Найти в Дзене
Думающая история

Китайские алые паруса

Жители южных провинций Китая, увидев лодки с красными парусами, знали – в их городе будет опера.

«Сто портретов персонажей пекинской оперы», конец XIX — начало XX века, Метрополитен-музей. Источник изображения: multimedia.scmp.com
«Сто портретов персонажей пекинской оперы», конец XIX — начало XX века, Метрополитен-музей. Источник изображения: multimedia.scmp.com

Фрагменты оперы можно посмотреть здесь и здесь.

Труппы бродячих оперных певцов не только передвигались, но и жили на лодках, выкрашенных в красный цвет.

Модель красной лодки. Источник изображения: multimedia.scmp.com
Модель красной лодки. Источник изображения: multimedia.scmp.com

Труппы численностью до 160 человек размещались в двух лодках, третья была предназначена для костюмов и сценического реквизита.

Схема расположения мест для актеров. Источник изображения: multimedia.scmp.com
Схема расположения мест для актеров. Источник изображения: multimedia.scmp.com

Члены команды работали и жили на палубе, расстилая на ночь одеяла. Лучшие спальные места для артистов находились в трюме у окон.

Состав бродячей труппы и схема расположения спальных мест. Источник изображения: multimedia.scmp.com
Состав бродячей труппы и схема расположения спальных мест. Источник изображения: multimedia.scmp.com

Наиболее обеспеченные актеры могли позволить себе оплатить работы по застеклению окна или возведению внутренних перегородок.

Спальные места для исполнителей и музыкантов. Художественная реконструкция. Источник изображения: multimedia.scmp.com
Спальные места для исполнителей и музыкантов. Художественная реконструкция. Источник изображения: multimedia.scmp.com

Первоначально в прибрежных городах для бродячих актеров возводили временные сцены из дерева, бамбуковых щитов и холста без сидячих мест для зрителей.

Временная сцена для кантонской оперы. Рисунок-реконструкция. Источник изображения: multimedia.scmp.com
Временная сцена для кантонской оперы. Рисунок-реконструкция. Источник изображения: multimedia.scmp.com

С середины XIX в. начали строить оперные театры из бамбуковых шестов. Эта технология используется до настоящего времени.

Модель бамбукового театра (Музей наследия Гонконга). Техника строительства внесена в список нематериального культурного наследия Гонконга. Источник изображения: multimedia.scmp.com
Модель бамбукового театра (Музей наследия Гонконга). Техника строительства внесена в список нематериального культурного наследия Гонконга. Источник изображения: multimedia.scmp.com

Последний раз красную лодку видели в Макао в 1951 году.

Использованная литература

Marcelo Duhalde, Yan Jing Tian, Dennis Wong. Cantonese Opera: history, performance, theatre and costume design.