Найти тему
162 подписчика

10 фактов: Франциско Инфанте-Арана

VLADEY подготовил 10 самых интересных фактов о жизни и творчестве Франциско Инфанте-Арана, которые, возможно, помогут разгадать загадку его волшебных, гипнотизирующих работ.

Подмастерье

Творческий путь Франциско Инфанте-Арана начинается зимой 1956 года, когда ему было 13 лет. Мама Франциско, заметив склонность мальчика к рисованию, отводит его в Художественную школу им. Сурикова. Так будущий классик отечественного искусства становится подмастерьем и учится традиционным академическим техникам: отрабатывает четкость изображения, строгость контуров, рисует портреты и натюрморты. Много он работает и над карандашными зарисовками, в которых изображает обнаженную натуру. Педагоги называют Инфанте талантливым учеником, а сам он начинает с успехом подражать мастерам классической живописи, будь то Репин, Серов или Левитан. Несмотря на это, у художника появляется терзающее чувство, что то, что он делает нельзя назвать настоящим творчеством. «Что-то не ладилось внутри, хотя, судя по отметкам, я рисовал неплохо» — рассказывает Франциско Инфанте-Арана — «нас учили: вот дальний план, а вот ближний. Но все это было чистой техникой. А что такое искусство, нам не рассказывали».

Франциско Инфанте-Арана (в центре) на летней практике с друзьями в МСХШ, 1957. Источник: oralhistory.ru
Франциско Инфанте-Арана (в центре) на летней практике с друзьями в МСХШ, 1957. Источник: oralhistory.ru

Идеи и единомышленники

Поиски «настоящего» искусства приводят Инфанте в 1962 году в Содружество художников геометрического и метафизического направления. Его члены интересовались кинетизмом и исследовали процесс движения объектов в пространстве через различные геометрические формы. В их среде Инфанте находит единомышленников, что способствует появлению абстрактного начала в его творчестве. В это же время он поступает в Академию им. С.Г. Строганова на один из самых престижных факультетов — монументальной живописи. Там он знакомится с идеями Каземира Малевича, а уже в 1963 году начинает исследовать форму спирали, которая впоследствии станет одним из важнейших элементов всего его творчества.

Чертежи к серии работ «Рождение вертикали», 1962–1965. Фото опубликовано на стр. 16, 27 в книге «Франциско Инфанте. Артефакты. Ретроспектива». М.: Государственный Центр современного искусства, 2004
Чертежи к серии работ «Рождение вертикали», 1962–1965. Фото опубликовано на стр. 16, 27 в книге «Франциско Инфанте. Артефакты. Ретроспектива». М.: Государственный Центр современного искусства, 2004

Знакомство с западом

Постепенно нащупывая близкое ему направление в искусстве, Инфанте не находит контекста для своего художественного языка. Среди его соотечественников почти никто не создает ничего подобного, и молодой художник начинает сомневаться в своих работах и, более того, в их праве на существование. Ситуация меняется в один из дней, когда Франциско Инфанте-Арана случайно забредает в Библиотеку Иностранных Языков, где находит заграничные журналы с репродукциями западного искусства. Более всего его поражают работы ташиста Ханса Хартунга, а также художника Пьера Сулажа, творящего в технике минимал-арта. «Хотя с их “абстрактными образами” я не чувствовал родства, все же осознал, что передо мной образы современного искусства» — говорит Франциско Инфанте-Арана. Его поразило серьезное отношение к такого типа искусству за рубежом: о нем пишут, его изучают, а фото работ публикуют в журналах. Это вдохновляет художника двигаться дальше.

Ханс Хартунг «T1938-30», 1938   Пьер Сулаж «Brou de noix sur papier», 1946
Ханс Хартунг «T1938-30», 1938 Пьер Сулаж «Brou de noix sur papier», 1946

Знакомство с Нонной Горюновой

Несмотря на увлеченность искусством, Инфанте не хотелось поступать в художественный институт: к тому моменту он уже успел устать от изучения искусства лишь с технической стороны. На обучении в Академии им. С. Г. Строганова настояла мама художника, и тот все же согласился. Позднее Франциско Инфанте-Арана вспоминает об этом как об одном из наиболее значимых решений в его жизни. Именно в Строгановке он встречает свою будущую жену и соавтора — Нонну Горюнову, которая тогда училась на отделении ткани. Поняв, что их взгляды на искусство во многом схожи, молодые люди начинают создавать совместные проекты, в которых они экспериментируют с геометрической абстракцией. Начатое тогда сотворчество приводит к тому, что вот уже почти 60 лет Франциско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова работают вместе.

Нонна Горюнова и Франциско Инфанте-Арана. Азовское море, 1966. Источник: oralhistory.ru
Нонна Горюнова и Франциско Инфанте-Арана. Азовское море, 1966. Источник: oralhistory.ru

Бесконечность и тайна

Говоря о своем творчестве, Франциско Инфанте-Арана часто отмечает, что в его судьбе было два основных момента, которые сформировали его как художника, — это переживание бесконечности и таинственности мира. Бесконечность и тайна — вот тот фундамент, на котором строится все искусство Инфанте. В каждой его работе и в каждом тексте можно уловить этот проскальзывающий мотив. Впервые осознание пришло к художнику еще в детстве: «Вдруг внезапно, как удар молнии, что-то с моим сознанием произошло. А именно: я почувствовал, что мир, меня окружающий — бесконечен» — говорит он — «ощущение собственной причастности к бесконечно устроенному миру было подавляющим».

