Найти тему

Кто такой Сталкер

(осторожно, злые спойлеры!)

Фильм Андрея Тарковского уже давно раздражает большинство поклонников фантастики. Все, кто интересуется творчеством Стругацких, твёрдо знают, что фильм не имеет почти ничего общего с книгой. Взята только концепция Зоны и функция проводника, которую исполняет Сталкер, сюжетных совпадений нет. И многие задаются вопросом: зачем, имея в руках куропатку в виде умной и динамичной повести, режиссёр погнался за призрачным воробьём в пасмурном небе заумного «элитарного» кино?

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

Но, возможно, это не совсем так, и связь между книгой и фильмом самая прямая. Ниже я расскажу о своей догадке и о том, на чём она основана.

Отмечу скажу: у меня неоднозначное отношение к этой картине. Я не принадлежу к лагерю разгромных критиков, готовых едва ли не уничтожить все копии фильма, который они считают надругательством над фантастикой вообще и превосходной повестью братьев Стругацких в частности.

Не вхожу я и с лагерь безоглядных обожателей, основной аргумент которых сводится к тому, что этот фильм для каждого зрителя значит что-то своё, и это так и надо, так и задумывалось. У него, значит, не может быть одного толкования, понятного всем.

Такие оценки хорошо характеризует высказывание критика Ника Шагера о том, что "уклончивость образов делает окончательную интерпретацию бессмысленной... и несколько бесполезной".

Особенно — толкования, которое было бы понятно личностям неподготовленным и тёмным. Таким личностям стоило бы не отрываться от «Аватара» и «Трансформеров». И вообще, молчать в тряпочку, а не отвлекать киногурманов от смакования восторженных эпитетов в адрес «Сталкера». Смысла которого они, гурманы, всё равно не могут внятно истолковать.

По-настоящему я смотрел эту ленту дважды. Впервые — в раннем отрочестве, с отвращением и гневом, потому что считал обманом называть эту нудятину фантастикой. Второй раз, лет около двадцати, я совершенно случайно начал смотреть «Сталкера» и… пришёл в такой восторг, что сам поразился.

Наверное, произошло случайное совпадение: резонанс между вибрациями картины и моим тогдашним мировосприятием. Никакого полноценного понимания, конечно, не было, но именно тогда в память мне врезался Дикобраз — закадровый персонаж, самая удачная (это я уже тогда решил) находка Тарковского.

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

Напомню: Дикобраз — это ещё один сталкер, которого поминают в разговорах три героя. Когда-то он добрался до Комнаты желаний, пожертвовав Зоне своего брата. Конечно, потом он молил Зону вернуть ему брата. Но Зона лучше знала, чего Дикобраз хочет на самом деле. Денег он хотел — деньги и получил, а брата нет.

Потому что Дикобразу — дикобразово.

Это и правда отличная находка режиссёра. Даже с первого, детского, наполненного отвращением просмотра что-то зацепилось в памяти, какая-то жуть от прозвища «Дикобраз».

И уже потом, перечитывая повесть, я подумал, что, как бы великолепна она ни была, мне не хватает этого зловещего образа и подводящей под ним черту фразы: «Дикобразу — дикобразово…»

И вот мне довелось встретить на ютуб-канале «Скрытый смысл» тщательный разбор фильма — вдумчивый и основательный анализ, с которым интересно ознакомиться, даже если не разделяешь точку зрения авторов.

Здесь первая часть: https://www.youtube.com/watch?v=2A9Ig8bYeoE

— а всего их три, плюс дополнительный ролик о значении образа чёрного пса. Искренне рекомендую к просмотру. Это лучшее объяснение фильма Тарковского, которое я встречал.

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

Пересказывать, конечно, не буду, сейчас важно, что в разборе проводится интересная мысль: Сталкер — это и есть Дикобраз. Когда-то он был богат (жена Сталкера до сих пор ходит в дублёнке, сохранившейся от былого достатка). Дикобраз пытался покончить с собой, а Сталкер носит повязку на шее, вероятно, скрывает шрам. Наконец, приводится высказывание Тарковского, который подумывал в одной из реплик прямо спросить главного героя: «А может, ты и есть Дикобраз?»

