Найти в Дзене
Добрый Псих

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ В НАШЕЙ СЕМЬЕ. Для родителей, обеспокоенных игровой зависимостью детей

Мои уважаемые читатели часто думают, что в моей семье все проблемы подростков мама-Добрый Псих решает по мановению волшебной палочки. Это далеко не так. Не далее как на этой неделе у нас в семье произошла чрезвычайная ситуация. Сейчас все расскажу по порядку.

Многие читатели знают про моего сына Антона – в прошлом детдомовского хулигана, а по сути – чудесного мальчика, да еще и эмпата. Вот уже 3 года я не нарадуюсь на добрую душу этого ребенка: любит животных, взял на себя заботу о наших многочисленных питомцах, мечтает стать кинологом и изо всех сил помогает мне во всех домашних делах. Так вот, где-то с месяц назад он установил на свой телефон какую-то безумную «стрелялку» PUBG. И началось…

Дело в том, что в моем доме интернет раздается только с моего телефона. Никаких роутеров я не держу – иначе дети всеми правдами и неправдами начнут включать их в неурочное время, в том числе, по ночам, и тогда – прощай, книги, уроки и нормальная учеба в школе!

Но Тинькофф-банк выдает несовершеннолетним свои карты вместе с симками, плати деньги - и играй хоть всю ночь. А самое страшное – PUBG (как и многие другие игры) подобна азартным играм. Там надо «убить» всех других игроков и достичь высшего уровня. Только не духовного уровня, увы! А уровня «ас» или еще выше – «завоеватель». Агрессивная «стрелялка» на выбывание, затягивающая молодежь в пучину игромании я (я читала, что ее вообще не рекомендуют подросткам до 16 лет).

И вот наш добрейший Антон словно сошел с ума – превратился в нервного «звереныша», играющего и по ходу игры орущего целую ночь на весь дом. Игра эта (как и многие другие) приводит психику подростка в весьма нестабильное состояние. Антон прекратил даже гулять. Перестал заботиться о животных и помогать мне. Его единственной целью стало «убить» всех в игре и стать «асом» или «завоевателем».

Дальше – больше. Поскольку Антон целыми ночами играл, то утром, в конце концов, он не смог вставать в школу. День, два, три… Я поначалу списала все происходящее на кризис подросткового возраста (ему скоро 15). А по ночам я сплю крепко – воплей его не слышала, хотя дети и жаловались, что Антон мешает им спать. Наконец, «пазл» в моей голове сложился – и я приступила к действию.

Тут в нашем повествовании появляется новый персонаж – Гагик. А надо сказать, что деревня наша состоит, в основном, из дач, да плюс роскошная дорогая гостиница посредине: красиво и пустынно. Постоянно здесь проживают лишь несколько семей. Так вот, одни из наших соседей – многодетная армянская семья. Их дети дружат с моими, особенно 17-летний Гагик, бывший одноклассник моей Ксюши, очень интересная личность. Мальчик хорошо учится, прекрасно воспитан, помимо 11 класса – работает в помощь родителям. (Именно он помог мне устроить к себе на работу нашего нового паренька, так что у того вчера был первый рабочий день). Гагик, если выражаться научными терминами, прекрасно социализирован, но… если юноша видит несправедливость (например, на улице обижают слабых), то бросается в драку, не задумываясь, даже если обидчики – компания взрослых пьяных хулиганов. Во всей округе, если кто-то кого-то обижает, звучит фраза: «Сейчас Гагик придет!», - и любые агрессоры поджимают хвост. Как вы уже поняли, парень очень силен физически.

Кого только не водили в наш дом мои дети в качестве друзей! Никогда я им не запрещала приглашать в гости сверстников. Просто смотрела на ребят – и относилась к ним по-разному: кого-то привечала, кому-то вежливо (без слов) давала понять, что часто приходить к нам не стоит. Родители часто обеспокоены кругом общения своих детей-подростков. Добрый совет: приглашайте их друзей в гости – быстро разберетесь, кто подходит вашим детям в качестве компании, а кто – нет. Так вот, Гагик приходит к нам ежедневно (он же наш сосед), много помогает мне в делах (парень мастеровой: и лестницу починить может, и кран, и вилку от электроплиты – да еще и объяснит мои пацанам, как держать в руках инструмент и как им пользоваться). В общем – идеальный старший друг для моих мальчиков.

