Решила сегодня опубликовать вторую часть автобиографии о значительной части моей творческой жизни - коллекционировании винила и создании миксов. Это исключительно моя проекция происходящего в мире музыки. Исторически значимой ценностью не является. Посвящаю всем моим друзьям по Интересу. Люблю вас, спасибо. ♥
Заинтересует это любителей электронной музыки в стилях oldsool breakbeat&hardcore, hardcore&happyhardcore, jungle&drum'n'bass, garage&2step, breaks.
Винил и я. Часть 2
«Я не совсем диджей, точнее, я совсем не диджей».
Началось все очень давно. Наверное даже тогда, когда в 4 года меня посадили за фортепиано. Об этом было написано в статье "Начало пути. Часть 1".
Оглядываясь в детство, скажу лишь о том, что тогда диджеи на радио мне казались Богами. И я была уверена, что вырасту и стану диджеем). Долго ли коротко ли, в моем доме появились вертушки, микшерный пульт и начали появляться виниловые пластинки. Также, у меня появилось много друзей по музыкальным интересам на разных ресурсах, в том числе за границей.
А у друзей есть дни рождения.
Что подарить человеку, когда он живет недалеко от Лондона или на Канарах? Правильно — отличный микс с любимыми треками.
Но то, что мне хотелось в принципе сводить на виниле, нужно было искать, покупать, ждать пока приедет. Купить сразу все было невозможно. А идеи «горели» в голове. Поэтому я писала Wishlist желанных пластинок, заказывала их по мере появления денег и нужных мне экземпляров в продаже. Чтобы идеи не гасли, изменила себе и установила Virtual DJ. Конечно, убеждая себя в том, что я перeсведу потом все то же самое на виниле))).
За пару лет до появления винила в моей жизни, я была просто коллекционером любимых треков. Тех, которые нашла и опознала из радио-эфиров моей юности. А также, любимого для меня UK Breakbeat и Hardcore саунда 91-93 годов.
Самой классной программой для выкачивания сокровищ был SoulSeek. Там меня и начали приучать к порядку, который должен сопутствовать всему музыкальному, если ты занимаешься этим всерьез. У ребят — коллекционеров все было отсортировано не просто по названиям проектов, а по лэйблам, по алфавиту. И если у желающего обменяться музыкой в папках был треш, то ему не давали ничего скачивать и блокировали. Пришлось учиться сразу все раскладывать по местам. Чувство было самое бесячее. Так как мне особо некогда было этим заниматься, моей дочуне на тот момент было 4 года. И я устроилась работать в детский садик, чтобы не возить ее через полрайона в тот, который дали по распределению.
С порядком в записях началось все самое интересное. При правильной сортировке стало видно, какие пластинки остаются не охвачены никем. Тут-то я и решила начать покупать «недостающие элементы». Это было ужасно интересно, причем не только мне. Заодно я могла заказывать и те пластинки, которые мне самой очень нравились, чтобы слушать в качестве. Так как качество большинства скачиваемых треков было очень низким, порой даже ниже 128 кбпс, а высококачественными рипами в WAV между собой делились только владельцы объемных виниловых коллекций. Одним из которых мне посчастливилось стать. Тут уже мне были открыты многие «двери» и «вкусные» коллекции. Но попадались и редкостные снобы, вызывающие у меня чувство тихого бешенства и грусти..
Так или иначе, моя коллекция на компьютере позволяла уже очень хорошо ориентироваться в любимых стилях и периодах их популярности, представлять и топы сезонов, и раритеты. А также, свободно подбирать треки для миксов по скорости и настроению. Коллекция винила также постоянно пополнялась, принося мне все новые знакомства и связи в Англии, Испании. Забегая вперед скажу, что благодаря этому уже в следующем творческом периоде мне посчастливилось пообщаться с известными музыкантами — Vinyl Junkie, Bay B Kane, Baby D и др.
Теперь можно перейти к самим миксам.
Некоторые из миксов имеют довольно большую продолжительность. Это плохо для классического микса. Тем более, сейчас время ускорилось и у людей нет возможности столько времени тратить на прослушивание чего-либо. Но я преследовала другие цели. Скорее, создать некий экскурс в стиль, в субкультуру, показать эти явления со всех сторон и во всех перерождениях. Какое-то время я сама пыталась анализировать эволюцию музыкальных стилей рэйв-культуры и составлять свою классификацию. Но я была не одинока в этих попытках, поэтому вектор сместился на более актуальные для меня вещи. Думаю, что впоследствии эти работы, представляющие собой эпохальные стилистические «срезы» будут интересны как частный взгляд на музыку тех лет.
