Парад Победы, прошедший в начале сентября 1945-го года в столице разгромленного Третьего рейха должен был всему миру показать сплочённость союзников по антигитлеровской коалиции. Однако уже назревали разногласия, возвращалась атмосфера недоверия.
Советское руководство решило продемонстрировать, что страна и дальше будет наращивать военную мощь. Для участия в параде в Берлин специально доставили полсотни танков ИС-3. Цель была достигнута. Союзники были впечатлены танком, на фоне которого их бронетехника сразу стала выглядеть устаревшей. Кроме того, поняли, что на достигнутом рубеже Советский Союз не остановится, за ИС-3 последуют еще более совершенные новые порядковые номера.
Разумеется, сразу начались поиски противоядия. В США сразу после войны появилась масса проектов перспективных тяжелых танков. Хотя до производства, да и то мелкосерийного, добрался только тяжелый танк М-103 классической конструкции, некоторые разработки поражают экстравагантностью и креативом проектировщиков. Особенно, в части компоновочных решений. И не случайно.
Дело в том, что в США проекты рассматривались на научных конференциях, периодически проходящих в Detroit Arsenal. На них происходил обмен опытом, отрубались тупиковые ветви развития и обсуждались новые предложения. К началу пятидесятых была теоретически доказана возможность разработки танка с мощным вооружением и высокой степенью защиты в пределах 50-ти тонн. Осталось поэкспериментировать с различными вариантами компоновки, что и предложило промышленникам правительство США.
Одним из наиболее интересных проектов стал танк «Hunter» (Охотник). По видимому, роль «дичи» для него должны были играть советские «ИСы». Контракт на разработку был заключен с «Rheem manufacturing company» в 1953-м году, а спустя два года на рассмотрение был представлен окончательный проект. Конструкторы производственной компании «Рим» мелочиться не стали. В танке нестандартно все, от общих компоновочных решений до защиты, вооружения и ходовой части.
В литом корпусе обтекаемой формы с большими углами наклона броневых листов практически «утоплена» одноместная башня с основным вооружением, в которой находился наводчик. За ней особый отсек для командира и заряжающего. Крыша этого отсека могла откидываться при помощи гидроцилиндра вперед вместе с установленной на ней командирской башенкой. Это обеспечивало свободный доступ к силовой установке и упрощало пополнение боекомплекта. В откинутом положении крыша облегчала эвакуацию экипажа и служила при этом прикрытием.
За отсеком командира и наводчика находилось моторно-трансмиссионное отделение. Место механика-водителя в носу корпуса, перед главной башней.
Многослойная композитная броня с диоксидом кремния (так называемая «siliceous core» или «кремнистое ядро») отлично защищала от кумулятивных снарядов. При равных толщинах с монолитной плитой, она имела такую же стойкость, но весила значительно меньше. По расчетам танк планировалось удержать в рамках 45-ти тонн. Повышал защищенность и низкий силуэт машины.
Основным вооружением стали две 105-мм автоматические пушки, жестко закрепленные в самой верхней части башни. Каждая со своим кассетным автоматом заряжания на 7 выстрелов. Пополнял кассеты автоматов заряжающий. Стабилизация осуществлялась качанием башни. Стреляли они реактивными снарядами.
Такие снаряды не очень точны, особенно с возрастанием расстояния до цели, но это компенсировалось высокой скорострельностью, максимальный темп 120 выстрелов в минуту. Глубоко утопленная в корпус башня могла повернуться на 360 градусов только при вертикальном угле наводки +20°.
Вспомогательным вооружением была пара 7,62-мм пулемётов, с внешней стороны пушек и спаренными с ними. В командирской башенке планировалась установка двух спаренных зенитных пулеметов калибром 12,7 мм.
Таскать танк должен был двигатель AOI-1490-1 мощность 647 л.с. (что обеспечивало удельную мощность примерно 15 л.с./тн), работающий в паре с гидравлической трансмиссией. В ходовой части довольно оригинальное решение, все опорные катки ведущие, каждый вращал собственный гидромотор. Это решение позволило обойтись легкими резиновыми гусеницами и обойтись без ведущего колеса.
Теоретически танк не терял относительную подвижность даже при потере гусеницы или нескольких ведущих катков. Красиво, но новизной не блещет, подобную схему, правда в механическом исполнении еще два десятка лет назад реализовал Астров на своем танке ПТ-1.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
В целом получилась машина, практически нафаршированная новинками и нестандартными решениями. И все же «лицензию на отстрел» охотнику не выдали. Хотя проект был довольно хорошо проработан, тему закрыли. Причиной стала переменчивая мода танкостроения, приоритеты сместились в сторону аэротранспортабельных танков типа "Рэкс" или программы «ASTRON».
Впрочем, даже если бы проект получил зеленый свет, вряд ли это что-либо конкретно изменило. Столкнувшись с классическим ИС-7 или не менее футуристическим «Объектом 279», которые разрабатывались в Советском Союзе в это же время, «охотник» имел большие шансы самому стать «дичью».
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы думаете, насколько опасна (в теории) такая машина для ИС?