8 февраля 1955 года сессия Верховного Совета СССР принимает решение об отставке Георгия Максимилиановича Маленкова с поста Председателя Совета Министров СССР. Это было лишь констатацией факта, так как 31 января Пленум Центрального Комитета КПСС заслушал доклад Н.С. Хрущева “О тов. Маленкове” и принял постановление – “освободить т. Маленкова Г. М. от обязанностей Председателя Совета Министров СССР”. Так заканчивалась карьера некогда второго человека, после Сталина, в Советском Союзе.
Отнюдь не случайно Мао Цзэдун в своей статье “Величайшая дружба”, опубликованной в газете “Известия” 11 марта 1953 года пишет (цитата): “Мы глубоко верим, что Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза и советское правительство во главе с т. Маленковым, безусловно смогут продолжать дело т. Сталина, двигать вперед и блестяще развивать великое дело коммунизма”. Кроме Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина в статье упоминается только одна фамилия – Маленков. Уж кто-кто, а Мао знал толк в политике.
Но даже прозорливый Мао Цзэдун не мог предположить, что всесильного на тот момент Георгия Максимилиановича обыграет никем недооценённый Никита Сергеевич. Буквально через три дня Маленков начинает сдавать позиции. 14 марта 1953 года Г.М. Маленков собственноручно подаёт просьбу о своём освобождении от обязанностей секретаря ЦК КПСС. Ему казалось, что вполне достаточно быть Председателем Совета Министров, то есть главой правительства.
Маленков, добровольно отказавшись от должности одного из 10 секретарей ЦК, не мог предположить, что уже в сентябре 1953 года будет официально восстановлена должность первого секретаря ЦК, и что как раз эта должность окажется в дальнейшем решающей, в борьбе за власть. Должность первого секретаря ЦК была по-тихому ликвидирована на XIX съезде партии, проходившем в Москве с 5 по 14 октября 1952 года, где после вступительного слова Молотова с отчетным докладом ЦК ВКП(б), то есть с самым основным докладом, выступал именно Маленков. Все остальные доклады, кроме завершающей речи тов. Сталина, были обычными рутинными выступлениями, тон которым задал второй после Сталина человек.
С отказом Маленкова от должности секретаря ЦК, фактическим руководителем и первым секретарем ЦК стал Н.С. Хрущев, который не преминул официально восстановить данную должность в сентябре 1953 года. Помнил Никита Сергеевич значение этой должности в период прихода к власти товарища Сталина! С сентября Маленков перестаёт восприниматься как единоличный преемник, и тихая подковерная борьба набирает обороты всё больше.
Но Маленков совершенно не замечает того, как он теряет сторонников и как над ним сгущаются тучи. Ещё в мае 1953 года Маленков продавливает решение Правительства вдвое уменьшить выплаты партийным чиновникам и искоренить практику выплат дополнительных вознаграждений, так называемых “конвертов”, тем самым наживая себе во враги весь без исключения партийный аппарат.
В августе на сессии Верховного Совета Георгий Максимилианович предлагает (и решение принимается) в два раза снизить сельскохозяйственный налог, изменить принцип налогообложения крестьян и списать им недоимки прошлых лет. Он повышает оплату труда колхозникам и позволяет увеличить приусадебные участки в пять раз! “Пришёл Маленков – поели блинков” - говорит крестьянская поговорка.
Во внешней политике Маленков выступает с тезисом мирного существования двух систем и ведёт активную политику сближения с Китаем, оказывая последнему огромную помощь в индустриализации. Оба эти направления прекратят своё существование после прихода Хрущева к власти, и Китай наравне с империалистами окажется врагом Советского Союза.
Маленков начинает ускоренное развитие лёгкой, рыбной и пищевой промышленности и кампанию по увеличению производства в данных отраслях. Он ставит амбициозную задачу “… в ближайшие 2-3 года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности”.
Именно эта деятельность стала поводом для официального обвинения. “… т. Маленковым было допущено теоретически неправильное и политически вредное противопоставление темпов развития тяжёлой промышленности темпам развития лёгкой и пищевой промышленности, выдвигался в качестве основного вывода лозунг форсированного развития лёгкой индустрии. Не случайно поэтому, что некоторые горе-экономисты, ухватившись за это ошибочное выступление т. Маленкова, стали развивать уже явно антимарксистские, антиленинские, правооппортунистические взгляды по коренным вопросам развития советской экономики, требуя преимущественных темпов развития лёгкой индустрии.” – говорилось в постановлении Центрального Комитета КПСС от 31 января 1955 года.
Георгия Максимилиановича Маленкова критиковали за сближение с Берия (расстрелянным на тот момент), за примирение с капиталистическими империалистами, за популизм, за коренные ошибки и серьёзное отставание в сельскохозяйственной отрасли, за то что он не обеспечивает серьёзной и своевременной подготовки вопросов к заседаниям Совета Министров, за то что при рассмотрении острых вопросов проявляет нерешительность, и прочее, прочее, прочее…
Далее последует назначение Маленкова министром электростанций, потом, после дела “антипартийной группы” в 1957 году, его переведут на должность директора электростанции в Усть-Каменогорске, далее – теплоэлектростанции в Экибастузе, и в ноябре 1961 года исключат из КПСС.
После смерти матери Маленков переедет в Подмосковье на дачу в 1968 году, а в 1973 в Москву, в двухкомнатную квартиру на 2-й Синичкиной улице. Лишь в 1980 году Ю.В. Андропов распорядиться выделить бывшему Председателю Совета Министров СССР двухкомнатную квартиру на Фрунзенской набережной, где он и умрёт 14 января 1988 года.
Свой последний приют бывший наследник Сталина обретёт на Кунцевском кладбище. При виде его скромной могилы, с надгробьем в виде креста, вряд ли незнающий человек сможет догадаться, что здесь лежит тот, кто претендовал на роль самого могущественного человека в мире.