Это первая часть публикации об "архивах СМИ". Предыдущая публикация на эту тему была обнародована без соблюдения очерёдности. Моя вина, извините!
Неоспоримый факт - первые русские и одновременно советские бритвенные лезвия появились во время НЭП, и о них сразу начали писать в популярных журналах и газетах. Эти материалы носили рекламный характер и печатались за деньги. И, конечно, никаких дурных отзывов о качестве их лезвий в прессе тех лет вы не найдёте. Сплошное хвастовство и иногда враньё.
Самым солидным рекламодателем было Русско-Германское товарищество "Шведский Шилет (РГТ)", впервые упоминание об их лезвиях появилось в конце 1926 года.
Жаловаться на качество лезвий начали после того, как в 1930 году на смену частного РГТ пришёл государственный "Мостремасс", но не сразу, а только в 1932. Ругали и "Мосстремасс" и "Интом", но про "Интом" будет отдельный рассказ ниже.
В 1932 место "Мостремасс" занял "Мосштамп". Его ругали за те же самые лезвия "Пёрфект", доставшиеся ему в наследство.
В 1933 году в продаже появились лезвия "Стандарт".
Во время НЭП в Москве появлялись и другие продавцы лезвий собственного производства. В 1927 году рекламировались лезвия "Мостор", изготовленные по заказу "Мосторга" на фабрике РГТ.
На год раньше, в 1926 году начал рекламировать свои лезвия "Лора" Николай Васильевич Ломоносов. Он опередил РГТ. Поначалу его производство находилось в Трёхпрудном переулке, дом 5.
В 1927 году Ломоносов переместился в Большой Подгорский переулок. Его "соседи через стенку" из кооператива "Форвард" присоединились в 1929.
В 1928 году появились первые лезвия кооператива "Интом". Вы о них уже знаете, "режет шар, но не бреет".
В 1935 году "Всекопромсоюз" был преобразован в "Метизсоюз". Для продукции кооператива был разработан новый фирменный стиль.
В 1937 году "Интом" выпустил свои последние лезвия марки "Москва".
Высоким качеством они не отличались.
Трест "Мостремасс", о нём шла речь выше, лезвия не рекламировал вообще. Его последователь трест "Мосштамп" тоже, не считая рекламу в справочнике "Москва" 1936 года. Правда, лезвия того и другого упоминались в рекламных объявлениях посылочных контор.
Рекламы лезвий "Мосштамп" в прессе не было, но писали о них много.
А вот текст писателя Агапова из журнала "Красная Новь", 1939 год.
Агапов писал этот справедливый донос на "Мосштамп", видимо, году в 1937. В 1938 началась эпоха завода "Красная звезда".
Тем временем бритвенными лезвиями в Ленинграде с 1927 года монопольно заправлял итальянец Пензо.
В 1930 фабрику "Стандард" приобрел кооператив "Юпитер", но они рекламировали только свои примусы, упоминая лезвия вскользь.
В конце 1931 года производство лезвий "Юпитера" передали новой артели "Бритпром". "Бритпром" рекламой не занимался, если не считать фото для прейскуранта своей продукции.