Вполне возможно, что во время посещения Рима вы забирались на вершину Капитолия, одного из семи холмов, на которых был основан город. Здесь находится знаменитая площадь Пьяцца дель Кампидольо, на которой возвышается Ратуша, со знаменитым тротуаром, созданным Микеланджело, бронзовой статуей Марка Аврелия верхом на лошади и Капитолийскими музеями, где хранится культовая Капитолийская волчица.
Именно здесь находилось древнеримское культовое сооружение — храм Юноны Монеты, рядом с которым находился римский монетный двор. Нетрудно догадаться, что отсюда и произошло слово «монета». «Монета» — это термин, который с его различными вариантами был принят во многих языках, от русского до испанского.
Храм Юноны Монеты имел большое значение, поскольку в нем, помимо чеканки римских монет (до времен Домициана, когда большая часть мастерских была перенесена в район вокруг Колизея), хранились архивы магистратов. Также хранились Libri Lintei, или официальные реестры, сама память о Риме. Либри Линтей получили свое название (что означает «льняные рулоны») из-за ткани, на которой был написан текст. Но кем на самом деле была Юнона Монета? Юнона, дочь Сатурна и Опса, сестра и жена Юпитера и мать Марса, Вулкана и Люцины, была одним из величайших божеств римского пантеона.
Важно отметить, что римская мифология основывалась как на греческой, так и на этрусской мифологии. В случае Юноны ситуация осложняется подразделением фигуры богини на различные аспекты, как богини неба и света, а также защитницы супружеского плодородия и его фаз (ухаживание, брак, беременность и роды). Для каждого из них использовалось свое имя или эпитет: Матер, Куритис, Люцина, Регина, Целестис, Капротина, Флувия, Тутула, Фебруалис, Оссипагина, Пронуба, Помона, Цинксия, Интердука, Доминука.
Юноне Монете, как покровительнице государства, была поручена охрана богатств Рима, которые были отчеканены прямо рядом с ее храмом. Вот почему национальные монетные дворы называются монетными дворами, и именно поэтому на римских монетах когда-то была надпись «SM», аббревиатура от «Sacra Moneta». Богиню обычно изображали с весами и рогом изобилия, а также с орудиями для чеканки монет (молотком, щипцами, наковальней). Эта иконография сблизила ее с Вулканом, отсюда и тот факт, что эти два божества часто ассоциируются.
Откуда взялся эпитет «монета»? Есть две теории.
Первая теория
Согласно первой гипотезе, ее этимология отсылает к латинскому слову «monere», имеющему несколько значений: «напоминать, предупреждать, наставлять, учить». Юнона Монета несколько раз на протяжении всей своей истории предупреждала римлян о вражеской агрессии против них. Например, Цицерон рассказывает, что богиня, предупредив о землетрясении, потребовала принести в жертву вепря. Однако, сегодня эта теория не принята, поскольку известно, что уже существовал внеримский культ божества по имени Монета, которое, когда ее культ стали использовать в Риме (город, который без проблем принимал другие религии), было ассимилировано с Юнона.
Пришел ли этот культ из эллинского мира? В «Суде» (византийской энциклопедии X века по истории, литературе и происхождению слов) под заголовком «» («Монета») фигурирует имя упомянутой выше богини. Считается, что она была названа так потому, что эллины молились Гере (Юноне греческого мира), когда им требовались средства во время войны с Пирром, и она отвечала, что если они будут стоять твердо, то у них не будет недостатка в деньгах. Когда война закончилась, они почтили ее, назвав Гера Монета, что означает Советница, от латинского глагола «moneo» («советовать» или «предупреждать»), и установили в ее храме монетный двор.
Вторая теория
Вторая теория относится к греческому «moneres», что можно перевести как «одинарный». Но, тем не менее, был еще один вклад в этот греко-римский синкретизм: работа Ливия Андроника, первого римского писателя. Большинство оригинальных сочинений Андроника утеряно, за исключением около сотни стихов, и мы знаем о них только из других источников. Нас здесь интересует «Одусия», его латинский перевод «Одиссеи» Гомера.
Андроник был первым, кто использовал сатурнианский стих (самый древний стих латинского стихосложения, возможно, с греческим влиянием). С этой целью он, не колеблясь, прибегал к архаическим выражениям (считавшимся старыми даже в его время), чем придавал тексту большую торжественность, и использовал римские имена богов, стараясь при этом оставаться верным гомеровскому оригиналу.
Однако не все стихи являются сатурнианскими, и среди тех, которые имеют другие формы, есть один, в котором он упоминает Монету: «Nam diva Monetas filia docuit...», что означает «для дочери богини Монеты, сказанной...», имя, которое Андроник использует, чтобы приравнять это божество к титаниде Мнемозине, дочери Урана и Геи, матери девяти муз. Поскольку Мнемозина была богиней памяти, посвященные в орфических ритуалах, пили из реки, носившей ее имя, хотя она также была частью культа Асклепия.
Другой автор, назвавший ее в своем произведении «Теогония», - это поэт Гай Юлий Гигин (еще один освобожденный раб, как и Андроник), который делает ее потомком Юпитера и Климены, хотя он единственный, кто предполагает эту связь.
Мнемозина была ассимилирована в римской мифологии с Монетой, и Андроник разделил их с литературной точки зрения, назвав первую именем второй в своем романизированном переводе Гомера. Но что интересно, эпитет Монета был связан с Юноной. Потому что, хотя в ее храме на Капитолии хранились те исторические документы, которые содержали Libri Lintei, монетный двор тоже находился там, и концепция просуществовала по крайней мере до средневековья.
Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Мы в «Тelegram», в VK»
___________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы:
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Свежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.