“DJ Pink Champagne – From Russia With Love”
Послушать можно в этом плейлисте: https://vk.com/music/playlist/105890936_84048123_4a91e2121529c7ab33
Итак, первый день рождения был у моего английского приятеля Пола из города Лутон — это недалеко от Лондона. У меня на тот момент не было даже никнейма. Но уже была идея записать микс. И мы стали придумывать мне никнейм и выбирать всей тусовкой русских и английских товарищей. Был вариант «Space Girl”, “DJ Broken Heart Bassline” (у творческих людей всегда что-то со статусом “broken”...) и много других, но все браковались и казались банальными. В итоге, мой друг сам же и предложил мне ник «DJ Cheek E Monkey”. На английском он очень понятен и имеет точный прикольный смысл. Пол сказал, что он мне очень подходит. И ник, в принципе, должен быть необычным и даже вызывающим. Для русскоязычных людей ник на английском звучит не всегда так, как для англоговорящих. Так вышло и с моим ником «Дерзкой чувихи». После чего ко мне внезапно «пришел» мой ник «DJ Pink Champagne” и остался со мной по сей день. У меня есть много легенд, почему именно он, но приведу лишь одну: «Этот изысканный саунд быстро ударяет в голову и будоражит душу тысячью искрящихся эмоций». Мне ужасно нравился мой новый ник, так как он очень подходил не только мне, а всему, что я делала. Выдержка лет, стиль, изысканность, перепад самых разных эмоций на протяжении микса — все это я старалась вложить в каждую работу. И я была очень расстроена, когда узнала, что мой ник — это еще и название популярного в то время наркотика. Так как я никогда не употребляла их сама и очень негативно отношусь ко всему, что хоть как-то связано с этой темой и пропагандой. В связи с этим открытием были попытки изменить никнейм еще раз, но так и не нашлось ничего подходящего для меня.
Итак, начало было положено. Мой самый первый получасовой микс для Пола был готов. С косяками, конечно. Но я до сих пор очень люблю его слушать. Он очень эмоциональный. Микс вышел еще с моим первым ником. Я сразу начала делать красивые обложки, а также оформляла треклисты. Порядок прежде всего :). Так они до сих пор и хранятся — каждый в своей папке в полном комплекте с обложками и треклистами.
“DJ Pink Champagne – Oldskool Madness”
Послушать можно в этом плейлисте: https://vk.com/music/playlist/105890936_84048123_4a91e2121529c7ab33
Мне очень понравился весь процесс, и я решила записать что-то не просто красивое, но и полезное не только одному человеку, а всем интересующимся подобной музыкой. Ну и, конечно же, грандиозное! Я ж не могу без этого)).
Я начала приходить к выводу, что самые «сливки» настоящего брэйкбита и хардкора очень плохо доходили до России. Тех, кто был в теме, не так много на самом деле. И я ощущала себя в какой-то мере посредником между UK музыкой и простыми российскими фанатами олдскула тех лет. Отчасти потому, что я общалась непосредственно с зарубежными фанатами «тех самых» лет, посетителями «тех самых» рэйвов, коллекционерами «тех самых» пластинок и даже диджеями. Кстати, это очень помогло мне подтянуть английский :).
Да, были известные отечественные диджеи, которые многое играли на радио и в клубах, но не все ходили по клубам, и вообще, очень интересные пластинки оставались недоступными для нашего слушателя. Целые лэйблы оставались в тени. Мне захотелось создать прямо-таки андеграунд-атмосферу английского рэйва тех лет и записать некую антологию классного брэйкбита и хардкора для наших фанатов. Так родился микс “Oldskool Madness”.