И вот несколько дней назад наш Антон, наигравшись (при помощи сим-карты Тинькофф) ночью в свой злосчастный PUBG, утром, когда я стала будить его в школу, вдруг объявляет во весь голос:

- Я не знаю, где типЫ, чтобы их убить! – и в изнеможении валится обратно на кровать. Все мои попытки поднять «аса-завоевателя» на учебу оказываются тщетны. Забираю лежащий рядом с ним телефон, уезжаю по делам нового мальчика (для него очень многое нужно сделать), приезжаю вечером. Антон сам не свой. Не агрессивен, не кричит (слава богу, мой авторитет в доме достаточен, чтобы не пытаться устроить со мной скандал), ничего не говорит, а просто бродит как дому, как мешком прибитое привидение. Смешно и жалко смотреть: вроде как у алкоголика отобрали вожделенную бутылку или у наркомана – очередную дозу.

Понимаю, что все не так просто. Приглашаю Гагика. Тот пытается провести с Антоном беседу, но его усилия пропадают втуне. Единственное желание Тохи – заполучить телефон и продолжить игру. Бедняга пытается на глазах у Гагика схватить мой телефон и установить на него свой PUBG, но не знает пароль. Залезает под мою кровать и там страдает. Потом объявляет, что, если я не верну его телефон, он заберет мой (зуб за зуб)))

И тут меня осеняет. Я отдаю Гагику и его телефон, и мой. Приходится отменить консультации (я же работаю с телефона) и лишиться интереснейшей книги, которую я закачала себе на «ЛитРес». Тоха понимает: отобрать что-то у богатыря Гагика невозможно. «Страдалец» начинает швыряться стульями и другими предметами, правда (он же все эмпат!) специально так, чтобы не попасть ни в людей, ни в животных. Гагик «заводится», но я прошу его оставить Тоху в покое: ему нужно выплеснуть эмоции, накопленные еще в тяжелом детстве. Наш волк Серый лениво слезает с кровати и вежливо, но доходчиво прихватывает Тоху за мягкое место пониже спины. (Старый волчара не любит никакой агрессии). Тоха ретируется в свою комнату.

И весть этот кавардак происходит вообще без крика, шума и скандала. Гагик удивляется: «Почему Вы, тетя Лена, не кричите? Вот моя бы мама…» А зачем кричать: еще ничто и никогда не было конструктивно решено путем конфликта.

Гагик забирает домой наши гаджеты – и устанавливает на телефон Антона родительский контроль, причем не мой, а СВОЙ (чтобы не вводить парня во искушение хватать мой телефон и пытаться разблокировать). PUBG «машет ручкой» Антону, а Интеренет, по моей просьбе, Гагик начинает отключать Антону в 23 часа. Именно в это время я отключаю свой собственный интернет, переставая раздавать его детям.

В свое время Курс Левин, известный психолог, создатель «теории поля», написал примерно следующее: если Вы хотите запретить что-то ребенку, сделайте это физически невозможным. Хороший принцип!

Сейчас в вашей душе, мои дорогие читатели, поднимется волна протеста: а как же воспитание? Как же чтение морали и разъяснительная работа? Но игромания в чем-то подобна наркомании. Попробуйте провести с наркоманом разъяснительную работу, оставив рядом с ним шприц с дозой!

И что же? Антон теперь крепко спит по ночам, а по утрам идет в школу. Делает уроки. Ложится спать в 23. И даже никакой «ломки» не началось. «Поле», по Курту Левину, вокруг него замкнулось, не оставляя никакого выхода.

Родители сейчас начнут возражать: а у нас, мол, нет в поле зрения никакого Гагика. А наши подростки – не эмпаты, и начнут швырять стулья в нас, а не мимо. А мы не можем не кричать, когда ТАКОЕ творится. И прочее, и прочее.

Дорогие мамы! Я описала эту историю не как пример для прямого подражания, а просто как доказательство того, что и в семье Доброго Психа встречаются сложности. Я не фея-крестная, чтобы по взмаху волшебной палочки тыква превращалась в карету (да и то, вспомните, волшебство крестной имело серьезное ограничение – оно рассеивалось в полночь). Проблемы моих детей-подростков не решаются сами собой.

Я ПРОСТО ДЕЛЮСЬ. Никого не поучаю. Но два важных вывода из этой истории следуют:

- В любой ситуации с подростком можно найти разумный выход. (И даже если у Вас летают стулья, это не значит, что Вы ПЛОХАЯ МАМА. Это просто значит, что Вы пока не придумали, что делать. Справитесь!)

- Не стоит кричать и скандалить! Крик – признак родительского бессилия. Кричащий до срыва голоса родитель просто пребывает в растерянности, не знает, что делать, - и подростки это прекрасно считывают. Все мы иногда не знаем, что делать, – здесь полезно взять «тайм-аут», поразмыслить в спокойной обстановке, когда эмоции не захлестывают нас и не туманят разум.

Всем мамам – терпения и сил!

Елена Бекетова, школьный психолог, канд.психол.наук и счастливая мама шестерых усыновленных и подопечных подростков

-2