающий объект в кольцо охраны, с сожалением наблюдают, документируют и констатируют трагедию. Как говорят, стабильность — признак мастерства? Многие учёные осторожно предполагают совсем иную роль государевых людей. Задачу № 2 ведь никто не отменял.
7) СССР — попытка возврата к общине старой веры?
Можно смело утверждать, что раскол русской церкви и последовавшие гонения на не принявшее новый обряд большинство населения, буквально разделили Россию на две части. Дворяне, светская и церковная элита, а также приближённые к власти слои общества — против народных масс, среднего и высшего купечества, разночинцев (как выходцев из тех самых народных масс). Это противостояние существовало через все 300 лет царствования династии Романовых и явилось одной из причин переворотов судьбоносного 1917-го года.
Российскую империю подтачивали изнутри могучие силы ушедшего в «подполье» староверия и старообрядчества, ставшего из искусственного проекта самостоятельной силой. Московское купечество противопоставлялось светской элите Санкт-Петербурга, накрепко связанной, а зачастую и состоящей из европейских подданных. Это состояние доктор исторических наук, профессор А. В Пыжиков назвал «славянским разломом».
На волне нового открытия язычества и двоеверия народных масс, зарождения этнографической науки империи, всё народное стало модным, а высший Петербургский свет, брезгливо наблюдавший за работавшей на их достаток Россией, стал однозначно восприниматься как сообщество оккупантов. Итог был предопределён. Империя рухнула, но глубинная российская оппозиция была не единственной заинтересованной стороной в ей разрушении. В процессе активно участвовали иностранцы.
Подробнее об этом читайте в статье Романовы. Угроза династии.
Как этот клубок противоречий и интересов привёл к возникновению СССР — вопрос отдельный и будет когда-нибудь рассмотрен в специальной серии статей. Факт остаётся фактом: Сталин смог сплотить вокруг себя выходцев из народных масс, представителей того самого глубинного течения, которое когда-то называлось староверие. Те кто был веками гоним, сами примерили на себя роль гонителей. И вместе с официальной церковью и светской элитой, вымели из страны целый пласт коминтерновцев-интернационалистов, людей без родины и флага.
В СССР сталинского времени попытались привить принципы общины и социального равенства, то что составляло глубинную первооснову и народных культов, и Учения Иисуса. В результате получилось ровно наоборот — полное безверие, атеизм, материалистическая идеология и отсутствие веры как таковой. Вряд ли в этом виноваты сами принципы, скорее их взялись воплощать люди, которые в них не верили и не понимали. Страна чуть было не погибла, а Сталин вынужден был возродить русскую церковь.
Подробнее читайте статье Был ли СССР проектом староверов?
Советские времена вымели из народной памяти почти всё без разбора, будь то народные обряды или авраамические каноны. Всё пришлось создавать заново и само собой разумеется, приоритет остался за монотеизмом, имевшим обширное письменно наследие. В наше время у страны фактически нет вариантов, нам срочно нужна мощная объединительная сила, которой в отсутствие внятной светской идеологии, может стать только религия.
И мы снова заходим на новый круг истории, активно продвигая православное христианство, признающее главенство католичества вообще и Папы римского, в частности. Пока получается не очень, хотя храмы и обители активно восстанавливаются, строятся вновь. Бог нам в помощь, нации нельзя развиваться без веры, опыт СССР нам это ясно показал. Будем надеяться на грамотную, взвешенную и аккуратную политику руководства в этой сфере. А всё былое — пусть в прошлом и останется…
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история. Следите за главными новостями онлайн.
В издательстве КТК «Галактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» . Популярное изложение истории кочевого народа, создавшего огромную империю, о которую разбивались армии Александра Македонского, персидского царя Дария и римские легионы, дополненная сведениями генетиков. Доступна для покупки в магазинах Озон и Wildberries.