Хочу сегодня рассказать одну биографию. Персонаж не является очень известным и информацию пришлось надергать из разных источников. Если кто-то более осведомлен и может дополнить или исправить, буду очень благодарен. А сейчас расскажу то, что нашел.
Нашего героя звали Мартин Нимёллер. Он родился в далеком 1892 году, в городе Липпштадт, что в Германской Империи. Сын лютеранского пастора, он перед Первой мировой войной стал офицером германского флота. Причем не просто флота, а подводного. Это и сейчас требует отваги и мужества, а уж сто лет назад, на заре становления подводных лодок – и подавно. За время войны он дошел до должности командира лодки – минного заградителя. Воевал достойно, результативно, за потопление сразу нескольких кораблей противника был награжден Железным крестом первого класса. То есть, однозначно можно признать, что Мартин был не робкого десятка.
Результаты войны были катастрофическими для Нимёллера, он был потрясен поражением Германии, ему требовалась справедливость, и он мечтал о возрождении былого величия Родины. В те годы он женился и поступил в университет Мюнстера, где стал изучать теологию. Но при этом он активно участвовал в подавлении ненавистных ему рабочих восстаний, где высказывались коммунистические идеи.
В 1924 году в его жизни произошло два важных события. Он был рукоположен в пасторы, а кроме того вступил в партию, на которые возлагал особые надежды – в НСДАП. Со всей страстью патриота он всячески продвигал среди прихожан идеи Гитлера и, как мог, оказывал поддержку в организации антисемитских мероприятий.
В 1933 радости его не было предела, его партия пришла к власти в Германии, начинались новые времена. Однако, буквально через несколько месяцев, Нимёллер понял, что то, что он видит, не сходится с тем, во что он так истово верил. Он, конечно, недолюбливал евреев, но то, что новые власти творили с ними, было уже перебором. При этом Мартин пытался найти какой-то компромисс. Когда некоторые его коллеги, рискуя собой, укрывали у себя евреев или помогали тем сбежать в безопасное место, он таким не занимался. Перелом произошел, когда Гитлер решил влезть в церковные дела и поддержал радикалов из «Новых христиан». Эта протестантская фракция очень вольно обходилась со священными текстами, переписывала по своему Библию, называла Иисуса арийцем и пыталась свести воедино христианство и нацизм.
В 1934 году Нимёллер, вместе с рядом других священников, имел личную встречу с Гитлером. Отношение к ним вождя нации вызвало у него полное разочарование и Мартин стал противником действующей власти. Оставаясь при этом поклонником идеи «великой Германии». Он стал одним из лидеров Исповедующей церкви. Его речи и действия стали раздражать правящую партию и в 1937 году он был арестован. Срок был, правда, небольшим, всего 7 месяцев, но едва выйдя из тюрьмы в 1938 году, он был тут же арестован снова. Дело в том, что лично Гитлер был возмущен легкостью наказания.
В тюрьме Мартин провел 7 лет, всю Вторую мировую войну. Нужно отметить, что когда она началась, Нимёллер написал фюреру письмо с просьбой позволить ему сражаться за великую Германию на флоте. Письмо осталось без ответа. И только в 1945 году он был освобожден американцами вместе с другими узниками концлагеря Дахау.
После войны он прожил еще много, до 92 лет. За это время Мартин успел стать президентом Протестантской церкви Гессена и Насау, затем Президентом Всемирного совета церквей, стал одним из самых известных в Германии противников нацизма, даже лауреатом международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Участвовал в разработке т. н. Дармштадтского послания «Слово о политическом пути нашего народа» (август 1947) и «Заявления по еврейскому вопросу» (апрель 1948), в которых признавалась ответственность церкви и немецкого народа за преступления нацизма и в том числе за геноцид евреев.
Но почему я решил рассказать о нем. Дело в том, что всю свою послевоенную жизнь Мартин Нимёллер в своих многочисленных проповедях и публичных выступлениях раскаивался. Он корил свой народ, а особенно себя, за то, что своим поведением позволил нацизму совершить свои преступления. Он считал себя ответственным за свою слепоту, за недостаточное противоборство, стыдил себя за слабость. Он был убежден и убеждал других в том, что никогда бы нацизм не совершил бы тех ужасов, не покрыл бы позором великую нацию, если бы ее граждане не проявили бы нерешительности и равнодушия.
Во время этих выступлений он часто приводил одни и те же слова. Выступлений было много, иногда он менял там пару определений, но суть оставалась одна. Именно Мартин Нимёллер говорил:
Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за членами профсоюза, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать.
Вот такая судьба.
Что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как всегда, небольшие правила: обсуждаем именно тему, а не друг друга. И не хамим.
Мир вашему дому!
Мой запасной канал (про историю изобретений)
https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02
Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad