Найти в Дзене
Синхрофазотрон

"Над пропастью во ржи"/Взрослая жизнь построена на лжи

Оглавление

Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.
(Джером Дэвид Сэлинджер)

Мудрецы разных времён и народов, современные психологи и социологи, а иногда и собственный внутренний голос, советуют нам обратиться внутрь себя и подумать, чего мы хотим на самом деле, то самое настоящее и сокровенное, что следует с нашим "Я" с детских и подростковых периодов. Именно это и определяет то, кто мы на самом деле, вне зависимости от игры, которую мы играем в социуме.

Разберём основные темы романа "Над пропастью во ржи"?

"– Что же он тебе сказал? – Ну… всякое. Что жизнь – это честная игра. И что надо играть по правилам. Он хорошо
говорил. То есть ничего особенного он не сказал. Все насчет того же, что жизнь – это игра и всё такое. Да вы сами знаете.
– Но жизнь действительно игра, мой мальчик, и играть надо по правилам.
– Да, сэр. Знаю. Я все это знаю.
Тоже сравнили! Хороша игра! Попадешь в ту партию, где классные игроки, – тогда ладно,
куда ни шло, тут действительно игра. А если попасть на другую сторону, где одни мазилы, – какая уж тут игра? Ни черта похожего. Никакой игры не выйдет."(Джером Дэвид Сэлинджер)
"– Что же он тебе сказал? – Ну… всякое. Что жизнь – это честная игра. И что надо играть по правилам. Он хорошо говорил. То есть ничего особенного он не сказал. Все насчет того же, что жизнь – это игра и всё такое. Да вы сами знаете. – Но жизнь действительно игра, мой мальчик, и играть надо по правилам. – Да, сэр. Знаю. Я все это знаю. Тоже сравнили! Хороша игра! Попадешь в ту партию, где классные игроки, – тогда ладно, куда ни шло, тут действительно игра. А если попасть на другую сторону, где одни мазилы, – какая уж тут игра? Ни черта похожего. Никакой игры не выйдет."(Джером Дэвид Сэлинджер)

Темы в "Над пропастью во ржи"

Фальшивость

Переходя от детства к взрослой жизни, Холден замечает лицемерие, поверхностность, недостоверность и фальшивость всего окружающего. И кажется, что это обычное дело в современное время, когда большинство отношений взрослых основано на лжи. Каждый пытается извлечь максимум выгоды из отношений, и это основа всех человеческих взаимодействий. Холдена это раздражает, и он не хочет меняться. Он хочет отличаться и сопротивляется этому. Он старается превратить "лживые отношения" в настоящие человеческие отношения, чистые и незагрязненные. И он это делает, своим примером, оставаясь самим собой и доверяя своим ощущениям, а не внешним обстоятельствам, не поддаваясь бессмысленной взрослой игре.

Отчуждение и идентичность

Вступая во взрослую жизнь, большинство подростков сталкиваются с проблемами приспособления к обществу. Они чувствуют себя отчужденными, как показано в случае с Холденом. Это происходит, потому что стандарты и образ жизни взрослых сильно отличаются от того, что есть у них. Они не могут ни с кем себя идентифицировать, потому что в этом возрасте начинают формироваться индивидуальные личности. Эпоха взросления - это период, когда люди либо становятся уникальными, либо составляют цвет общества, и важность этого процесса обсуждается в этом романе.

"Скажите, вы видали тех уток на озере у Южного выхода в Центральной парке? На маленьком таком прудике? Может, вы случайно знаете, куда они деваются, эти утки, когда пруд замерзает? Может, вы случайно знаете? Я, конечно, понимал, что это действительно была бы чистая случайность. Он обернулся и посмотрел на меня, как будто я ненормальный. – Ты что, братец, – говорит, – смеешься надо мной, что ли?...Нет, — говорю, — просто мне интересно узнать. Он больше ничего не сказал, и я тоже."(Джером Дэвид Сэлинджер)
"Скажите, вы видали тех уток на озере у Южного выхода в Центральной парке? На маленьком таком прудике? Может, вы случайно знаете, куда они деваются, эти утки, когда пруд замерзает? Может, вы случайно знаете? Я, конечно, понимал, что это действительно была бы чистая случайность. Он обернулся и посмотрел на меня, как будто я ненормальный. – Ты что, братец, – говорит, – смеешься надо мной, что ли?...Нет, — говорю, — просто мне интересно узнать. Он больше ничего не сказал, и я тоже."(Джером Дэвид Сэлинджер)

Любовь и взаимоотношения с противоположным полом

Детство - это наивный возраст, в котором люди вырабатывают определенные стандарты и сравнивают с ними других. У Холдена сложилось мнение относительно целомудрия, красоты Джейн (подруга детства). Он сравнивает других женщин с ней, и если они не соответствуют ей, он называет их уродливыми и неразумными. Вместе с этим он хочет знать об интимных отношениях и близости, но ему не хватает смелости столкнуться с реальными ситуациями. Его ожидания от других девушек, с которыми он взаимодействует, делают его неудачником, потому что люди всегда не оправдывают ожиданий. Образ сестренки Фиби и матери Холдена также формируют в его сознании женский образ, такой, какой он должен быть в идеале.