Франциско Инфанте-Арана на монтаже кинетического пространства «Звук и Цвет» на Международной выставке «Химия-70». Сокольники. Москва, 1970. Источник: oralhistory.ru
Франциско Инфанте-Арана на монтаже кинетического пространства «Звук и Цвет» на Международной выставке «Химия-70». Сокольники. Москва, 1970. Источник: oralhistory.ru

Идея «Реконструкции звездного неба»

В 1965 году Франциско Инфанте-Арана, любуясь звездами на берегу Черного моря, решает попробовать перенести свои геометрические конструкции из чертежей на небо. Эта идея перерастает в попытку «переустроить» небо по своим законам: использовать излюбленные фигуры и прямые линии, чтобы гармонично структурировать звезды. Однако позднее художник осознает, что звездный мир нам недоступен, а, следовательно, и переустроить его в соответствии со своими эстетическими представлениями мы не можем. Так появляется идея именно реконструкции, а не перестройки, которая получает название «Проекты реконструкции звездного неба». Позднее серия войдет в коллекции мировых музеев современного искусства и станет одной из самых узнаваемых в творчестве художника.

Франциско Инфанте-Арана «Спираль бесконечности» («А») из серии «Проекты реконструкции звездного неба», 1965. Фото: VLADEY
Франциско Инфанте-Арана «Спираль бесконечности» («А») из серии «Проекты реконструкции звездного неба», 1965. Фото: VLADEY

Группа АРГО

Космическая тематика захватывает Инфанте, и в 70-х годах он создает группу АРГО (Авторская Рабочая Группа), чтобы конструировать особую «космическую» архитектуру. В то время набирают популярность идеи переселения в космос. В обществе ходили разговоры о том, что вот-вот человек побывает на Луне, а прогрессивной творческой молодежи хотелось пофантазировать, как в дальнейшем можно будет обжить это пространство. Группа АРГО, в которую входили художники и инженеры, занималась созданием проектов своеобразных искусственных систем, которые можно будет использовать для жизни в космосе. В этот период у Инфанте появляется серия работ, в которых художник изображает далекую, обвитую радужной спиралью планету парящей в центре сияющего звездного неба.

. Франциско Инфанте. «Ожерелье», 1971
. Франциско Инфанте. «Ожерелье», 1971

Появление «Артефакта»

Занимаясь кинетическим искусством, Франциско Инфанте-Арана задумывается о совмещении геометрических форм с природными. С 1972 года в его творчестве начинается период, когда он рисует спирали, светящиеся ленты и нити поверх репродукций природы. Ближе к 1976 году Инфанте находит тот самый синтез, о котором задумывался еще в начале 70-х. «Я как-то внезапно открыл для себя неизъяснимую глубину слова “артефакт”» — говорит он. И это открытие подобно некоему волшебному прозрению: художник не может сказать, как это точно произошло, что подтолкнуло его к такому пониманию. Будто бы слово «артефакт» само появилось в его сознании и подтолкнуло к действию. Для Франциско Инфанте-Арана артефакт — вещь, созданная человеком, а значит автономная по отношению к природе. Это искусственный объект, но с его помощью можно дополнять естественную среду. И в то же время артефакт — это символ тайны, мистический предмет, приближающий нас к загадке бесконечности вселенной. Артефакты Инфанте геометричны. Располагая их в природе, автор получает возможность работать с пространством по-новому: теперь среди его инструментов не только картонные фигуры и зеркала, но и элементы ландшафта, солнечный свет, снег, вода и даже воздух.

Франциско Инфанте-Арана. «Артефакты» из серии «Состояние круга», 1978.  Фото: VLADEY
Франциско Инфанте-Арана. «Артефакты» из серии «Состояние круга», 1978. Фото: VLADEY

Чистота художественного языка

Исходя из собственной философии, Франциско Инфанте-Арана не привносит в пейзаж ничего нового, а лишь подчеркивает некоторые детали пространства. Благодаря отсутствию каких-либо технологий, вмешательства извне, природный ландшафт сохраняет свой естественный вид. Фотографии Франциско Инфанте-Арана и Нонны Горюновой не производят впечатления искусственности, что позволяет говорить о «чистоте» их художественного языка. Они не переделывают первозданный пейзаж, а лишь позволяют искусственному артефакту вступить во взаимодействие с природой. Художники только фиксируют этот диалог, не прибегая к фотомонтажу и коллажированию.

Франциско Инфанте, Нонна Горюнова, из серии «Игра жестов», 1977
Франциско Инфанте, Нонна Горюнова, из серии «Игра жестов», 1977

Быть вне жанра

Искусствоведы и близкие друзья Инфанте Джон Е. Боулт и Николетта Мислер как-то сказали, что «не вписывающийся — ключевое слово в оценке синтетической сущности искусства Инфанте». Несмотря на то, что художник постоянно черпает вдохновение из всевозможных течений, манифестов и идей, его искусство нельзя поместить в рамки какой-либо эстетической или исторической классификации. Его Артефакты — это своего рода пограничное искусство, которое едва ли можно категоризировать. Об этом говорит и само место действия, где создаются работы: зачастую им становится берег Средиземного моря или подножье Альп, то есть промежуточные пространства, лишенные какой-либо четкости. Композиция играет со зрительским восприятием: в попытках определить, где заканчивается вода и начинается суша или небо можно легко принять геометрическую линию за линию горизонта, а очередное геометрическое зеркало — за выступ скалы. Но в этом и есть очарование и притягательность работ Франциско Инфанте-Арана, ведь это не только исследование вселенной, но и нас самих.