Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.
(Джером Дэвид Сэлинджер)
Мудрецы разных времён и народов, современные психологи и социологи, а иногда и собственный внутренний голос, советуют нам обратиться внутрь себя и подумать, чего мы хотим на самом деле, то самое настоящее и сокровенное, что следует с нашим "Я" с детских и подростковых периодов. Именно это и определяет то, кто мы на самом деле, вне зависимости от игры, которую мы играем в социуме.
Разберём основные темы романа "Над пропастью во ржи"?
Темы в "Над пропастью во ржи"
Фальшивость
Переходя от детства к взрослой жизни, Холден замечает лицемерие, поверхностность, недостоверность и фальшивость всего окружающего. И кажется, что это обычное дело в современное время, когда большинство отношений взрослых основано на лжи. Каждый пытается извлечь максимум выгоды из отношений, и это основа всех человеческих взаимодействий. Холдена это раздражает, и он не хочет меняться. Он хочет отличаться и сопротивляется этому. Он старается превратить "лживые отношения" в настоящие человеческие отношения, чистые и незагрязненные. И он это делает, своим примером, оставаясь самим собой и доверяя своим ощущениям, а не внешним обстоятельствам, не поддаваясь бессмысленной взрослой игре.
Отчуждение и идентичность
Вступая во взрослую жизнь, большинство подростков сталкиваются с проблемами приспособления к обществу. Они чувствуют себя отчужденными, как показано в случае с Холденом. Это происходит, потому что стандарты и образ жизни взрослых сильно отличаются от того, что есть у них. Они не могут ни с кем себя идентифицировать, потому что в этом возрасте начинают формироваться индивидуальные личности. Эпоха взросления - это период, когда люди либо становятся уникальными, либо составляют цвет общества, и важность этого процесса обсуждается в этом романе.
Любовь и взаимоотношения с противоположным полом
Детство - это наивный возраст, в котором люди вырабатывают определенные стандарты и сравнивают с ними других. У Холдена сложилось мнение относительно целомудрия, красоты Джейн (подруга детства). Он сравнивает других женщин с ней, и если они не соответствуют ей, он называет их уродливыми и неразумными. Вместе с этим он хочет знать об интимных отношениях и близости, но ему не хватает смелости столкнуться с реальными ситуациями. Его ожидания от других девушек, с которыми он взаимодействует, делают его неудачником, потому что люди всегда не оправдывают ожиданий. Образ сестренки Фиби и матери Холдена также формируют в его сознании женский образ, такой, какой он должен быть в идеале.
Главный герой нереалистичен в отношении представлений о женщинах и поэтому оказывается в одиночестве, отчаявшись, что у него не может быть отношений. Это делает Холдена настоящим, способным сохранить самого себя, но в тоже время отодвигает его "на десять шагов назад" от возможности понимания действительности взрослой жизни.
Детство
Через историю Холдена автор хочет сказать читателям, что им нужно меняться по мере взросления. В детстве существует множество нереалистичных концепций, которые делают нас несовместимыми с реальной жизнью. Нам нужно менять их по мере продвижения во взрослую жизнь. Подростки не могут смириться с этим, их внутренний мир объявляет бунт всему окружающему обществу. Однако, как ни крути, существует открытый секрет успешной взрослой жизни, который заключается в том, чтобы принимать вещи такими, какие они есть в жизни. Это может помочь защититься от многих невзгод. Но к этому понимаю нужно еще прийти, и не у всех подростков это получается сразу.
Совершеннолетие
Совершеннолетие - это болезненный опыт, и за него приходится расплачиваться потерей невинности и болью, с которой подростки никогда в жизни не сталкивались. Это приводит к душевным мукам, неспособности принимать происходящее и к трудностям с решением повседневных проблем. Все это происходит с Холденом в этом романе и находится в центре внимания, чтобы юные читатели поняли, как вести себя в подобных ситуациях.
Безумие, депрессия и самоубийство
В жизни подростков царят страх, депрессия, безумие, которые часто приводят к самоубийствам. Эти проблемы часто возникают из-за физических и психологических изменений. Это нормально, и к этому не следует относиться как к чему-то необычному, как это происходит в случае с мальчиком, который совершает самоубийство в Пэнси. Холден способен справиться с подобными чувствами и успешно выйти из депрессивного состояния, которое может привести к печальным последствиям.
Религия и вера
Герой относится к религии так же, как к образованию. Ведь религия находится в руках тех людей, которые создают вещи для своих собственных целей. Холден хотел бы изменить эту ситуацию, чтобы религия использовалась для достижения цели - это искренняя вера, помогающая человеку становится лучше себя самого каждый день и выстраивать честные и сердечные отношения с другими людьми. Он хочет, чтобы религия вышла из-под контроля фальшивых людей.
Смерть
В подростковом возрасте ребят интересуют самые различные темы: спорт, игры, фильмы, книги, вечеринки и всё что угодно, только не философская тема смерти и жизни. Но в случае Холдена все наоборот. Он стал свидетелем смерти своего любимого брата, затем увидел самоубийство маленького мальчика в Пэнси. И, что самое страшное, он видел бойню во время второй мировой войны. Все это преследует его разум и мучает вопросом существования. Его разум находится в поисках ответов что такое "смерть", но он пытается избежать этих размышлений, хотя в конечном итоге Холден возвращается к этому вопросу, чтобы понять природу смерти. Это и отличает героя от других подростков, показывает его способность "взрослеть", но не тем способом, которым советует общество, а взрослеть через понимание глубинных основ жизни и принятия своего внутреннего мира.
«Но потом я разговорился с водителем. Звали его Горвиц. Он был гораздо лучше того первого шофера, с которым я ехал. Я и подумал, может быть, хоть он знает про уток.
– Слушайте, Горвиц, – говорю, – вы когда-нибудь проезжали мимо пруда в Центральном парке? Там, у Южного выхода?
– Что-что?
– Там пруд. Маленькое такое озерцо, где утки плавают. Да вы, наверно, знаете.
– Ну, знаю, и что?
– Видели, там утки плавают? Весной и летом. Вы случайно не знаете, куда они деваются зимой?
– Кто девается?
– Да утки! Может, вы случайно знаете? Может, кто-нибудь подъезжает на грузовике и увозит их или они сами улетают куда-нибудь на юг?
Тут Горвиц обернулся и посмотрел на меня. Он, как видно, был ужасно раздражительный, хотя, в общем, и ничего.
– Почем я знаю, черт возьми! – говорит. – За каким чертом мне знать всякие глупости?»
(Джером Дэвид Сэлинджер)
Спасибо, что прочитали статью. Если вы знакомы с данным произведением Сэлинджера, напишите, какое у вас впечатление от книги, что вы думаете о героях романа?
Ставьте лайк.
Будьте добры и крепки духом!