Я очень долго его придумывала. К его созданию мной привлеклись сразу две методики. Одна из них родилась у меня в годы работы в школе (1996-2002). Я была учителем музыки и педагогом организатором. Школа практиковала авторские инновационные программы, которые несколько раз в год объединялись в большой мета-предметный учебный день — Погружение. И я решила создать необычный открытый урок по музыке, который мог бы стать частью «Погружения». Мы с ребятами прослушали большое количество музыкального материала, практически с самого начала 20 века, абсолютно разных стилистических направлений. В заключении пытались построить дерево стилей, проследить эволюцию музыкальных тенденций. И выбрали «Группу века», исходя из определенных нами в процессе прослушивания критериев (эту информацию я оставлю для другой части). В моих миксах я почти всегда использовала этот подход — проследить эволюцию стиля с зачатков до какого-то момента стагнации, где стиль переставал видоизменяться. Это и легло в основу почти каждой моей работы.
Второй прием, который я использовала при работе с большим количеством материала — это «пазлы». Я записывала названия треков на листочках бумаги с BPM, часами их перекладывала, отслушивая треки друг за другом на предмет того, как они сочетаются. Искала необычные и яркие «сводки», чтобы прямо до мурашек. Раскладывала их по возрастанию скорости, объединяла в части, близкие по BPM, настроению, по возрастанию эмоционального накала, выбирала треки для мощной кульминации, чтобы сносило напрочь, а в конце всегда включала треки для катарсиса и последующей рефлексии. Только после того, как микс-пазл был «выложен» на бумаге, он начинал записываться.
Хочу заметить, что сколько бы я не слушала диджеев того времени, самым любимым оставался DJ Slipmatt и его микс, сыгранный на двухлетии организации рэйвов в UK — «Fantazia» в 1993 году. Наверное, от него я почерпнула совершенно чумовую манеру сведения — без правил :).
Так как я была самоучкой, у меня были определенные сложности с перепадом скоростей треков. Приходилось искать нестандартные техники сведения, чтобы выровняться по скорости со следующей входящей частью.
У меня была отдельная папка, куда я собирала самые эмоциональные и мрачные треки. Душераздирающие :). И как раз они отлично украсили кульминационную серединку микса. Постаралась сделать так, чтобы было не оторваться от переходов одного трека в другой, покрываясь мурашками.
Конечно же, минуты этих «страданий» компенсировались стремительным переходом в эйфорический позитив.
Я никогда ни у кого не училась искусству сведения треков, винила. И вообще принципам — как это нужно делать. Все пришло само по себе, опытным путем. Особенно идеи компоновки треков для микса. Поэтому не удивлюсь, если все это сильно отличается от того, как положено :). Я позволяла себе делать все, чтобы микс был драйвовым, с классными стебными приколюхами, чтобы были места «просто мясо» и полностью противоположные — до слез лирические. Эти тенденции сохранены во всех последующих миксах.
Этот микс стал рекордсменом по количеству собранных пластинок для него. К сожалению, некоторые экземпляры не представлялось возможным найти и купить. Отчасти поэтому он так и остался не пересведен на виниле. Зато в нем звучат одни из самых желанных треков для коллекционеров олдскула (см. треклист).
“DJ Pink Champagne - Happyland”
Послушать можно в этом плейлисте: https://vk.com/music/playlist/105890936_84048123_4a91e2121529c7ab33
Одной из подобных объемных подборок стало мое посвящение любимой девушке-диджею моей юности - Регине Громовой с радио «Полис».
Именно благодаря ей я узнала о выходе альбома The Prodigy — Music For The Jilted Generation в 1994 году. И узнала больше о команде, треки которой обожала с 1992-го. Конечно же, микс не обошелся без трека с этого альбома.
Этот микс рушит привычные UK-стереотипы и открывает нам несколько другой хардкор со смешанной ломано-прямой бочкой, и просто прямой, из которого потом образовался Happy hardcore. В этот микс вошли треки немецких, голландских и английских исполнителей, в том числе звучавшие в эфире радиостанции "Полис" в начале 90-х. Эти треки удивительные по своей мощнейшей энергетике, оригинальные по содержанию и звуку.
Ilsa Gold - Up (Space Cube Remix) стоит у меня мелодией звонка на мобильном пожизненно :). До сих пор не нашла ей достойной замены. Удивительно, что нисколечко не надоела.
