Найти тему
Т-34

«Спасибо тебе, сынок, что воевал честно и мужественно — горжусь я тобой...» Искры вечного огня

Письма эти пришли в редакцию «Правды» в канун 40-летия со дня начала Великой Отечественной войны. Прислали их родные, близкие солдат, не вернувшихся с поля брани. Вчитаемся в строки печали и благодарности.

В живых всё меньше матерей солдат. Пелагея Фёдоровна Федоренкова — одна из них. Она из деревни Алексино, что на Псковщине. Тридцать шесть лет неустанно разыскивала место, где погиб сын Анатолий. Последний солдатский треугольник получила с Крымского полуострова.

«Мне почти 85 лет. Но не теряю надежды узнать хотя бы приблизительно район гибели сына, поехать, поклониться ему», — так заканчивалось письмо Пелагеи Фёдоровны, напечатанное в «Правде». И сразу к ней хлынул поток трогательных весточек от однополчан сына. Он был смелым бойцом, разведчиком.

В поиске помогали сотрудники Музея героической обороны и освобождения Севастополя, Керченского историко-археологического музея. Наконец Пелагея Фёдоровна узнала самое главное: сын похоронен в селе Глазовке. Известил её об этом Ленинский райвоенкомат Крымской области.

-2

Мать, забыв про возраст, собралась в дорогу. Ей — слово:

«Поехала я в Глазовку с сыном и дочерью. Там — братское кладбище, где похоронены 1.500 воинов.

Всю дорогу готовилась к встрече с сыном. Да разве справиться матери с чувствами. Не слушались меня мои ноги, не слушалось сердце. Стала на колени перед дорогим сыночком. Привезла я ему цветы из родного края и привет односельчан. Мысленно рассказала, как мы жили в годы войны, сколько выстрадали. И о том, что погибла на войне сестра его, дочь моя. Рассказала, как долго его искала и кто помог мне встретиться с ним. Поклонилась Толеньке и сказала: «Спасибо тебе, сынок, что воевал честно и мужественно — горжусь я тобой. Обо всём мне написали твои боевые товарищи, ничего не забыли».

Побывали мы с детьми и в Аджимушкае, откуда Анатолий пошёл на своё последнее задание. Сыночек, думалось мне там, может, ступаю по твоим следам, по тем тропкам, где ты ходил. В каком месте тебя настигла пуля врага?

-3

Всего два дня провели мы в Глазовке. А встретили много хороших людей, познакомились с ними. В сельском Совете нам показали Книгу боевой славы. В ней перечислены имена павших бойцов, в том числе и фамилия моего сына».

Война по-своему распорядилась судьбами людей. Разведчик Анатолий Федоренков отдал жизнь, освобождая Крым. А его родные места защищал от врага крымчанин К. М. Букаринов. Вот что рассказывает о нём письмо А. Г. Захаровой из посёлка Раздольное:

«Мой муж, Букаринов К. М., погиб в 1942 году в деревне Ромено. Но я не могла найти её на картах и обратилась в Ржевский райисполком Калининской области. Очень быстро получила ответ. Заместитель председателя райисполкома Владимир Васильевич Андреев пригласил приехать к ним, чтобы почтить память мужа. Вот мы и отправились с сестрой.

-4

На вокзале в Ржеве узнала, что в Полунино, где находится братская могила, автобусы не ходят. В оба конца — десять километров. Пешком мне не добраться. Было ещё совсем рано. И всё же решилась позвонить на квартиру В. В. Андрееву. Через полчаса он встретил нас как хороших знакомых. Обеспечены мы были и жильём, и транспортом. Два раза побывали у братской могилы. Школьники показали нам свой город, вместе постояли у обелиска в центре Ржева. Тепло нас проводили домой».

Москвичка Н. Т. Бочарова в семейном архиве родителей обнаружила свидетельство, в котором не было указано точное место захоронения брата Сергея Курдюмова, погибшего летом 1944 года под Витебском. На свой запрос вскоре получила полный ответ из Шумилинского райвоенкомата. В День Победы решила побывать на могиле брата. «Признаюсь, — пишет она, — очень волновалась: найду ли то заветное местечко, где остановлюсь? А в Шумилине сразу же стало стыдно за свои страхи. Все, к кому обращалась за помощью, отнеслись ко мне с большим вниманием».

-5

От имени своей семьи написала Л. С. Миршавка из Днепродзержинска: «Мой отец и два брата не вернулись с войны. О братьях ничего мне неизвестно. А отец похоронен в братской могиле в селе Степановке Криничанского района Днепропетровской области. Бываю там часто. Свято чтят жители Степановки память защитников Родины. 9 Мая снова вернулась оттуда взволнованной до слёз. В честь Дня Победы состоялся митинг. Правление колхоза имени Ленина приготовило для гостей обед. Дежурная машина развезла по домам инвалидов войны и труда. Ох, как нужна нам, детям солдат, такая отзывчивость!»

-6

Её строки дополняет земляк, житель города Сумы В. Д. Школа: «Год назад я разыскал место, где воевал и погиб мой отец Дмитрий Петрович. Похоронен он в ноябре 1942 года на братском кладбище в селе Хумалаг Правобережного района Северо-Осетинской АССР. Там покоится прах 5.000 воинов. Недавно с женой и братом поехали поклониться могиле отца. Гостеприимство местных жителей покорило нас, украинцев. А как здешние жители дорожат памятью односельчан! При въезде в село стоит обелиск. Рядом — сад, где 640 деревьев: столько солдат не вернулись домой из 1.100 ушедших на фронт.

Когда мы оставили цветы у братской могилы, председатель сельского Совета А. Дудаев и его заместитель В. А. Албегов повезли нас на машине по местам сражений. По пути не раз встречались братские могилы, все — в окружении садов. Возле монументов растут цветы. И если у нас появлялись слёзы, то они были и слезами благодарности за эту священную память».

-7

В каждом из приведённых писем названы люди с отзывчивым сердцем. В Глазовке это — председатель сельского Совета О. Н. Козлова; в селе Хумалаг — председатель колхоза имени генерала Плиева Р. В. Касабиев; в Степановке — председатель сельского Совета Е. В. Бабенко, секретарь парткома колхоза имени Ленина В. А. Пихаленко и председатель колхоза Г. К. Ермаков. Все мы в неоплатном долгу перед павшими. Но авторы писем, как видим, прежде всего выражают благодарность руководителям партийных, советских организаций, хозяйственникам, которые всюду с большим вниманием относятся к памяти тех, кто не вернулся с войны.

Обратимся снова к письму А. Г. Захаровой. У него — неожиданное продолжение. Приехав домой, она написала слова благодарности работникам Ржевского райисполкома. Между прочим, в письме этом заметила, что нет хорошего подъезда к братской могиле в Полунино. «До чего же я была растрогана, — сообщает читательница, — получив ответ из Ржевского райисполкома. Моё пожелание учтено. Через овраг уже построен мост. Нынешней осенью поеду в Полунино снова. Там осталась частица моего сердца».

В. ПОЛЯКОВ (1981)