Найти в Дзене
Александр Долгих
Подписаться

Как человечество пыталось 300 лет покорить Северный полюс

Оглавление

Человечество на протяжении всей своей истории стремилось совершать открытия в разных областях науки. Не стала исключением и география. Храбрые путешественники на протяжении столетий передвигались по водным пространствам и суше для достижения непростых целей. В качестве примера можно вспомнить покорение Северного полюса. Это была целая эпопея, которая на протяжении многих лет привлекала внимание всего человечества.

Впервые о покорении Северного полюса задумались в XVII веке. Тогда Европа стремилась к развитию торговых отношений с Китаем. Сухопутный путь занимал слишком много времени. Так и возникла идея попасть из Европы в Китай через Северный полюс. Тогда учёные думали, что летом лёд тает, и у кораблей будет возможность идти по морю, но… лёд не таял даже летом. .

Возглавить экспедицию поручили известному мореплавателю Генри Гудзону. Ему удалось достигнуть восточного берега Гренландии, но дальше плыть он не смог. Попытка пешим ходом двигаться на север не увенчалась успехом. Поэтому путешественнику и его команде пришлось вернуться домой. Неудача постигла и другие экспедиции (например, Василия Чигачова и Константина Фиппса), направляемые к Северному полюсу на протяжении XVII-XVIII веков.

Экспедиции Генри Гудзона
Экспедиции Генри Гудзона

"Жаннетта"

В 1879 году была организована новая экспедиция. Её возглавил Джордж Де-Лонг. Он планировал добраться до цели на судне "Жаннетта", используя Берингов пролив. Но когда корабль находился недалеко от острова Врангеля, судно попало в лёд и вмерзло в него. "Жаннетта" не смогла выбраться из ледяного плена. Экипаж на протяжении 21 месяца (!) просто дрейфовал на корабле, который вмёрз в лёд.

Такая ситуация продолжалась до середины 1881 года, когда судно не выдержало, дало течь и затонуло. Команда "Жаннетты" оказалась одна среди окружавшего её льда. Но опытные моряки сумели достигнуть Новосибирских островов. Используя 3 шлюпки, взятые с затонувшего судна, команда начала плыть в сторону материка. Одна из лодок затонула, но двум удалось добраться до берега. При этом они оказались разделены штормом.

-3

Одной группе посчастливилось относительно быстро добраться до ближайшего поселения якутов, которые спасли их. Другая группа долго блуждала по тундре, пока не добралась до местных жителей, однако почти никому из её состава всё равно не удалось выжить. В том числе, Де-Лонгу. Изнеможение и голод были настолько сильными, что только двое из четырнадцати человек выжили.

Несмотря на всё то, что произошло, данная экспедиция привлекла внимание СМИ в разных странах мира. Особенно интерес усилился, когда в 1884 году в Гренландии нашли некоторые части снаряжения "Жаннетты". Так родилась идея о течении от Берингового пролива к Гренландии. Эту теорию решили доказать на практике.

"Фрам"

В 1893 году была организована новая экспедиция на корабле "Фрам" под руководством норвежца Фритьофа Нансена. Предполагая существование течения с востока на запад от Берингова пролива до Гренландии, он решил воплотить в жизнь довольно оригинальную идею. Нансен рассчитал, что если "Фрам" вмёрзнет в лёд, то сможет дрейфовать в льдине по течению, которое якобы проходит через Северный полюс. Поэтому корпус судна был специально укреплен для такой задачи.

В сентябре того же года корабль достиг Новосибирских островов. Несколько месяцев он дрейфовал среди льдов, но плану Нансена не суждено было сбыться, добраться таким образом до Северного полюса не получилось бы, поэтому он решился на рискованный шаг. Нансен вместе с исследователем Ялмаром Йохансеном запланировал добраться до намеченной цели на лыжах.

-4

Сначала всё шло хорошо, но с каждым днём лёд становился всё более неровным. Осознав, что пока не поздно, нужно поворачивать обратно, путешественники отказались продолжать двигаться дальше. Они сумели спастись, несмотря на то, что продукты заканчивались. Путешественники добрались до ближайших островов и провели там зиму. Добраться до материка они смогли только в следующем году. А экипаж "Фрама" с огромным трудом сумел освободиться ото льда. В августе 1896 года ему удалось добраться до Норвегии.

Экспедиция Пири

В начале ХХ веке в научном сообществе бурные обсуждения вызвала экспедиция Роберта Пири. Он утверждал, что именно ему удалось в 1909 году достичь Северного полюса. Пири вместе с другим путешественником Мэтью Хенсоном и группой эскимосов, как выяснили исследователи в дальнейшем, точно находились на расстоянии 246 километров от Северном полюса. Возможно, они находились и ещё ближе к полюсу, но их фотографии, сделанные якобы на Северном полюсе, были раскритикованы мировой общественностью.

-5

Пири обвинили в обмане, что негативно отразилось на его репутации. Эта история, кстати, заставила путешественников в будущем брать с собой независимых специалистов, способных подтвердить достижение той или иной цели.

Авиация, подводные лодки и снегоходы

В ХХ веке с развитием техники и технологий Северный полюс всё-таки был покорён. Сначала это получилось сделать с помощью авиации в 1926 году. Известный путешественник Руаль Амундсен на дирижабле "Норвегия" пролетел над Северным полюсом на высоте 200 метров. Высадиться непосредственно на нём не было возможности, поэтому исследователи ограничились лишь наблюдением сверху.

-6

В 1948 году советским лётчикам была поставлена задача не просто наблюдать Северный полюс с воздуха, но и попробовать посадить самолёт на нём. В апреле лётчикам Павлу Гордиенко, Михаилу Сомову и другим удалось посадить три самолёта прямо на Северный полюс. А в 1949 году учёные Андрей Медведев и Виталий Волович на парашютах приземлились на Северный полюс.

-7

Со временем учёные решили задействовать для экспедиций подводные лодки. В 1958 году американская субмарина "Nautilus" достигла цели без всплытия на поверхность. Советский Союз тоже решил не оставаться в стороне. Подводная лодка "Ленинский комсомол" появилась там в 1962 году.

-8

А когда же люди добрались до цели, используя непосредственно сухопутный транспорт, а не авиацию и подводные лодки? Это произошло в 1968 году. Экспедиция американца Ральфа Плейстеда, используя снегоходы, двигалась к цели на протяжении 42 дней. Чтобы путешественникам было легче передвигаться, для них сбрасывались продукты с воздуха. 19 апреля они своими глазами увидели Северный полюс, став первыми люди, добравшимися до него на сухопутном транспорте.

-9

Вот так был покорён Северный полюс. А ниже я подобрал для вас ещё несколько интересных статей: