Найти тему
Танава

Как непросто шли съемки фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Оглавление

Картину Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" по праву можно назвать культовой. В ней соединилось все самое лучшее, что может быть в кино: бойкий авантюрный сценарий, отличные актеры, веселый драйв. Только вот съемки проходили далеко не так лихо, как действие на экране.

В молодости будущий мастистый актер и режиссер Никита Михалков увлекался итальянскими вестернами с Клинтом Иствудом. Он много раз пересматривал фильм "За пригоршню долларов", снятый Серджо Леоне еще в 1964 году. Мысль о "переложении" жанра на советскую почву пришла режиссеру, еще когда он был студентом московского театрального училища имени Щукина.

Сценарий вырос из заметки

А потом Никита Сергеевич увидел заметку в газете "Комсомольская правда". Там рассказывалось об эшелоне с золотом, который в годы Гражданской войны переходил из рук в руки: от белогвардейцев к красным. В конце концов, он оказался в руках чекистов. И стал основой золотого запаса страны.

-2

Михалков написал сценарий боевика вместе с уже известным автором Эдуардом Володарским. Сюжет придумали простой.

Решили, что действие будет происходить в небольшом городке на юге России, вскоре после окончания Гражданской войны. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей - бывших красных бойцов - вступают с ними в смертельную схватку.
Подозрение в предательстве падает на одного из них, и, сбежав от товарищей, он должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность.

Сценарий на киностудии "Мосфильм" утвердили легко. Тема Гражданской войны пребывала в фаворите. Михалков, сын известного поэте Сергея Михалкова, автора гимна СССР, с детства вращался в кругу советской элиты. И знал, какой сюжет "проходной", а какой - нет. Правда, съемки удалось начать не сразу: Никиту Сергеевича забрали в армию, где он три года прослужил на флоте.

Легкое начало

Но, вернувшись на "гражданку", молодой режиссер, как оказалось, не отказался от намерения снять свой первый полнометражный фильм. Готовились к съемкам недолго: с выбором натуры проблем не возникло. Помог знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, чеченец по национальности, который в качестве натуры предложил Грозный и его окрестности. На самом деле поросшие зеленью горы и реки на дне долин хорошо гармонировали с авантюрным сюжетом.

-3

Конечно, равноправным персонажем картины можно назвать дружбу пяти главных героев. Именно поэтому Михалков скрупулезно подошел к выбору артистов. Друзей сыграли обаятельные актеры: Юрий Богатырев (это была его вторая серьезная роль в кино), Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Николай Пастухов и Анатолий Солоницын.

Режиссеру с трудом удалось убедить Богатырева ударить "белого офицера" Кайдановского
Режиссеру с трудом удалось убедить Богатырева ударить "белого офицера" Кайдановского

Впоследствии Михалков стал считать Богатырева своим талисманом: он снял его в шести своих картинах. Именно в них артист исполнил свои лучшие роли.

Тяжелое продолжение

Проблемы у Михалкова начались практически сразу. Павильонные сцены сняли в столице. Уже там режиссер почувствовал пренебрежительное отношение к себе многих участников съемочной группы - особенно тех, кто в кадре не появляется. Его считали блатным - все-таки сын "гимнописца", претенциозным - выходец из кругов московской золотой молодежи, и бездарным подражателем постановщиков вестернов.

Константину Райкину надо было упасть с 12-метровой скалы в бурный водоворот, не зная глубины реки
Константину Райкину надо было упасть с 12-метровой скалы в бурный водоворот, не зная глубины реки

Когда съемочная группа переместилась в Чечено-Ингушскую АССР, Михалков в полной мере ощутил весь груз этого презрения.

Дело в том, что в начале натуральных съемок погиб маляр. В нетрезвом виде он сел в автобус, где были канистры с бензином. Закурил и...

Тут съемочная группа возмутилась: все были недовольны директором картины и его заместителями, которые довели ситуацию до такого исхода. Гнев вылился, естественно, на режиссера. Пришлось Михалкову выступить на собрании всех участников съемок.

