Будучи поклонником, в частности, жанра постапокалипсис в литературе и в кино, я естественно, не мог пройти мимо сразу двух новых фильмов, вышедших в Южной Корее.
Итак, это первые фильмы новейшей франшизы – «Выжившие. Бетонная утопия» и «Пустоши». Насколько я понимаю уже в производстве находятся еще два проекта, относящиеся к этому же «миру» - сериал «Бетонный рынок» и третий полнометражный фильм – «Приятные издевательства». С названием наши только чуть-чуть покреативили – добавили «Выжившие», в оригинале просто «Бетонная утопия». Но и на том спасибо, ведь могли додуматься, скажем «Бетонная утопия в Пусане». Невзирая на тот, очевидный факт, что дело происходит в Сеуле. Назвали же они «Криминальный город – 3», как «Разборки в Пусане», при том что герой работает в Инчхоне, а в Пусан даже в командировку не ездит.
Не все корейские фильмы «широки и глубоки», но в случае с «Бетонной утопией» явно есть, о чем поговорить. По моему мнению, фильм надо воспринимать отчасти как притчу, аллегорию, так как логика, условный «реализм» здесь сильно хромает, на троечку с минусом (по десятибалльной шкале), а вот мощь драмы – так на все десять баллов.
Сеул разнесен в щебень и пыль, невиданным по силе землетрясением. Но как-то так получилось, что посреди погибшего города остался совершенно нетронутом один единственный дом-высотка, под номером 103. Часть его жителей уцелела, так как находилась дома, еще немногим удалось вернуться домой сразу после катастрофы, как например, главному герою – молодому госслужащему, проживающему в чудесном доме со своей такой же молодой женой (детей у них еще не было.) К дому № 103 начинают подтягиваться и другие уцелевшие сеульцы (кстати, их не так уж и много), вдобавок ударили сильные холода.
И наконец, завязка сюжета – владельцы квартир дома 103, решили… выкинуть всех остальных на мороз (в буквальном смысле), так как квартиры (даже пустые) принадлежат только им. И создают свою общину. Собственно, как мне кажется, в названии зашифрована ядовитая сатира – общество жильцов, это не утопия и даже не антиутопия. Оно, это общество, по правде сказать, даже на секту не тянет, слишком ущербно, и то что оно накроется дырявым тазом, понятно почти любому зрителю, знакомому с жанром – вот здесь как раз всё логично.
А вот вопросов к «реализму» - вагон и маленькая тележка. Но вместе с тем, это не всё ляпы, часть «странностей», скорее вынужденные пробелы в этой истории, которые создатели фильма не спешили заполнять, приберегая для продолжений. Хорошо, я согласен поверить, что во всем мегаполисе мог уцелеть в полной сохранности только один дом, но вот насчет всего остального…
Фильм сразу берет быка за рога и тащит зрителя в искусную ловушку, причем, судя по комментариям к обзорам, некоторые зрители из этой ловушки, уготовленной в самом начале так и не выбрались. Ловкий обманный финт – зрителя заставляют симпатизировать жильцам. А как же – именно вновь прибывшие устроили пожар и чуть не зарезали одного из ответственных «квартировладельцев», пустивших их к себе.
Именно «пришельцы» пытались откровенно убить двух из «хозяев», когда последние объявили о выселении. Еще тот мальчик, которого с матерью приютила молодая семья главных героев… Очень уж он на вид, отталкивающей внешности. А тот парень в очках, который приютил выгнанных уже после? Внешне он тоже не вызывает симпатии. Как и та вернувшаяся девушка, из 903 квартиры, что заложила Делегата – она бесит сама по себе.
И не сразу понимаешь, что жильцы идут по пути зла, то, что они изначально совершили критическую ошибку. И жена молодого госслужащего – а она по сути второй (а то и первый) положительный герой фильма, слегка … раздражает, что ли, большую часть экранного времени, лишь в финале становится окончательно ясно, что к чему.
Почему дом так важен для своих хозяев? Ведь отопления и воды в нем все равно нет, дров в городе теперь целые горы и ближе к финалу (и особенно в самом финале) показаны места, которые уцелели частично – в них тоже можно укрываться. Откуда взялась еда в многоквартирном доме, какие-то общие запасы, из которых потом выдавались пайки? Ведь очевидно, что никакой еды, кроме как той, что в квартирах (в холодильниках и кухнях) жильцов быть в многоквартирном доме не может. (На первом этаже, у них, знаете ли, никакого местного «Магнита» не было).
Один из вопросов, уже к общему миру, на который так и не был дан ответ до самого конца. Что происходит вообще? Не только с Южной Кореей, а и со всем миром? В начале есть пара разговоров о спасателях, и позже 15-ой минуты фильма (примерно) о спасении никто уже не вспоминает. Вот те раз! Посему среди жильцов не обсуждается (хотя бы однажды): «А где наше правительство? А что с Северной Кореей? Почему нам не помогают другие страны?»
Надо полагать, что и весь мир постигла та же участь… Но вот закавыка – жильцы дома № 103, даже не пытаются узнать и понять, что произошло. У них есть умельцы чинящие электроприборы, (аккумуляторов, кстати, теперь в избытке) и просто должно быть радио. Вспомним, в «Тихом месте», радио уделяется немало времени. Эти же, как будто вовсе не знают о его существовании.
И странно – они решили выкинуть остальных, при наличии свободных квартир, дом пустой, наверное, на две трети. Здесь на мой взгляд, есть один подвох, совершенно не очевидный нашему зрителю, но остропонятный самим корейцам. Южная Корея – это страна «рисовой культуры». А для культивирования риса нужно гораздо больше людей, чем для выращивания пшеницы. Если в деревне мало людей – деревня умрет, индивидуализм в условиях «рисовой культуры» - путь к смерти от голода и холода. Не намекают ли создатели фильма, что их страна, приобщившись к западным ценностям, летит в пропасть?
Аналогию провести легко – пусть в разрушенном Сеуле нет рисовых полей, но масса людей нужна для того, чтобы, разбирая завалы, доставать продукты из магазинов и складов. А «УК» дома № 103 «лишних» выперла, называя их «тараканами».
Еще вопрос – оружие. Кроме труб и ножей, на весь фильм одно ружье и одна динамитная шашка. Я готов поверить в то, что во всем городе уцелела только одна высотка, но в то, что в Южной Корее (70 лет, готовящейся к войне) не уцелели частично военные и полицейские со своими складами и бункерами – с таким допущение, даже фантастическим, я согласиться не готов. А как насчет организованной преступности?
Да, лидер, которого выбрали себе жильцы. Опять же, судя по комментариям, некоторые наши зрители склонные его оправдывать. Дескать, он столько для дома сделал, а они… Проблема в том, что он ничего хорошего не сделал, да и сделать был не способен. Я склонен расценивать эту роль опять как намек – и укор создателей фильма в сторону западных лидеров. На место «правителя» попадает человек, не просто с сомнительным прошлым, Делегат бездарен и туп. Он не смог организовать ни доставку продовольствия, ни защиту дома.
Главный посыл картины, который во всей своей первозданной и шокирующей красе открывается в финале – жить, как нормальные люди, не только нужно, а еще и можно.