Дикобраз, погубивший брата ради Комнаты Желаний, явственно перекликается со Стервятником Барбриджем из книги. Тот в походы к Золотому Шару брал с собой молодого и бестолкового сталкера, которого запускал перед собой в «мясорубку» — ловушку, которая успокаивается на время, перемолов человека.

Иллюстрация. Фото из открытых источников
Иллюстрация. Фото из открытых источников

Рэдрик Шухарт ненавидит и презирает Стервяника, но в финале сам становится таким же негодяем. Ради дочери, превращающейся в зверя, он берёт в Зону Артура, сына Барбриджа, и жертвует им, чтобы дойти до Золотого шара.

Артур, к слову, славный парень. Он «рифмуется» с Кириллом — советским исследователем, в гибели которого Шухарт винил себя в начале книги. Стругацкие всегда любили кольцевую композицию сюжета, и здесь отчётливо звучит перекличка образов: светлый человек Кирилл, случайно погибший в первой части, и светлый человек Артур, расчётливо посланный на смерть в финале.

Шухарт становится Стервяником… как и Дикобраз, который и есть Сталкер. И отсюда можно сделать вывод, что душевные муки Сталкера в фильме — это продолжение истории Рэдрика Шухарта, который вернулся от Золотого шара с неисполнимой мечтой о «счастье для всех, даром, и чтобы никто не ушёл обиженным» и… грузом воспоминаний о совершённом убийстве.

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

Иными словами, сменив декорации и добавив жажду обогащения (она перешла к Сталкеру от хладнокровного дельца Стервятника Барбриджа), Тарковский не переиначил, а продолжил историю книжного героя. Его дочь по-прежнему жертва Зоны. «Счастье для всех даром» не наступило. Деньги (настоящая цель Дикобраза — да и Шухарта поначалу) были, но, разумеется, кончились. Остался только груз нечистой совести.

И тут уж Тарковскому открылся необъятный простор для его любимых христианских мотивов. Сталкер ищет прощения, страстно верует в Чудо, и Зона в фильме не случайно насыщена религиозной символикой. Вот только эту символику, скорее, стоило бы назвать контрхристианской. Церковь в Зоне разрушена, зато за героем следует Чёрный Пёс — Анубис, языческий бог царства мёртвых, демоническая сущность. Сталкер взыскует Чуда там, где его не может быть — в изломанном мире техногенной катастрофы и бесповоротной смерти.

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

В анализе «Скрытого смысла» подробно рассмотрена сцена сна Сталкера — кажется, автор считает её ключевой. Убедительно показано, что парящая над водой камера, в объектив которой попадает всякий хлам, на самом деле показывает нам издевательскую пародию на миф творения: начиная от разделения света и тьмы (которое показано падающий чуть наискосок тенью неизвестного предмета) и заканчивая болезненной и саморазрушительной историей рода человеческого (шприцы и оружие).

Впрочем, это уже частично моя личная интерпретация. Суть в том, что прощения Сталкеру не будет, пока он не станет искать Чуда там, где оно есть. А это жизнь — да-да, та самая ужасная грязно-серая повседневность, которая показана в унылом монохромном изображении, в отличие от таинственной Зоны с её то приглушёнными, то неожиданно сочными красками. Жизнь, где есть тайна (сцена с девочкой и стаканом воды). Где к зрителям, «ломая четвёртую стену», обращается измученная жена Сталкера. Где обитают люди — разные, близкие и чужие, странные, непонятные, даже не слишком приятные, но люди. А не бродит Чёрный Пёс из царства мёртвых.

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

Это уже, опять-таки, моя личная интерпретация, но, надеюсь, она хотя бы похожа на обоснованную, выведенную из художественной символики фильма. Не призываю, конечно, безоглядно согласиться со мной, хотя глубоко убеждён, по крайней мере, в том, что образ Сталкера — это эволюция образа Рэдрика Шухарта. К чему я действительно призываю всех любителей хорошей фантастики, так это к тому, чтобы познакомиться с очень интересным анализом от «Скрытого смысла», пересмотреть «Сталкера» и перечитать «Пикник на обочине».

И то, и другое, и третье способно дать пищу для размышлений.

#фантастика #анализ #Стругацкие #пикник_на_обочине #Тарковский #Сталкер #христианская_символика #языческая_символика