Цены на новые машины вышли на плато. Как долго продлится этот период, — в материале ForPost.
В России с самого начала года доля продаж новых автомобилей по сравнению с тем же периодом 2023 года выросла на 77%. Это на 7% ниже уровня января 2022 года, сообщило одно из аналитических агентств.
При этом самой покупаемой маркой стала наша Ladа. Тогда как самой покупаемой моделью стала Lada Granta.
Успешное начало
По словам вице-президента по продажам и маркетингу «АвтоВАЗа» Дмитрия Костромина, январь с его рядом праздничных и выходных дней считают месяцем невысоких продаж.
Между тем продажи Lada по сравнению с 2023 и с 2022 годами выросли. И это хорошее начало даёт повод для оптимизма.
Впрочем, заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто имеет совершенно противоположную точку зрения.
Дело в том, что резкое снижение спроса, произошедшее летом 2022 года, продолжилось и в начале 2023-го. Соответственно, январский рост на 77% текущего года — это всего лишь эффект низкой базы января 2023 года.
Таким образом, сравнивая показатели продаж с декабрём прошедшего года, можно заметить, что никакого роста нет. Есть лишь обычный спад. И это нормально, поскольку для авторынка январь обычно не считался показателем, отметил он.
И что дальше?
По мнению экспертного сообщества, росту продаж в этом году может помешать высокая ключевая ставка, установленная Центробанком.
Тем не менее авторынок России продолжает развиваться, уверен автоэксперт Игорь Моржаретто.
По его подсчётам, в 2024 году может быть продано от 1 млн. 150 тыс. до 1 млн. 250 тыс. новых автомобилей. Это неплохой результат. Правда, в лучшие годы отечественный автопром продавал их до трёх млн. Но, говоря простым языком, для поддержания штанов и это уже отлично.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев полагает, что у продаж новых авто есть три сценария развития. При худшем — продажи снизятся на 10% от прошлогоднего уровня. В лучшем случае — можно ожидать их роста на 36%. А в реалистичном — рост порядка 24%. Но лично он считает, что рост продаж будет в пределах 10%.
А что с ценами?
Цены на автомобили в 2024 году стали расти не так быстро, отмечают эксперты. Можно даже сказать, что сейчас они вышли на плато.
Дальше их рост существенно замедлится, поскольку авторынок пока ещё довольно слаб, а покупатель находится в нерешительности, полагает Игорь Моржаретто.
И здесь высокая ключевая ставка стала причиной дороговизны кредитов, а желание производителей поднять цены наталкивается на эти обстоятельства, пояснил он ForPost.
Государственное субсидирование автокредитов не оказывает на рынок существенного влияния. Ведь в прошедшем году, по словам автоэксперта, по госпрограмме льготного автокредитования было продано всего 30 тыс. автомобилей, тогда как общий объём продаж составил более 1 млн единиц.
Следует отметить, что на госпрограмму льготного автомобильного кредитования на 2024–2026 годы предусмотрено выделение денежных средств в сумме 65 млрд рублей. На эти деньги можно будет продать около 330 тыс. автомобилей.
Здесь необходимо учесть, что действие программы распространяется лишь на работников сферы медицины и образования, инвалидов, а также на мобилизованных, добровольцев и военнослужащих по контракту — участников СВО и членов их семей.
К тому же, отмечает Игорь Моржаретто, сами банки начали напрямую сотрудничать с производителями и дистрибьюторами. Часть процентов по кредиту они берут на себя. Поэтому у покупателей появилась возможность воспользоваться пониженными ставками автокредитования.
«Если обычная коммерческая ставка по автокредиту — это примерно 25%, то по подобным программам ставка может составлять, например, 15–19%, но при этом заёмщик на время погашения кредита обязан обслуживать авто у конкретного дилера», — пояснил Игорь Моржаретто.
Ещё по теме: Новый автомобильный бренд от АвтоВАЗа призван взбудоражить Россию