В двухмерном пространстве дороги традиционно рассматривают два понятия: дистанция и боковой интервал. Пункт 9.10 Правил дорожного движения обязывает водителя «соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». А вот каковы их конкретные величины, и ПДД, и Административный кодекс деликатно умалчивают.
Штрафа нет, но наказать могут
Именно из-за отсутствия измеряемых, а значит, объективных критериев безопасности дистанции и интервала российское законодательство не содержит норм, устанавливающих ответственность за их несоблюдение.
Довольно часто по результатам рассмотрения подобного рода происшествий Госавтоинспекция выносит определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновника. И это несмотря на то, что в фабуле (описании) происшествия инспектор напишет: «водитель выбрал дистанцию до впереди движущегося транспортного средства, которая не позволила избежать столкновения, чем нарушил требование пункта 9.10 ПДД РФ».
Аналогичным образом рассматривают ситуации, когда машины притираются друг к другу бортами вследствие несоблюдения безопасного бокового интервала.
В ряде случаев несоблюдение дистанции или интервала относят к нарушению правил расположения транспортных средств на проезжей части. Именно так называется 9-й раздел ПДД, в котором, собственно, и находится процитированный выше пункт 9.10.
По части 1 статьи 12.15 КоАП РФ штрафуют на полторы тысячи рублей
Впрочем, даже если такое правонарушение не было вменено водителю, это не означает, что он выходит сухим из воды. Да, вполне вероятно, что штраф платить ему не придется, но это не освобождает его от ответственности за последствия ДТП. Речь о возмещении причиненного потерпевшим вреда в гражданском порядке.
Если ущерб невелик, его может компенсировать ОСАГО. А вот от уголовной ответственности, если в результате ДТП пострадали или погибли люди, страховки не бывает.
Почему дистанция не определена правилами?
Призывы прописать в ПДД конкретные величины дистанции и интервала звучат давно. Однако чиновники не спешат выполнять наказ и вот почему:
- Указанные параметры зависят от множества факторов, включая скорость движения, статические и динамические габариты транспортных средств, погодные условия, состояние дороги и многое другое.
- Введение измеряемых величин сразу же вызовет необходимость их контроля, что в современных условиях практически нереально. Да, в отдельных случаях это можно поручить системам фотовидеофиксации нарушений (как это делают на автобанах Германии), но повсеместный контроль они тоже не обеспечат.
Какая дистанция безопасна?
Раньше для расчета дистанции в автошколах предлагали простой алгоритм: скорость движения в км/ч надо разделить на два и перевести в метры.
Безопасная дистанция на скорости 60 км/ч будет составлять 30 метров.
Главный минус этой методики — в необходимости иметь хороший глазомер. Поэтому сейчас водителей учат рассчитывать дистанцию по времени. Речь идет о правиле «двух секунд».
Когда впереди движущийся автомобиль поравняется с неподвижным объектом, нужно включить в голове «секундомер», сосчитав до двух (для упрощения задачи можно произнести: «Одна тысяча один, одна тысяча два»). Если вы поравнялись с этим объектом до того, как закончили счет, дистанцию надо увеличить. В неидеальных условиях движения можно воспользоваться правилом «трех секунд» по аналогичному алгоритму.
Как правильно выбрать интервал?
В автотехнической экспертизе его параметры рассчитываются по специальным формулам на основе скорости транспортных средств относительно друг друга и вида движения — попутно или навстречу. Однако, столкнувшись с этой задачей на дороге, вы вряд ли полезете за калькулятором.
Принято считать, что безопасное расстояние между автомобилями, движущимися попутно, в том числе при обгоне и опережении, должно быть не меньше половины ширины машины. Интервал же между встречными автомобилями должен составлять примерно ширину корпуса.
]]>