“DJ Pink Champagne – Above The Clouds”
Послушать можно в этом плейлисте: https://vk.com/music/playlist/105890936_84048123_4a91e2121529c7ab33
Как правило, после каждого микса из-за высочайшей для меня концентрации внимания давление зашкаливало. При том, что я гипотоник и не мыслю начало дня без чашки кофе. (На самом деле, это стало одной из печальных причин по которой пришлось отказаться от дальнейшего обучения сведению, в том числе на виниле). Поэтому грустно улыбаюсь, читая запись на одном из форумов, куда я залила мой следующий микс, посвященный музыке в стилях jungle и intellegent jungle & drum’n’bass: «Этот микс появился вопреки всему. В том числе и здравому смыслу... Мне кто-то из англичан сказал, что неправильно сочетать такие разные по годам треки. На что я ответила, что я не диджей, а музыкант. Я мыслю другими категориями. И все-таки решила попробовать. А еще один мой друг сказал, что его можно было бы назвать Speed Limit 140 на 100))). Это мое давление после работы над миксом... Впору было «карету» вызывать. А название очень многозначительное... Пусть каждый для себя его расшифрует как понимает».
Раньше я не задумывалась о таких вещах, как гармония микса. Мой музыкальный мозг и так прекрасно складывал треки друг с другом, даже если они сочетались весьма странным образом. У меня с детства любовь к импрессионизму в музыке, к фактурным произведениям, а также к диссонансам и синкопам :). Для микса это могло означать только одно — здравствуй грязь)). Даже сейчас меня все время ругают за обилие диссонансов везде. В тот раз я решила еще больше усложнить себе жизнь и начала подгонять гармонии. «Убивала» конфликтующие частоты, старалась выровнять максимально по громкости входящий трек с основным.
Как вдруг, после такой для меня тяжелой проделанной работы я получаю мнение, которое меня просто отправляет в нокдаун. А мнение было вкратце таковым: «Микс сырой, как-то всё не подобрано. Нет идеи. Начало слишком грустное, конец слишком веселый. Эмоциональность перекрывает замысел музыкантов».
Этот отзыв сподвиг меня написать ревью о том, как создавался микс и как «мыслил автор». С надеждой, что еще у кого-то откроются глаза на то, как можно слушать и слышать музыку. Это ревью я вложила в треклист с миксом на память.
“DJ Pink Champagne - Cartoons”
Послушать можно в этом плейлисте: https://vk.com/music/playlist/105890936_84048123_4a91e2121529c7ab33
Немного особнячком стоит одна абсолютно безбашенная и полноценно творческая работа. Идея этого микса вынашивалась параллельно всем другим процессам. В категории “Most Wanted Records” прямо отдельным пунктом у коллекционеров стояли пластинки со всякими приколюхами. Еще сюда можно отнести категорию дабплейтов, нонэймов и т.п. Это и легло в основу создания моего следующего микса.
«Cartoons» - не совсем обычный микс, он состоит не только из треков с сэмплами из мультфильмов, комедий, телешоу, но еще из оригинальных интро оттуда. Поэтому сам собой микс разделился на 5 логических частей, между которыми эти самые интро. Я старалась сделать так, чтобы не терялась целостность при прослушивании, несмотря на такую условную разбивку.
Очень много треков выходили «Not On Label». Или на очень редких пластинках, которыx нет в продаже и не предвидится. Конечно, что-то мне удалось отхватить на оригинальных носителях, но далеко не все.
Часть героев треков можно увидеть на обложке. Которую по полной ваяла на этот раз сама.
Если быть точнее, вас ждут Simpsons, Flintstones, Scooby Doo, Песенка Санты из Микки-Мауса, Rupert The Bear, Мэрилин Монро из "В джазе только девушки" c ее знаменитой «Shue Do Be Do», главная тема из Black Beauty и песенка Мэри Поппинс из английской версии фильма, Roobarb & Custard, Pink Panther, Woody Woodpecker, английское телешоу для детей Rainbow и всемирно известное Маппет-Шоу. Ну и чтобы немножко разбавить весь этот дурдом, немного псевдо-мультяшных треков, например, со звуками R2D2 из “Звездных войн».
Что примечательно, буквально несколько месяцев назад мне удалось узнать автора одного из нонэймов этого микса.