-6

Анатолий Солоницын, игравший секретаря губкома Василия Сарычева, самый известный актер в картине (до этого он снимался и у Германа, и у Тарковского), на том собрании эмоционально заявил:

"Энтузиазм съемочной группы поражает, но работа административной группы на грани преступления... Я работал на многих студиях, но такого не видел. Ни зарплат, ни суточных мы не получаем уже месяц. Удивлен, что эта группа - мосфильмовская. Мы уже устали жить в таких условиях, когда каждый день к нам в номера подселяют незнакомых людей, когда мы вынуждены требовать того, что нам обязаны дать. Мы работаем, каждый день снимаем и по вечерам репетируем, но я предупреждаю, что в таких условиях больше сниматься не буду. Мне нравится замысел роли, но вместо работы я все время занят борьбой за существование".

Директора уволить не удалось. Пришлось всем, включая режиссера, приспосабливаться к его стилю работы. Правда, администраторов прислали новых.

-7

Но на этом проблемы не закончились. Местное население враждебно приняло московскую съемочную группу - пришлось даже поучаствовать с ними в драке "стенка на стенку". Побоище выиграли крепкие кинематографисты - после этого чеченцы их зауважали. Даже с охотой приняли предложение сниматься в массовке. Они до такой степени доверились режиссеру, что подошли к нему с вопросом: "Оружие будет выдавать или нам свое принести?"

Приглашая их на съемки, администратор картины объявил:

"Нужно приходить с паспортом, конный - десять рублей в день, пеший - пять."

Разумеется, он имел в виду гонорар за съемку. Но местные решили, что речь идет о взятках за место в фильме, и вложили в свои паспорта пятерки и десятки. Отбиться от обвинений ОБХСС во взяточничестве Михалкову удалось только благодаря своему знаменитому отцу.

Романтика...

Проблемы, которые мучали режиссера, сгладило радостное событие, которое совпало со съемками. К Никите Сергеевичу приехала его невеста, манекенщица Татьяна Соловьева. В качестве свадебного подарка постановщик "вручил" будущей матери своих детей небольшую роль в картине. Женщина сыграла девушку мечты атамана Брылова. Роль атамана исполнил сам Михалков - ему всегда удавались отрицательные персонажи.

-8

О дне их бракосочетания режиссер вспоминал:

"Свадьба была, прямо скажем... кинематографическая. Ни белого платья, ни смокинга. Паша Лебешев дал нам свой операторский ЗИЛ, на нем мы и приехали в ЗАГС, странный, деревенский. Вошли - и вдруг под ноги мышь шмыгнула. Таня как запрыгнула на стул, так и оставалась там, пока нас расписывали. Потом я ее на руках вынес..."

Еще одну эпизодическую роль сыграла художница Екатерина Шадрина, которая впоследствии стала женой Александра Адабашьяна.

-9

Постановщик сразу понял, что в фильме большую роль должна сыграть музыка. С просьбой ее написать он обратился к своему другу композитору Эдуарду Артемьеву. Михалков дал четкое задание: главной темой должна стать "мелодия воспоминаний". Придя домой, Артемьев подошел к роялю и с ходу начал играть...
Композитор сам был потрясен красотой получившейся музыки и бросился записывать ноты, чтобы ничего не забыть.
Эта мелодия стала одной из самых узнаваемых в советском кино, а в 2014 году она звучала на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи.

-10

Судьба картины напоминает историю дорогого вина, вкус которого становится лучше со временем. В прокате фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих" занял скромное 22-е место (23,7 миллиона зрителей), пропустив вперед себя такие фильмы, как "Контрабанда" (28,4 миллиона), "Фронт без флангов" (27,6 миллиона), и "Семья Ивановых" ( 25,9 миллиона), которые сегодня мало кто помнит.

Эпизод с ограблением поезда пришлось переснимать уже в Азербайджане, в окрестностях Баку
Эпизод с ограблением поезда пришлось переснимать уже в Азербайджане, в окрестностях Баку
Когда Никита Михалков, запросил для работы дефицитную цветную пленку "Кодак", то было решено не баловать дебютанта, и выдали ему весьма ограниченное количество. К несчастью, основная ее часть оказалась бракованной. В результате кусок фильма пришлось снять на черно-белую пленку, но то даже добавило стиля картине.