Найти в Дзене
Фильманьяк

Мы были солдатами (2002) - патриотично о позорном

Дон Дуонг за эту роль был обвинён в «предательстве родины», и был вынужден мигрировать в США. В кино он после этого не снимался вовсе.
Дон Дуонг за эту роль был обвинён в «предательстве родины», и был вынужден мигрировать в США. В кино он после этого не снимался вовсе.
1965 год, Южный Вьетнам. Затянувшийся внутривьетнамский конфликт приносит всё больше жертв со стороны США. Президент Линдон Джонсон принимает решение о прямом военном вмешательстве. Батальон под командованием подполковника Гарольда Мура становится одним из первых подразделений, которое сталкивается в ожесточённой битве с силами северовьетнамской армии...
Как ни странно, «Хьюи» были предоставлены частными инвесторами, а не министерством обороны США. Хотя казалось бы - для столь патриотичного кино преград нет.
Как ни странно, «Хьюи» были предоставлены частными инвесторами, а не министерством обороны США. Хотя казалось бы - для столь патриотичного кино преград нет.

Рэндалл Уоллес вписал себя в историю кинематографа в первую очередь как автор сценария фильма «Храброе сердце». Но так же из под его пера вышли «Перл Харбор» и «Человек в железной маске» - последнего он ставил в качестве режиссёра. И вот в своей второй режиссёрской работе Уоллес вновь обращается к военным историческим событиям. А именно к сражению в долине реки Йа-Дранг, которое началось 14 ноября 1965 года – и считается одним из самых кровопролитных боёв в истории Вьетнамской войны.

Роль Джо Гэллоуэя исполнил Барри Пеппер. Он был гораздо убедительнее в «Спасти рядового Райана», а здесь же в основном довольно натужно изображает, как его герой ужасается от происходящего вокруг.
Роль Джо Гэллоуэя исполнил Барри Пеппер. Он был гораздо убедительнее в «Спасти рядового Райана», а здесь же в основном довольно натужно изображает, как его герой ужасается от происходящего вокруг.

«Мы были солдатами» редко встретишь в одном рейтинге вместе со «Взводом» или «Апокалипсис сегодня». Отталкиваясь от мемуаров Гарольда Мура и Джо Гэллоуэя, Уоллес осмеливается лишь вставить эпизод разгрома французских войск в самом начале, и то, этот приём позже сработает лишь на показ американцев стоическими героями. Хотя своеобразная битва двух командиров, которые умело предугадывают действия друг друга, хотя бы не сводит роль вьетнамцев до необразованных дикарей, а даёт противнику человеческое лицо.

Фильм планировался к выпуску ещё в 2001 году, но в итоге график сдвинулся в связи с тем, чтобы поскорее выпустить... Второй «Американский пирог» с Крисом Кляйном. К слову, карьера актёра так и не взлетела - у «Оза» возникли проблемы с алкоголем.
Фильм планировался к выпуску ещё в 2001 году, но в итоге график сдвинулся в связи с тем, чтобы поскорее выпустить... Второй «Американский пирог» с Крисом Кляйном. К слову, карьера актёра так и не взлетела - у «Оза» возникли проблемы с алкоголем.

Для всего остального есть забавный диалог подполковника с маленькой дочерью, когда она спрашивает отца, что такое война. Уоллес недурён в живописании исторических событий, но едва ли в его текстах и фильмах чувствуется антивоенная направленность. Взгляд на врага здесь схож с тем, что он предлагал в сценарии «Перл Харбора». Сцены за пределами поля боя написаны с той же банальностью, что и в «Храбром сердце», а в боевых сценах явно просматривается опыт, почерпнутый из недавнего «Чёрного ястреба» Ридли Скотта.

Длина отснятого материала составила около 150 часов. Немудрено - масштабные сцены с массовкой и боевой техникой ввиду сложности снимаются не за раз.
Длина отснятого материала составила около 150 часов. Немудрено - масштабные сцены с массовкой и боевой техникой ввиду сложности снимаются не за раз.

В общем - недурно, но едва ли западает в сердце как «Охотник на оленей» или же «Апокалипсис сегодня». Да и старина Гибсон особо не выручает – весьма старательно, чуть лучше, чем в «Храбром сердце», но всё же «сам себе режиссёр» его ещё явно не отпустил. Ну, хотя бы не как Том Круз в «Последнем самурае». И, как ни странно, наибольшее убедительное впечатление производят актёры второго плана - Грег Кинниер и Райан Хёрст.

Джон Хэмм рассказывал, что был поражён, с каким упорством Сэм Эллиот тренировался вместе с остальными актёрами-солдатами. С учётом того, что на момент съёмок ему было уже 58 лет.
Джон Хэмм рассказывал, что был поражён, с каким упорством Сэм Эллиот тренировался вместе с остальными актёрами-солдатами. С учётом того, что на момент съёмок ему было уже 58 лет.

Настоящий Гарольд Мур в своей книге, по которой Уоллес снял фильм, негативно отзывался о представлении войны во Вьетнаме в кино. По словам Уоллеса, именно этот комментарий побудил его «сделать всё правильно». Мура итоговый результат устроил. Его можно понять, как ветерана, верившего в своё дело. Но по сравнению с обличительными картинами, вышедшими в конце 70-ых, «Мы были солдатами» выглядит довольно плакатно.

Гибсон охарактеризовал Мура как «настоящего рыцаря в доспехах» и примерно таким же образом воплотил его на экране. Пожалуй, справедливо замечание некоторых критиков, что в этом фильме персонаж Мэла очень похож на Джона Уэйна в «Зелёных беретах»
Гибсон охарактеризовал Мура как «настоящего рыцаря в доспехах» и примерно таким же образом воплотил его на экране. Пожалуй, справедливо замечание некоторых критиков, что в этом фильме персонаж Мэла очень похож на Джона Уэйна в «Зелёных беретах»

Натуралистичные батальные сцены, в которых брызги крови попадают на объектив камеры; фосфорный ожог; слезающая обгоревшая плоть - весь этот шок-контент едва ли может удивить больше, чем аналогичные сцены в «Спасти рядового Райана» или «Чёрный ястреб». Эти фильмы (не говоря уже о такой недосягаемой вершине как «Апокалипсис сегодня») сняты в более бескомпромиссной манере, жёсткость которой ощущается даже с учётом наличия патриотического пафоса.

Патриотический посыл военные оценили. И отныне «Мы были солдатами» обязательно смотрят «морские котики» перед прохождением «адской недели».
Патриотический посыл военные оценили. И отныне «Мы были солдатами» обязательно смотрят «морские котики» перед прохождением «адской недели».

Стоит отметить ещё один важный момент, касающийся того, что Гарольд Мур остался доволен фильмом. Сражение в долине Йа-Дранг в реальности происходило со значительными отличиями, нежели показанное на экране. Это касается и расхождений с продолжительностью, а так же с итоговым результатом. На самом деле обе стороны считали исход сражения победным. Режиссёр Уоллес отдаёт победу американцам.

Финальный эпизод со штыковой атакой - художественный вымысел.
Финальный эпизод со штыковой атакой - художественный вымысел.

К слову, если в Америке фильм немного перекрыл свой бюджет, в остальном мире к нему отнеслись ну совсем без энтузиазма. В целом, неудивительно – несмотря на достаточно солидную работу по созданию батальных сцен, кино в целом получилось как достаточно заурядный военный фильм, в меру пафосный, но ни разу не шокирующий или удивляющий. Посмотреть, безусловно, стоит, но в жанре военного кино этот фильм оставил след очень слабенький.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.