Найти тему

Знаковые случайные встречи в писательской жизни

Оглавление

В поисках истоков успешности какого-то писателя мы обсуждаем наличие таланта у автора, степень его литературного мастерства, его работоспособность, в конце концов. Порой вспоминаем о наличии у него связей, позволяющих проталкивать рукописи в издательства. Но все эти предпосылки порой перекрываются его величеством Случаем или некоторым событием, приподнявшим писателя над толпой других литераторов. Особенно значимыми порой оказываются для автора случайные встречи с его знаменитыми писателями-современниками.

Случай как проявленный штрих писательской судьбы

фото из свободного интернета, сайт sneg.top
фото из свободного интернета, сайт sneg.top

Известно, с какой трудностью пробиваются к читателю одни пишущие, как трудно им бывает издать даже хорошо написанную книгу, и как легко и быстро это получается у других. Здесь мы сразу исключим очевидные варианты такой быстроты, как счастье по рождению для тех, например, кто вырос в писательском поселке Переделкино (или в Комарово). И даже победу в литературном конкурсе я бы не относила к случаю, к везению – это все же некоторая закономерность, подводящая итог определенному этапу писательства. Тогда какой же вариант – какую встречу – мы отнесем к случаю, к везению, к событию, на первый взгляд, выпадающему из закономерности?

Редко кому из пишущих удается оценить влияние случайной встречи на будущее развитие своей карьеры: ведь речь не идет о непосредственной помощи мэтра в мгновенном продвижении новичка. Лишь оглядываясь назад, мы в какой-то степени можем определить точку отсчета или случайную встречу, положившую начало переменам в нашей литературной судьбе. В истории зафиксированы случайные встречи будущих светил с признанными классиками их времени.

«Старик Державин нас заметил …»

В 2024 году намечено весь год отмечать 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, так что с "нашего всё" и начнем. Тем более, что на эту неделю выпадает и день памяти поэта (день его гибели по новому стилю 10 февраля).

Напутствие, полученное юным Пушкиным от величайшего поэта его времени Державина, самое известное. Случилось оно при чтении стихотворения лицеистом на экзамене после третьего курса лицея (всего в лицее обучались шесть лет). Кстати, окончание лицея приравнивалось к окончанию университета. И технике стихосложения в этом учебном заведении тоже учили. Так что, когда пишут, что Пушкин университетов (литинститута) не кончал, то слишком лихо отрицают глубину гуманитарного образования в Царскосельском лицее. Позже художник Илья Репин изобразил этот момент выступления Пушкина на картине. Лицеист Саша Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Фото из интернета картины Ильи Репина, сайт triptonkosti.ru
Фото из интернета картины Ильи Репина, сайт triptonkosti.ru

Спустя годы после запомнившегося всем экзамена Пушкин описал это событие в строфе Евгения Онегина:

«Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны...
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил».

"Иосиф, вы не представляете, что вы написали!"

Несколько ближе к нашему времени можно отнести случай встречи и дружбы Анны Ахматовой и Иосифа Бродского.

Анна Ахматова и Иосиф Бродский. Фото из свободного интернета, сайт event.advita.ru
Анна Ахматова и Иосиф Бродский. Фото из свободного интернета, сайт event.advita.ru

Как сложилось, что никому не известный молодой поэт вдруг оказался в кругу близких знакомых великой Ахматовой? Исследователи считают, что Бродский попал в гости к Ахматовой тоже почти случайно: поехал за компанию с приятелем Евгением Рейном. Сам Бродский (ему был 21 год) не был поначалу почитателем творчества Анны Ахматовой, так что и особого стремления посмотреть на пожилую сочинительницу у него не было. Но за первой встречей последовала другая, Бродский стал постоянно бывать на даче у Ахматовой в Комарово. И как-то незаметно в 60-е годы молодой поэт оказался в кругу интересных, хотя и полузапретных, писателей.

Получилось, что он как бы вошел в орбиту литераторов серебряного века, в какой-то степени унаследовав и их непростую судьбу - подвергался преследованию со стороны власти за тунеядство (согласно законам советского времени все люди должны были быть трудоустроены). Однако эта судьба привела его к мировой славе, он стал Нобелевским лауреатом.

А не встреться он с Ахматовой, возможно, тоже посадили бы за тунеядство, но никто не вынес бы его историю на широкие просторы мировой общественности. Кстати, поначалу его поэзию я сама воспринимала с трудом. Но мне хотелось добраться до сути, и я продолжала читать разные его стихи, которые стали появляться в 90-е в журналах. Постепенно так увлеклась, что купила его собрание сочинений и время от времени снова листаю некоторые страницы.

Обложки книг Иосифа Бродского, фото из интернета, сайт vse-svobodny.com
Обложки книг Иосифа Бродского, фото из интернета, сайт vse-svobodny.com

Еще один интересный в историческом плане пример, о взаимоотношениях писателя Короленко (как наставника) и Максима Горького, я изложила в статье по ссылке ниже.

Что касается лично моих встреч, то поскольку я пришла в литературу поздно, то у меня не было опекающих знаменитостей. Однако некоторые встречи с крупными писателями случались и у меня, и запомнились мне как знаковые. О них я тоже собираюсь рассказать в моей третьей, заключительной, статье этой серии. Мои знаковые встречи с известными писателями.

А вам доводилось на каком-то этапе литературной жизни встречаться с именитыми писателями? Как это было впервые? Какое впечатление произвела на вас встреча?