5,9K подписчиков

«Посмотрела "Чебурашку" – ужас»: что не так с российским кино

16K прочитали

Только что была на «Бременских музыкантах». Да, этот фильм уже не слишком актуален, но я хотела составить собственное мнение: его то хвалят, то ругают – не понятно, что «за зверь»… В кино было грустно – происходящее на экране большого энтузиазма не вызывало – и у меня появилось время подумать над тем, почему у нас снимают фильмы, посмотрев которые порой хочется написать «ужос».

Мем мультфильму «Бременские музыканты» (фото из свободных источников)
Мем мультфильму «Бременские музыканты» (фото из свободных источников)

«Музыканты», конечно, не ужос. И даже не ужас-ужас, но как-то кисло выглядят. Особенно, если сравнить с мультфильмами (хотя сравнивать фильм и мультфильм дурацкая затея). Можно сколько угодно ныть, что «неумелые режиссеры снова покусились на классику», но факт остается фактом: фильм смотрят. И даже хвалят. Фактически сборы «Бременских» (больше 2-х млрд рублей при бюджете в 1,2 млрд) открывают дорогу бесконечным ремейкам и «новому прочтению», так как зрители хорошо идут на знакомый сюжет. Мало того, у меня есть предположение, что узнаваемые сюжеты позволяют сэкономить на рекламе.

Кадр из фильма «Бременские музыканты», 2023 год (источник фото: kinopoisk.ru)
Кадр из фильма «Бременские музыканты», 2023 год (источник фото: kinopoisk.ru)
Получается замкнутый круг: бюджеты выделяются на то, что потенциально будет иметь успех. А успех (с большой долей вероятности) будет иметь то, что с успехом уже смотрели. То есть, чтобы заработать надо снимать ремейки, приквелы и сиквелы. И даже, если часть зрителей будет недовольна (в случае, когда это не откровенная халтура, какая была в новых «Гардемаринах»), шумиха все равно сделает свое дело: люди пойдут, чтобы составить личное мнение или просто позлорадствовать.

В итоге снимается множество проходных фильмов, не претендующих на звание шедевра, с яркой картинкой, спецэффектами, хорошо сшитыми костюмами, но со странными шуточками и «дырками» в сюжете и поступках героев.

Режиссеры и продюсеры делают ставку на ностальгию, и она... срабатывает. Выходит, что пока горшочек варит фильмы хорошо показывают себя в прокате, ничего не изменится.

Мем по мультфильму «Чебурашка» (источник фото: sandrianoff.ru)
Мем по мультфильму «Чебурашка» (источник фото: sandrianoff.ru)

Капитализм-с

Вложения должны окупиться и принести прибыль, а потом снова отправиться в работу. Поэтому у нас так много фильмов, скроенных по американским лекалам. Они красивы и даже стильны, но без души. Зато людям нравится.

Хорошо, когда сюжет предсказуем, когда в кино можно пойти с детьми и отдохнуть! Отлично, когда фильм не напрягает, а картинка яркая и дает возможность отключиться от повседневной жизни хотя бы на пару часов. Так что нечего возмущаться: «недорежиссеры», «бредятина», «полное дерьмо», «испанский стыд».

Мы создаем спрос на такое кино – нам его и показывают. Кстати, «Чебурашка», упомянутый в названии, очень даже вполне себе. Особенно на фоне остальных «киношедевров»...

Как только массового зрителя перестанет удовлетворять такое положение вещей и он прекратит платить за костюмированные спецэффекты, появится другое кино. Продюсеры и режиссеры быстро считывают вкусы и предпочтения аудитории.

Скучно и невыносимо долго

Если забыть про оригинальный советский мультфильм, претензий к новым «Бременским» (а также ко многим другим современным отечественным фильмам) у меня две: упор на визуальные эффекты и хронометраж. В первую очередь «Бременских» убивает их длина. Да, меня не впечатлила история, но она имеет право на существование. И ее можно было бы вытянуть, если б режиссер монтажа Кирилл Пискарев вырезал на хрен все, что затягивает фильм и не несет смысловой нагрузки. Полтора часа – и был бы класс! Но нет: создатели захотели бòльшего.