Для того, чтобы делиться друг с другом превьюшками интересных треков и пластинок, мы выкладывали их на ютуб. Потом их начали блокировать из-за нарушения авторских прав. Блокировке подверглись даже целые аккаунты крупных коллекционеров. Но нонэймов это не коснулось. Именно таким образом на моем ютуб-канале оказался один из веселых треков с мелодией Санты с безымянного релиза — Santa In Raveland. И висел там почти 10 лет до тех пор, пока в комментариях пару месяцев назад не написала девушка о том, что она замужем за создателем этого трека. И назвала его имя. Это было очень классно! Потому как отчасти для этого все и затевалось — чтобы раскрыть как можно больше нонэймов и пополнить историю рэйв-музыки 90-х.
«DJ Pink Champagne - To Breaks Or Not To Breaks»
Послушать можно в этом плейлисте: https://vk.com/music/playlist/105890936_84048123_4a91e2121529c7ab33
В тот год в Питере было совершенно адское лето с жарой, доходящей до 37 градусов на протяжении недели. Задыхалась в дыму Москва… А я только и могла, что сидеть в обнимку с кондиционером и сочинять новые «произведения искусства». Тогда я уже понимала, что я не совсем диджей. Точнее, совсем не диджей. И мои миксы — скорее интеллектуальные музыкальные произведения, нежели миксы в их классическом понимании.
Оставался еще один из не охваченных мной стилей — Breaks. Его не очень жаловали российские олдскульщики из-за изобилия «синтетики» в сравнении с классическими брэйкбитом и хардкором. Но я решила попробовать показать, что брэйкс тоже очень крут. Так как обновленные ритмы начала 90-х в виде Hardcorebreaks и Ravebreaks за границей набирали обороты и были очень популярны. А до России как-то не очень доходили. До нас доходили в основном мега-жесткие брэйксовые замесы. И я решила исправить ошибку, как обычно)).
Снова скопирую свою преамбулу для этого микса с любимого форума: «Знаю, что брэйкс нравится не многим. Но опять же, это очень подвижный стиль в плане отклонений в другие «стороны», смежные стили. Он недалек и от брэйкданса, и от того же хардкора, и особенно от драм энд бэйса. А как хороши ремиксы на популярные треки известных исполнителей вроде Bjork, Depeche Mode в брэйкс -обработке! Жаль, что не все интересные вещи удалось отыскать в приемлемом качестве…
Когда я задумывала микс в стиле брэйкс, в моем представлении он был совсем другим. И бОльшая честь первоначально выбранных треков не вошла в эту работу. По ходу дела выяснилось, что это очень сложный стиль, если задаться целью сделать разнообразный микс и не утонуть в синтетике. Для этого надо чаще менять настроение треков, ритмику, звучание, скорость и еще очень много деталей. То есть, традиционной схемы для меня не получилось, равно как и традиционного брэйкс -звучания, получились американские горки. В этом миксе 3 раза меняется скорость от 140 до 175 BPM. Опять же хотелось создать единую историю от начала и до конца. Не хотелось делать таким длинным. Но как показывает практика, если берется большой временной разброс между треками, то в меньшее время не уложиться, иначе будут явные нестыковки. В любом случае, я постаралась сделать микс очень разнообразным по звучанию, чтобы не было скучно.
С качеством некоторых треков не очень повезло, как я не пыталась их выровнять в процессе, не везде это удалось. Но не хотелось терять идею. Для повышения скорости тоже приходилось исхитряться как получится. Например, где-то пришлось добавить лупы и потом резко синхронизировать со входящим треком. Получилось забавно. В грубом приближении, в миксе можно выделить 3 основные части. Ранний лирический брэйкс, современный с некоторыми неизданными треками, и скоростной финал на границе брэйкса и днб. Лейтмотивом сквозь весь микс идут "восточные" мелодии. Они придают романтики незамысловатым битам. Самое главное, что центральным, кульминационным, переломным треком здесь выступает работа нашего общего друга Юры и его проекта «The Power». За что ему огромное спасибо, так как именно этот трек утвердил окончательно мои намерения сделать все-таки этот самый микс в стиле брэйкс. Поскольку многие сомневаются в этом стиле, для кого-то это полный отстой, кто-то наоборот прется от этого саунда, название микса отражает отчасти и мои внутренние колебания относительно этого стиля, - перефразированное "To Be Or Not To Be" = «To Breaks Or Not To Breaks». Ну и картинка подходящая - смесь прошлого названия с настоящим, воплощенная в сюрреализме. Надеюсь автор картины, современный талантливый художник Андрей Баландин, не обидится на меня за подобное использование его шедевра. Музыканты и художники должны дружить».