Главный герой нереалистичен в отношении представлений о женщинах и поэтому оказывается в одиночестве, отчаявшись, что у него не может быть отношений. Это делает Холдена настоящим, способным сохранить самого себя, но в тоже время отодвигает его "на десять шагов назад" от возможности понимания действительности взрослой жизни.

"Смешная она была девчонка, эта Джейн. Я бы не сказал, что она была красавица. А мне она нравилась. Такая большеротая. Особенно когда она из-за чего-нибудь волновалась и начинала говорить, у нее рот так и ходил ходуном. Я просто балдел. И она никогда его не закрывала как следует, всегда он был у нее приоткрыт, особенно когда она играла в гольф или читала книжки."(Джером Дэвид Сэлинджер)
"Смешная она была девчонка, эта Джейн. Я бы не сказал, что она была красавица. А мне она нравилась. Такая большеротая. Особенно когда она из-за чего-нибудь волновалась и начинала говорить, у нее рот так и ходил ходуном. Я просто балдел. И она никогда его не закрывала как следует, всегда он был у нее приоткрыт, особенно когда она играла в гольф или читала книжки."(Джером Дэвид Сэлинджер)

Детство

Через историю Холдена автор хочет сказать читателям, что им нужно меняться по мере взросления. В детстве существует множество нереалистичных концепций, которые делают нас несовместимыми с реальной жизнью. Нам нужно менять их по мере продвижения во взрослую жизнь. Подростки не могут смириться с этим, их внутренний мир объявляет бунт всему окружающему обществу. Однако, как ни крути, существует открытый секрет успешной взрослой жизни, который заключается в том, чтобы принимать вещи такими, какие они есть в жизни. Это может помочь защититься от многих невзгод. Но к этому понимаю нужно еще прийти, и не у всех подростков это получается сразу.

Совершеннолетие

Совершеннолетие - это болезненный опыт, и за него приходится расплачиваться потерей невинности и болью, с которой подростки никогда в жизни не сталкивались. Это приводит к душевным мукам, неспособности принимать происходящее и к трудностям с решением повседневных проблем. Все это происходит с Холденом в этом романе и находится в центре внимания, чтобы юные читатели поняли, как вести себя в подобных ситуациях.

Безумие, депрессия и самоубийство

В жизни подростков царят страх, депрессия, безумие, которые часто приводят к самоубийствам. Эти проблемы часто возникают из-за физических и психологических изменений. Это нормально, и к этому не следует относиться как к чему-то необычному, как это происходит в случае с мальчиком, который совершает самоубийство в Пэнси. Холден способен справиться с подобными чувствами и успешно выйти из депрессивного состояния, которое может привести к печальным последствиям.

Религия и вера

Герой относится к религии так же, как к образованию. Ведь религия находится в руках тех людей, которые создают вещи для своих собственных целей. Холден хотел бы изменить эту ситуацию, чтобы религия использовалась для достижения цели - это искренняя вера, помогающая человеку становится лучше себя самого каждый день и выстраивать честные и сердечные отношения с другими людьми. Он хочет, чтобы религия вышла из-под контроля фальшивых людей.

Смерть

В подростковом возрасте ребят интересуют самые различные темы: спорт, игры, фильмы, книги, вечеринки и всё что угодно, только не философская тема смерти и жизни. Но в случае Холдена все наоборот. Он стал свидетелем смерти своего любимого брата, затем увидел самоубийство маленького мальчика в Пэнси. И, что самое страшное, он видел бойню во время второй мировой войны. Все это преследует его разум и мучает вопросом существования. Его разум находится в поисках ответов что такое "смерть", но он пытается избежать этих размышлений, хотя в конечном итоге Холден возвращается к этому вопросу, чтобы понять природу смерти. Это и отличает героя от других подростков, показывает его способность "взрослеть", но не тем способом, которым советует общество, а взрослеть через понимание глубинных основ жизни и принятия своего внутреннего мира.

«Но потом я разговорился с водителем. Звали его Горвиц. Он был гораздо лучше того первого шофера, с которым я ехал. Я и подумал, может быть, хоть он знает про уток.
– Слушайте, Горвиц, – говорю, – вы когда-нибудь проезжали мимо пруда в Центральном парке? Там, у Южного выхода?
– Что-что?
– Там пруд. Маленькое такое озерцо, где утки плавают. Да вы, наверно, знаете.
– Ну, знаю, и что?
– Видели, там утки плавают? Весной и летом. Вы случайно не знаете, куда они деваются зимой?
– Кто девается?
– Да утки! Может, вы случайно знаете? Может, кто-нибудь подъезжает на грузовике и увозит их или они сами улетают куда-нибудь на юг?
Тут Горвиц обернулся и посмотрел на меня. Он, как видно, был ужасно раздражительный, хотя, в общем, и ничего.
– Почем я знаю, черт возьми! – говорит. – За каким чертом мне знать всякие глупости?»
(Джером Дэвид Сэлинджер)

Спасибо, что прочитали статью. Если вы знакомы с данным произведением Сэлинджера, напишите, какое у вас впечатление от книги, что вы думаете о героях романа?

Ставьте лайк.

Будьте добры и крепки духом!

Однажды в голливуде - хорошего качества фильм во всех отношениях
Синхрофазатрон18 декабря 2023
"Эффект свидетеля" что это. Пассивность нашего времени
Синхрофазатрон15 апреля 2021