«Мы приходим в кинотеатры, чтобы смеяться, плакать, переживать, потому что нам это нужно – всем нам» (Николь Кидман).

С этим не поспоришь, но вы помните, когда в последний раз кино было настолько захватывающим, что вы забыли о времени? За последние пару лет я смотрела только два таких фильма: «Барби» (114 минут) и «Индиана Джонс и колесо судьбы» (154 минуты). На оба я ходила дважды и с удовольствием пересмотрю еще раз. Однако таких картин единицы. При этом по сравнению с концом прошлого века среднестатистический фильм стал минут на 30 длиннее. Конечно, длинные фильмы были и раньше (к примеру «Унесенные ветром»), но ведь не каждый второй! Есть данные, что более длинные фильмы успешнее обычных полуторачасовых (90 минут):

  • «Терминатор 2: Судный день» (1991 год) – 137 минут;
  • «Титаник» (1997 год) – 194 минуты;
  • «Крепкий орешек» (1988 год) – 133 минуты;
  • «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989 год) – 127 минут;
  • «Гарри Поттер и философский камень» (2001 год) – 152 минуты;
  • «Хоббит» (2012 год) – 169 минут;
  • «Аватар» (2009 год) – 162 минуты;
  • «Аватар: Путь воды» (2022 год) – 192 минуты;
  • «Оппенгеймер» (2023 год) – 180 минут.
Профессор киноведения Нью-Йоркского университета Дана Полан в интервью Variety утверждает, что «После появления возможности рекламировать большинство длинных фильмов как особенные и престижные, люди начали думать, что длина положительно влияет на качество».

Но я думаю, что дело не только в рекламе: людям приятно заплатить, как обычно, но получить за это больше. Примерно та же логика, когда потребитель рад купить два в одном или два по цене одного.

Кадр из фильма «По щучьему велению», 2023 год (источник фото: kinopoisk.ru)
Кадр из фильма «По щучьему велению», 2023 год (источник фото: kinopoisk.ru)

Кроме того, моду на длинные фильмы задают спецэффекты, без которых сейчас трудно обойтись (массовый зритель не пойдет на обычный фильм – необходимо зрелище), а их вместе с развитием сюжета сложно уместить в стандартные 90 минут. Вот и получается, что боевики задирают планку и остальные пытаются ей соответствовать.

Далеко не всем картинам это идет на пользу: растянуть банальный сюжет на 2 часа – тоже надо уметь! Американцам это удается, а нашим – не очень. Не надо рвать себя на тельняшку: у российского кино в принципе не получится дотянуться до Голливуда – и зритель другой, и возможности не те. А главное: нет актеров с харизмой. По крайней мере, я не могу вспомнить ни одного: все настолько одинаковы и обычны. Надо искать свой путь.

Мем по фильму «Неуловимые мстители» (фото из свободных источников)
Мем по фильму «Неуловимые мстители» (фото из свободных источников)

Ни таланта, ни фантазии

Чтобы снимать «полный метр» не нужен большой талант. Множество фильмов, которые показывают в кинотеатрах, однодневки: посмотрел, отдохнул, забыл. Но даже такое, одноразовое, кино должно соответствовать некому среднему уровню (если брать за критерий оценки советские фильмы, то такой уровень – это «Неуловимые мстители»* (1966) или «Два капитана» (1976)).

Средний уровень – это, как ни странно, качество и довольно высокое требование к актерской игре, а не только красивая картинка и завораживающие пейзажи. И именно на этом фоне будут появляться картины «выше среднего», а также шедевры! Проблема лишь в том, что мы сильно избалованы советским кинематографом, существовавшим в других реалиях, и согласны только на высший класс: остальное для нас – ниже плинтуса. А так не бывает.

Не понравилась статья – не беда! На канале много других – возможно, они понравятся больше. Пожалуйста, уважайте мнение других людей, даже если оно кардинально отличается от вашего и не хамите в комментариях.

Текст запрещен к копированию.
На канале ведется модерация комментариев.

Сноска:
*Этот фильм остался в истории и был любим зрителем не потому, что снят по высшему стандарту: в то время советские люди не были избалованы большим разнообразием фильмов, как это происходит сейчас. На безрыбье, как говорится, и рак – рыба. А фильм отличный, не спорю. Но не шедевр.