Тема, которая представляет сейчас для меня интерес - это стыд. Какое-то время назад я предпочитала его не замечать, хотя по факту его было много. Делать вид, что его нет. Не чувствовать. Мне не стыдно. То есть это была какая-то часть меня, замороженная, и на поддержание у этой заморозки отрицательной температуры уходила моя энергия. Удобная защита, да, она позволяла мне мне погружаться в неприятные для меня переживания, но попахивала расщепленочкой).
И вдруг, на каком-то году терапии, я стала чувствовать стыд. И я поняла, как его много в моей жизни, овердофига. Но теперь не получается привычно отморозиться. Защита перестала работать, и в этом месте я чувствую свою уязвимость. Разбираюсь со своим токсическим стыдом, когда головой понимаю, что тут нечего стыдиться, но все равно его чувствую. И если мы испытываем вину за свои действия (то,что мы сделали или не сделали), то чувство стыда мы испытываем в отношении того какие мы, а точнее какими нам быть нельзя. Тут набор этих качеств может различаться - кому-то нельзя быть уязвимым, а кому то чувствительным, ошибающимся, громким, растерянным или смешным.
За стыдом часто стоит страх отвержения, родом это конечно же из детства - когда родители (или другие значимые взрослые) стыдили ребенка за то, что он "какой-то не такой". И если ребенок какой то не такой, это было для него чревато отвержением (а на языке маленького ребенка это было равнозначно смерти, поэтому зачастую отвержение является таким труднопереносимым). Поэтому ребенок старался быть "каким-то таким", хорошим, отщепляя части себя, чтобы не сталкиваться с собственным стыдом и соответственно, с возможностью пережить отвержение значимым взрослым.
Почему родители стыдят своих детей? А что, это же очень удобно - ребенок громкий - а для нас это непереносимо по тем или иным причинам - начинаем стыдить ребенка - говорим, фу, какой мальчик, или фу какая девочка?? Ты чего раскричался? Ты только посмотри, как ты выглядишь!! То есть это способ регулировать поведение ребенка, при этом ребенок усваивает, каким ему нельзя быть, чтобы оставаться "хорошим" в глазах родителя. Ну либо родитель сам в стыде, ему стыдно, что его ребенок ведет себя тем или иным образом - к примеру, активен, общителен, подходит к незнакомым людям и чтобы не чувствовать свой собственный стыд, родитель начинает стыдить другого. Прекрасная возможность не контактировать с собственным стыдом. И опять же вырабатываются защитные механизмы как не попадать в стыд. К примеру, стать перфекционистом (-сткой) или отличницей (отличником), никогда не допускать ошибок (или не признавать их) - "хороший" способ избегать попадания в стыд. Правда нужно прикладывать много усилий, чтобы все время "быть на коне", это сопряжено с большим напряжением, но зато не в стыде.
Но есть и хорошая новость!) Со стыдом можно и нужно работать! Что же с ним делать? Как и любое чувство - проживать. Разбираться, где токсический стыд. Разрешать себе быть СОБОЙ - слабым, громким, ошибающимся, волнующимся, растерянным, обретать целостность, возвращать себе отщепленные части себя. Стыд боится огласки и публичности - говорить о нем в безопасном для себя месте, получать поддержку. Приглашаю вас в терапию, если вам откликается эта тема.
Автор: Ракитина Александра Георгиевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru