Найти тему

Исторические киммерийцы

Незначительность археологических памятников предскифского периода в степях Причерноморья и Дона не позволяет с уверенностью говорить, что именно здесь жили исторические киммерийцы. Да и трудно представить, как жители степей оказались в Закавказье, где в то время Урарту и Ассирия проводили активную экспансию.

Наиболее древним упоминанием о киммерийцах является письмо некого Арад-сина, относящееся к правлению Урартского царя Сардури второго (760-730 г. до н. э.) где имеются сведения о пребывании киммерийцев в стране Мана, откуда они вступили в Урарту. Вероятно, как союзники Маны, которая уже на протяжении более ста лет вела борьбу, отстаивая свою независимость.

Чуть позже в одном из писем ассирийский царевич Синахериб сообщает отцу Саргону второму (722-705 г. до н. э.): «Набули, начальник укрепленной крепости Халсу, сообщил мне следующее: «Когда он (царевич страны Урарту) пошел в страну Гамир, его войско было целиком перебито, трое его вельмож вместе с их войсками были убиты, а он сам убежал и пробрался в свою страну».

Из чего следует, что страна Гамир находится где-то на северной границе Урарту. Именно здесь в Араратской долине урарты строят наибольшее количество крепостей: Аргиштихинили, Мецамор, Доври, Элар, Тейшебаини, Эребуни. А присутствие там киммерийцев подтверждает местная топонимика: Гомаретское плато, Диди-Гомарети, город Гюмри и другие.

Любопытен и тот факт, что грузинский верховный бог неба, отец богов, господин вселенной, демиург и распорядитель мирового порядка носит имя Гмерти. А в осетинской мифологии Гумиры – грубые и сильные великаны, изображаемые семиглавыми чудовищами, уаиги - нартского эпоса. Гумиры населяли землю до нартов, а позже постоянно с ними враждовали.

Из всего этого можно сделать вывод о более длительном присутствии исторических киммерийцев в Закавказье. И тогда наше внимание не может не привлечь триалетская археологическая культура конца третьего – первой половины второго тысячелетия до н. э., на территории которой распространены перечисленные выше топонимы.

Триалетскую культуру, прежде всего, объединяют общие черты погребального обряда: курганы с каменной, каменно-земляной насыпью; ямные или наземные погребальные камеры чаще всего с отделкой деревом или срубами. Что явно сближает ее со срубной археологической культурой (17-12 вв. до н. э.) между Днепром и Волгой. Так что, похоже, киммерийцы Евроазиатских степей всего лишь беглецы из Закавказья.

Причиной переселения могли стать военные походы хеттских царей в Закавказье, где и следует локализовать страны Каски. Особенно, натиск хеттов усилился после середины второго тысячелетия до н. э., что привело к упадку триалетской культуры и появления здесь нового населения. Иначе откуда в современной Грузии названия, в которых слышны отзвуки тех далеких времен: города Ланчхути, Кутаиси, Мцхета; Месхетский и Джавахетский хребты; исторические области Кахети и Кухети.

После распада Хеттской державы в 12 веке до н. э. ее северо-восточные области стали независимыми царствами. Наиболее сильными из них были Диаухи (Даиаэни – ассирийских источников) и Кулха как их называют урартские источники. Последнее не что иное, как греческая Колхида, правда, уже не та, куда приплывали аргонавты, чтобы помочь ее царю завладеть хеттским престолом. Колхида аргонавтов находилась на побережье Черного моря с центром у впадения реки Галис.

Освоение носителями хеттской культуры территории западной Грузии началось еще с середины второго тысячелетия до н. э. А на рубеже первого тысячелетия до н. э. новая Колхида уже достигает своего расцвета и начинает расширяться. По легенде основателем Пантикапея являлся сын колхидского царя Аэйта. Влияние колхидской культура в это время отмечено и на территорию восточной Грузии, где на юге рядом с Джавахети и Артаани появляется историческая область Кола.

Не без участия переселенцев из Колхиды на северном Кавказе появляется кобанская археологическая культура. Видимо, именно они принесли туда не свойственный для северного Кавказа хеттский обряд кремации умерших. Любопытно и то, что в нартском эпосе есть роды ахсар-таг-ката и ала-гата, а четвертое сословие Осетии называлось кусагами. В древнехеттских текстах (18 - 15 века до н. э.) упоминается собрание всех граждан – пан-кус.

Если говорить об этнической принадлежности исторических киммерийцев, то, наряду с местным населением – кассиями-каспиями, предпочтение следует отдать индоевропейцам, говорившим на одном из языков хеттской державы (возможно палайском – «там напии, как говорят, были уничтожены палеями»). Иначе трудно объяснить появление, на восточном побережье Черного моря ахейев и генеохов, названных так греками из-за родственного им языка.

Исходя из мощи Урарту, на равных противостоящего Ассирии исторические киммерийцы, вероятно, составляли союз племен объединившихся против экспансии соседей. В него входило население, говорившее на пракартвельском, «палайском» и индоиранских языках. К тому же в противостоянии с урартами киммерийский союз не мог не опираться на ресурсы Колхиды, ведь неслучайно в западной Грузии позже возникло царство с названием Имерети.

Появление у царей Урарту серьезного противника на севере не могло остаться незамеченным Ассирией. И вскоре киммерийцы стали привлекаться к военным действиям не только против Урарту, но и других противников ассирийских царей. Самым известным походом киммерийцев было их вторжение во Фригию.

В 717 году до н. э. фригийский царь Мидас (по-ассирийски Мита) заключил направленный против Ассирии союз с урартским царем Русой первым. Но ассирийцам удалось нанести союзникам сокрушительные удары и даже вынудить фригийцев, а возможно и урартов, платить им дань. Но вскоре Мидас отказался признавать зависимость от Ассирии, и тогда те организовали киммерийское вторжение.

Иначе трудно объяснить, почему киммерийцы затеяли войну с совсем не угрожавшими им фригийцами. К тому же чтобы попасть во Фригию они должны были пройти по контролируемой Ассирией территории (хотя бы через ту крепость Халсу). И наконец, позже ассирийцы еще не раз будут действовать подобным образом, но тогда их союзниками уже станут исторические скифы.

По каким причинам на месте киммерийцев вскоре оказались скифов сказать трудно. В анналах Асархаддона (царь Ассирии 681-668 г. до н. э.) есть такая запись: «Теушпу, киммерийца, странствующего воина, чья родная страна лежала далеко за провинцией khubusha, его самого и его армию я уничтожил мечем». С другой стороны в документах, относящихся к его правлению, упоминается киммерийский полк, входивший в состав ассирийской армии.

Во всяком случае, именно царь Асархаддон выдал дочь за скифского царя Партатуа сына Ишпакая (Спарга), скрепляя этим браком новый союз. Но все равно скифов еще очень долго будут называть в Передней Азии киммерийцами, что внесет путаницу в сведения древних авторов о событиях того времени.

https://ridero.ru/books/persy/

https://ridero.ru/books/saki/