1 февраля в Академии прошел заключительный этап Олимпиады школьников по английскому языку. Пока будущие абитуриенты решали задания в аудиториях, их родители собрались в лекционном зале главного корпуса, где доцент кафедры гуманитарных дисциплин Факультета рыночных технологий ИОМ Наталия Леонидовна Минаева провела мастер-класс «Подготовка к школьным экзаменам: как помочь ребенку и себе».
Преподаватель Института отраслевого менеджмента Президентской академии Наталия Леонидовна Минаева читает лекции по психологии как студентам, так и взрослым слушателям программ дополнительного образования. Во время студенческих зимних каникул Наталия Леонидовна выступила перед необычной аудиторией – родителями абитуриентов. Её мастер-класс был посвящен двум вопросам, всегда актуальным для родителей: «Как помочь ребенку справиться с напряжением?» и «Как в стрессовых ситуациях сохранять спокойствие самим?».
В ходе выступления Наталия Леонидовна не только дала практические советы, но и привела научные обоснования их эффективности, а также предложила слушателям применить несколько техник прямо в зале.
«Вы же сейчас здесь сидите, а сами наверняка думаете, как там мой ребенок?» – спросила ведущая мастер-класса. Несколько слушателей засмеялись, сказав, что «всё, что могли, уже сделали». Впрочем, большинство родителей все-таки закивали.
1. Помогите сначала себе, потом ребенку
При аварии в самолете взрослый должен сначала надеть кислородную маску на себя и только потом на ребенка. В стрессовой ситуации родителям также необходимо в первую очередь добиться собственного спокойствия. От психологического состояния ближайших родственников зависит и поведение школьника – даже в подростковом возрасте.
2. Управляйте своими мыслями
На слова и поступки часто оказывают влияние так называемые руминации – мысли, которые постоянно крутятся в голове, как правило, ближе к вечеру («А вдруг не поступит на бюджет?», «Как найти деньги на репетиторов?»). Просто не думать о чем-либо очень сложно: «Попробуйте не думать о белом медведе с черным носом», – предложила Наталия Леонидовна. Более действенный способ контроля – целенаправленно замещать одну мысль на другую. Вместо переживаний о будущем ребенка лучше вспомнить о его достижениях.
3. Практикуйте техники осознанности
Искусство управления сознанием можно тренировать. В последние годы эта практика известна под названием «mindfulness». По мнению Наталии Леонидовны, фокусировка на настоящем моменте полезна для психологического благополучия семьи: «Когда мы фокусируемся на предмете или на ощущениях, мы неспособны тревожиться», – объяснила ведущая мастер-класса. Наталия Леонидовна предложила слушателям взять в руки сумку и сконцентрироваться на ней: потрогать ее, рассмотреть со всех сторон, ощутить фактуру материала, из которого она изготовлена. «Кажется, что жить здесь и сейчас сложно. На самом деле, для этого достаточно остановиться и “заземлиться”», – пояснила психолог.
4. Используйте дыхательные техники
Дыхательные техники – неотъемлемая составляющая йоги, медитации и любых занятий спортом. Для того, чтобы успокоиться, необязательно осваивать продвинутые упражнения. Наталия Леонидовна предложила слушателям использовать несложную технику «квадратного дыхания»: на счет 1-2-3-4 нужно сделать вдох, затем паузу, потом, досчитав до четырех, выдох и в конце снова паузу. Повторять упражнение требуется до тех пор, пока мозг не переключится с тревожных мыслей на эффективную работу.
5. Как можно больше двигайтесь
Занятия спортом бывает сложно совместить с интенсивным рабочим графиком. Тем не менее пользу для психологического состояния может принести даже небольшая физическая активность. Наталия Леонидовна рекомендовала родителям изменить ежедневные привычки: если не включать в расписание спорт, то хотя бы выходить из автобуса на пару остановок раньше или не пользоваться лифтом.
6. Высыпайтесь
Советы ложиться спать не позже 23:00 и не пользоваться перед сном гаджетами кажутся банальными, однако преуменьшать их ценность неверно. Уровень стресса напрямую зависит от нашей усталости. Кофеин и лекарственные средства могут ее приглушить, но не ликвидировать.
7. Слушайте ребенка активно
Дети в любом возрасте нуждаются во внимании со стороны взрослых. Слушать ребенка следует активно: задавать уточняющие вопросы, проявлять искреннее желание разобраться в его проблемах. Формулировать собственные предложения необходимо в форме «я-послания», а не «ты-послания». Вместо того чтобы кричать «Убери наконец свою комнату!», лучше спокойно объяснить: «Мне неприятно, что твоя комната остается неубранной».
Наталия Леонидовна подытожила мастер-класс важным напоминанием:
«ЕГЭ – это только начало жизненных испытаний. Потом еще будет много всего. Помните, что экзамены когда-то закончатся, а ваш ребенок всегда останется вашим ребенком».
После мастер-класса слушатели быстро спустились на первый этаж в новую столовую Академии. Очевидно, чтобы окончательно снять тревогу за успех их детей при решении заданий Олимпиады.