Найти тему
Друг для друга Курск

Проехать на желтый и не получить штраф

Оглавление

Водители периодически получают штрафы за проезд на желтый светофор. Этот сигнал считается и запрещающим, и разрешающим. Когда за такой маневр грозит наказание, а когда нарушения нет, объяснили эксперты портала «АвтоНьюс» и Верховный суд.

В России стало появляться все больше новых светофоров: с более яркой подсветкой, с немигающими зелеными секциями и с более длинными мигающими желтыми. На этом фоне эксперты предлагают продлить фазу мигания желтого сигнала светофора в зависимости от скорости и количества полос на дороге, где он установлен. Но водители до сих пор по-разному трактуют работу обычного желтого сигнала и допускают нарушения при проезде на этот сигнал. На примере решения Верховного суда, опыта экс-инспектора ГИБДД и юристов эксперты портала «АвтоНьюс» разобрали, как не получить штраф за проезд на желтый.

Въехать на перекресток на желтый – это нарушение

В качестве примера взяли ситуацию из Сыктывкара, где на одном из перекрестков столкнулись два автомобиля. Сотрудники ГИБДД отсмотрели записи с видеокамер и пришли к выводу, что водитель «Шкоды» проехал на запрещающий – желтый – сигнал светофора. Ранее он уже допускал такое нарушение и получил штраф.

Водителя наказали по ч. 3 ст. 12.12 КоАП за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора. Он отделался штрафом 5 тысяч рублей, хотя мера подразумевает и альтернативу в виде лишения прав на срок от четырех до шести месяцев.

Автомобилист дошел до Верховного суда, пытаясь отменить постановление. Он настаивал, что проехал на разрешающий сигнал светофора. Дело в том, что при разборе ДТП именно нарушение ПДД считается одним из подтверждений виновности водителя в совершении аварии, следовательно, его страховой компании в такой ситуации приходится покрывать ущерб по ОСАГО. Если же ущерб превышает 400 тысяч рублей, виновнику приходится покрывать оставшуюся сумму – уже после гражданского иска со стороны потерпевшей стороны. В дальнейшем страховка для водителя становится дороже.

Верховный суд постановил, что водитель совершил маневр уже на желтый запрещающий сигнал светофора, и отменить штраф не получилось.

Можно ли завершать маневр на желтый сигнал

Юристы замечают, что существуют определенные границы, где водителю следует остановиться при включении желтого сигнала светофора. Например, стоп-линия. Если к моменту пересечения этой границы уже загорелся запрещающий сигнал, а водитель продолжил движение, это будет считаться нарушением.

То есть за проезд на горящий желтый сигнал водитель будет наказан. Он может пробовать обжаловать наказание, но если при имеющемся ограничении скорости на данном участке водитель мог остановиться либо намеренно создал условия невозможности остановки, увеличив скорость перед светофором, то избежать наказания не удастся.

«В ПДД есть указание о том, что проезд на желтый сигнал светофора может быть разрешающим при условии, что остановиться перед установленными границами (например, стоп-линией) невозможно без экстренного торможения, то есть торможения юзом, – поясняют эксперты. – Однако многие водители, имея реальную возможность остановиться, наоборот, увеличивают скорость, чтобы умышленно создать условия невозможности остановки автомобиля без торможения юзом. Это проявление безответственности, что создает реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу как самого водителя, так и окружающих».

Когда штрафа за желтый не будет

Водителям, которые при включении желтого сигнала не могут остановиться перед стоп-линией, не прибегнув к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение (п. 6.14 ПДД), объяснил в беседе с «АвтоНьюс» руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский.

Он предупредил, что воспользоваться этим вариантом получится далеко не всегда. Таким исключением нередко прикрываются водители, которые могли бы заранее затормозить, но не сделали этого. «Сейчас для лучшего информирования есть и зеленый мигающий сигнал, и обратный отсчет времени. Поэтому ГИБДД настроила все камеры фиксации так, чтобы таким водителям, проезжающим на желтый, приходили штрафы», – предупредил Шумский.

Эксперт напомнил, что сейчас в России проводится эксперимент по полной отмене мигающего зеленого сигнала. На этом фоне он предложил увеличить допустимое время мигания желтого до 4–6 секунд, чтобы автомобили успели затормозить. В России же по ГОСТу желтый может мигать только 3 секунды.

Шумский также заявил о необходимости более четко прописать в ПДД, что является разрешающим, а что запрещающим сигналом светофора. Пока слишком неоднозначно трактуется работа желтого сигнала: это и запрещающий, и разрешающий, и предупреждающий сигнал. Получается, что каждый водитель по-своему оценивает его.

На мигающий зеленый нельзя разгоняться

Попытка проскочить на желтый всегда будет считаться нарушением ПДД, заявил основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД.

«Если водитель успел въехать на перекресток на зеленый мигающий, тогда это допустимо, надо ехать дальше, поскольку он обязан этот перекресток покинуть. Но если он проедет на желтый, то вопросов уже не будет. Для этого ведь и придумали зеленый мигающий, чтобы водитель мог оценить, подъезжая к светофору, хватит ему времени на остановку или нет. Тем более что на многих светофорах сейчас виден отсчет работы сигнала», – пояснил Ильинов.

Эксперт сказал, что ДТП случаются в ситуациях, когда водители видят зеленый мигающий и добавляют газ. «И потом они пытаются доказать, что не могли остановиться без экстренного торможения. Но если вместо тормоза жать газ, то, конечно, остановиться не получится», – заключил бывший сотрудник ГИБДД.

Бывают ситуации, когда у светофора все время горит только желтый мигающий сигнал. В таком случае он разрешает движение, просто информирует водителя, что впереди нерегулируемый перекресток или пешеходный переход. Штраф автомобилисту грозит, только если на таком нерегулируемом участке он не уступит дорогу пешеходу или автомобилю, который едет по главной дороге.

autonews.ru

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1529/auto/003311/.

Архив статей газеты ~ № 6 (1529) 6 февраля ~ 2024 год.