Грамотный специалист оказался тяжелым человеком — проблема, знакомая многим HR. С одной стороны, этот человек часто опаздывает, нарушает дисциплину, резко отвечает коллегам. А с другой, делает крутые проекты, приносит новых клиентов и огромную прибыль. И как тут быть? Разбираемся вместе с RBE Group.
Почему сотрудник конфликтует?
На работе сотрудники могут конфликтовать по двум причинам: из-за реальных рабочих вопросов; из-за личной неприязни к коллегам.
Объективные причины конфликтов примерно такие:
- Кто-то неправильно понял задание.
- Кто-то сорвал дедлайн и поставил на “стоп” работу смежного отдела.
- Слишком большая нагрузка и очень сжатые сроки.
- Много абстрактных правок и никакой конкретики.
Личными причинами конфликтов могут быть следующие обстоятельства:
- Кто-то что-то не так сказал и получил ярлык “плохого” человека.
- Кто-то испытывает стресс и проблемы в семье и как результат — отыгрывается на своих коллегах.
- Начальство дает неконструктивную критику и оперирует словами “безграмотный”, “безответственный”, “бездарный”.
- Сотрудники не сошлись в интересах.
Как HR угомонить ценного специалиста
Если зачинщиками конфликтов выступают одни и те же, в частности, толковые специалисты, которых жалко уволить, можно действовать по этому плану:
Поговорите с сотрудником.
Узнайте все обстоятельства и попытайтесь его понять. Опаздывает из-за пробок — может, есть смысл внедрить в систему мотивации пункт про дисциплину? Грубит коллегам — может, нужно провести обучение по этике общения?
Задавайте вопросы.
Ведите открытый диалог. Во время конфликта опасно делать какие-то выводы, если нет общей картины происходящего. Поговорите со всеми участниками ссоры, выслушайте мнения и проанализируйте ситуацию. Нельзя отдавать предпочтение кому-то одному — в компании все сотрудники одинаково важны.
Объедините стороны общей целью.
Цель HR — добиться чтобы участники конфликта пришли к общему знаменателю. Если конфликт с новичками, можно провести дополнительное обучение. А если столкнулись два матерых сотрудника, здесь правых нет — оба неправы, потому что не смогли услышать друг друга.
Искренне позаботьтесь, чтобы подобных ситуаций впредь больше не было.
Посмотрите, что изменилось после беседы — есть ли улучшения, компромиссы, доброжелательное общение. Если ничего не изменилось, ваши разговоры, скорее всего, бесполезны и пора приступать к крайним мерам.
А точно ли сотрудник вам нужен?
Если специалист не воспринимает разговоры и продолжает вести свою игру, задумайтесь, а точно ли он незаменимый? Постоянные жалобы от коллег, нарушение дисциплины или опоздания стоят крутых проектов?
Да, тяжело, когда одной чаше весов довольные клиенты и деньги, а на другой — напряженность в коллективе и отсутствие общего понимания. Наш совет: присмотритесь к другим специалистам.
Посмотрите, как работают коллеги по цеху — проанализируйте их успехи и результаты. Может, среди них есть потенциальные таланты, которым нужно помочь раскрыться? Ведь если конфликты продолжатся, рано или поздно все сотрудники разбегутся. Поэтому иногда проще убрать одного — зачинщика постоянных перепалок.
Если личные качества сотрудника мешают рабочему процессу, решать эту проблему нужно. Действуйте во благо компании и помните, не бывает такого, что только один человек тянет все на себе. Не забывайте оценивать заслуги других коллег и помогайте раскрыться потенциальным экспертам.