Время не остановить, прошлое забывается и только от желания и возможностей людей зависит - сохранить память об этом уходящем прошлом или нет. Часто мы вспоминаем о необходимости сохранить тот или иной образец техники слишком поздно, когда время уже неумолимо довело его до стадии "уничтожения". И тогда требуется много сил и времени чтобы сохранить этот "осколок памяти". Но бывает и так, что волей людей и судьбы появляется возможность получить тот или иной образец военной техники в удовлетворительном состоянии. Следует приложить немного старания и желания (это главное) для сохранения данного артефакта, и новый музей уже скоро радует общество. Такие возможности появляются когда военный объект устаревает и образуется дилемма: "иголки" или музей. И иногда, к счастью, удается реализовать позитивное решение. Пример с норвежской подводной лодкой показателен.
76.Памятный объект: Подводная лодка "Утстейн"("Utstein) тип "Коббен" (проект 207, Германия), Норвегия
Статус: подводная лодка - музей (на суше)
Место расположения: Норвегия, г.Хортен, "Marinemuseet Karl Haakonsven RNN Base" Открыт: в середине 1998 года
Подводная лодка S302«Утстейн» - одна из 15 ПЛ типа «Коббен» («Kobben»), построенных в ФРГ для ВМФ Норвегии в 1964-1967 годах, имеет обозначение "проект 207" (на немецкий манер). Относится к типа малых торпедных подводных лодок, как и немецкая проекта 205.
Заложена на верфи "Рейнстейл Нордзее верке" в Эмдене (ФРГ) в апреле 1964 года, спущена на воду в мае 1965 года, вошла в строй флота - 9 сентября 1965 года. Финансирование строительства подводной лодки осуществлялось Норвегией, а также ФРГ в счет компенсации за ущерб, нанесенный Норвегии Германией во Второй мировой войне.
«Утстейн» - дизель-электрическая подводная лодка прибрежного типа. В составе флота состояла в течение 26 лет. В отличие от других подводных лодок типа «Коббен» S302 «Утстейн» не была модернизирована и выведена из состава флота 12.12.1991 года. В июне 1998 года она стала подводной лодкой-музеем на территории «Морского музея Карла Йохансверна» в базе Норвежского королевского флота в Хортене. Поднятая краном на стенку, подводная лодка была доставлена на трансбордере.
Подводная лодка типа «Коббен» (тип 207) являются модификацией подводных лодок ФРГ типа 205 и идентичны по архитектуре, конструкции и общему расположению исходным подводным лодкам. Отличия состоят: в использовании для корпусов норвежских подводных лодок ферромагнитной стали вместо маломагнитной стали, в большей глубине погружения и приспособленности к эксплуатации в северных морях.
Подводные лодки типа «Коббен» имеют большую длину и водоизмещение, чем германские подводные лодки типа 205. Архитектурно-конструктивный тип: однокорпусная.
Для справки: водоизмещение надводное/подводное - 459/525 т; длина наибольшая - 47,4 м, ширина корпуса наибольшая - 4,7 м, осадка средняя - 4,3 м. Экипаж - 21 человек.
Из 15 построенных подводных лодок в составе Норвежского флота в 2000 году оставались шесть подводных лодок, прошедших модернизацию на верфях «Uzivale Shipyard» в Бергене в 1989-1993 годам. На них были заменены механизмы и установлены новые радиоэлектронные средства. В конце 1980-х годов пять подводных лодок типа «Коббен» были переданы Дании, а четыре подводные лодки, в том числе «Утстейн», выведены из состава флота.
Выведенные из строя флота субмарины типа "Коббен" были заменены шестью новыми, современными подводными лодками типа «Ула» совместной германско-норвежской постройки. Как видим немцы не забывают своего северного "партнера".
Подводная лодка "Утстейн" - дизель-электрическая с полным электродвижением, как и ее немецкая старшая "сестричка" проекта 205. На лодке установлены два дизель-генератора по 405 кВт, два дизеля (в составе ДГ) - по 600 л.с. типа MTU 12V AZ8031 L, один гребной электродвигатель мощностью 1800 л.с. ("Симменс"). Имеет один гребной вал и две группы аккумуляторных батарей.
Силовая установка обеспечивает субмарине (обеспечивала) наибольшую надводную скорость хода 10 узлов, наибольшую подводную 17 узлов. Дальность плавания - надводная 5000 (8) миль, подводная - 200 (4) миль. Глубина погружения - 180 м.
Вооружение подводных лодок типа "Коббен" -, как на проекте 205, восемь 533-мм торпедных аппаратов, способными применять торпеды типа FFV Type 61 (Швеция) или NT37C (США). Запасных торпед нет - все торпеды загружаются сразу в ТА. Все восемь ТА располагались в носовой части.
Судя по фотографиям внутренних отсеков подводная лодка не прошла "жесткой" музеефикации - все осталось как было (в большинстве своем), достаточно верное и точно экономное решение. Ну разве что дверь "прорубили" в прочном корпусе и трап оборудовали, ))
С одной стороны - не так удобно для посетителей, с другой - ежедневный наплыв посетителей вряд ли велик, да и лодка небольшая - всегда можно увидеть и как, да и видеокамеры поставить можно. Радует, что есть доступ в отсеки и выгородки с боевыми постами.
Можно предположить, что здесь свою роль сыграло и то, что конструктивно лодка не предполагает неудобных люков небольшого диаметра в переборках, есть двери, которые не сильно стесняют перемещение между отсеками.
Друзья, а кто из Вас имел возможность ранее (а может и сейчас имеет,))) посетить данный музей? Поделитесь мнением, что видели, как впечатление. И если такие вдруг есть - не стесняйтесь, поделитесь впечатлениями, или своими фотографиями, делитесь своим мнением или воспоминанием - буду рад