Возможно, если бы не мучительное лето 2010-го, не случилось бы столько интересных миксов у меня. Сказались вынужденные посиделки дома.
“DJ Pink Champagne – Midnight Romance”
Послушать можно в этом плейлисте: https://vk.com/music/playlist/105890936_84048123_4a91e2121529c7ab33
Близилась спасительная осень и день рождения еще одного моего друга с Тенерифе. Это удивительный и светлый человек. У него на тот момент была невероятная фонотека. У него были все самые «вкусные» и желанные коллекционерами пластинки, стоимость которых в то время доходила до 500 фунтов и выше. И он совершенно безвозмездно делился со мной рипами в высоком качестве. Его любимыми стилями были UK Garage и 2 Step. Особенно, клипы в этих стилях, изобилующие красивыми женщинами)). Я была не очень продвинута в этих стилях. Но с выбором треков мне очень помогли друзья с олдскул-комьюнити.
В своем миксе я пыталась избежать обилия грузящего классического бэсслайна, на котором самой все время хочется выключить гаражные миксы и добавить разнообразия. Без него никуда, конечно, но в умеренных количествах. Поэтому в этом миксе присутствуют все классические представители garage stylee, и даже garage house. Начала я аж с 1992 года. А закончила… 2006-м. Сводить было тяжело. Особенно ровный бит на 2 step и обратно. Плюс, басовая линия garage чистая, и когда накладывается даже в том же ритме басовая линия входящего трека, если вдруг идет несовпадение по частотам, то уже слышно дублирование звука... Приходилось выкручиваться при помощи кроссфейдера и минимизировать параллельно звучащие моменты, иногда «убивать» лишние частоты... В общем, помучилась я прилично. Зато в результате появился интерес к музыке в стиле garage. А в ответ в виде признательности от моего друга я получила его профессионально сведенный микс на виниле в стиле garage, записанный на CD диск.
Этот микс стал одним из последних моих обширных работ в этой сфере. Как я уже говорила выше, из-за странного повышения давления, мне пришлось подумать о более спокойном занятии... Сейчас я считаю однозначно, что эта музыка действительно сложна для нервной системы и нужно обладать устойчивой психикой для того, чтобы посвятить ей свою жизнь.
К тому времени у меня уже был установлен Аблетон. На протяжении работы с миксами я его открывала, ужасалась и закрывала. Я не понимала вообще — что с ним делать. Читать мануалы я не умею, а главное - просто не люблю :).
Шел сентябрь 2010-го. Близился день рождения моего очередного музыкального друга, который жил уже несравнимо ближе — в Москве. Надо было что-то делать. Я открыла Аблетон и поняла: «Эврика!» Это будет трек.
PS:
Если вы подумали, что я была исключительно виртуальным диджеем, то вы не совсем правы. Все это время я параллельно тренилась на вертушках по мере появления новых пластинок. Но я всегда была полным «лопухом» в вопросах коммутации и все время откладывала «на потом» подключение вертушек для записи. Думала примерно так: «Это все просто тренировки, вот приедут все пластинки для первого микса и тогдаааа...». В итоге, когда меня уже так конкретно начало прижимать давление, я все-таки решила записать один небольшой фрагмент на виниле из любимых пластинок. Но что-то пошло не так... Во-первых, одна пластинка была с хорошим таким глюком - при нарезке винила производители допустили ошибку — сбой целого квадрата буквально на секунду, который находился в таком неудачном месте, что свел «на нет» все подгоны по скорости. И меня угораздило начать сводить именно на этом кусочке. А во-вторых, в момент моего любимейшего приема - перекидывания кроссфейдера с канала на канал - кросс просто взял и в самый «горячий» момент потерял контакт — пропал звук… Это было фиаско. Словно Вселенная мне орала уже во всю глотку — бросай ты вот это вот все!»
Послушать Small Turntables Training Mix можно в этом плейлисте: https://vk.com/music/playlist/105890936_84048123_4a91e2121529c7ab33
👉🏼Буду рада встретиться в комментариях с диджеями и музыкантами близких стилей. Пишите!