Найти тему

Две сестры. История из моей практики.

Ко мне на терапию ходила милая девушка (назовем ее Ксенией) – красавица, умница, интеллектуалка. Родители воспитывали ее «принцессой»👸🏼 - и, надо сказать, успеха добились.

Всё в ней было аристократично и достойно.
Внешность, манеры, образование, круг общения.

С Ксенией мы успешно поработали, и она, окрыленная успехом, попросила проконсультировать свою младшую сестру, разница с которой 5 лет.

У сестры с подросткового возраста не складывались отношения с родителями – она, по словам Ксении, им грубила постоянно, а сейчас вообще не хочет общаться с родителями, игнорирует семейные праздники, с самой Ксенией общается в режиме «холодной дипломатии».

Родители уверены, что у младшей дочери «с головой не в порядке, там явное психическое расстройство». Начиная с подросткового возраста, они водили младшую дочь к психиатру, который стал кивать на генетику.

Сестра же Ксении давно хотела поработать с психологом – и вот он шанс😊

Автор: Анастасия Пономаренко
Автор: Анастасия Пономаренко


Когда я увидела сестру Ксении, то впала в ступор.
Она была не просто противоположностью, она была противоположностью на 540 градусов.

Сестра (назовем ее Еленой), всячески стремилась подчеркнуть собственное несовершенство. Внешне она была похожа на Микояновскую колбасу, подчеркивая лишний вес тесной футболкой. Прическа акцентировала внимание на асимметричности лица. Манеры недалекой деревенской девахи, лексикон человека с тремя классами образования.

Начинаем беседовать.

И в процессе беседы всплывают удивительные вещи.

Во-первых, она была нежеланным ребенком. Самое печальное, что Елена знала об этом – родители особо и не скрывали, что она «случайно получилось».

📌
То есть – первый сигнал, который получает ребенок от самых близких людей: лучше бы тебя не было. Не живи.

Во-вторых, родители постоянно подчеркивали избранность старшей сестры. Старшей – все внимание, все траты, все заботы. «Ты разве не понимаешь, что Ксюше нужно…» далее по списку.
Младшую постоянно сравнивали со старшей – конечно, в пользу последней. Елена всё, по мнению родителей, делала хуже, чем сестра. Она была «хуже» целиком, полностью – и в манерах, и внешне, и в сообразительности.

📌
Второй сигнал, полученный Еленой – даже не старайся, всегда есть кто-то, кто лучше тебя.

Естественно, в подростковом возрасте начался протест. Раз я такая плохая - буду настолько плохой, насколько возможно. Чтоб без вариантов. Назло вам. Отсюда и выставление напоказ недостатков, и нарочито грубые манеры. Успехи в учебе стремительно покатились вниз, даже пятерки превратились в еле тройки.

📌
Родители вынесли вердикт – проблемы с головой, и потащили дочь к психиатру.

И это неудивительно. Стремление родственников списать проблемы в поведении подростка на генетику нередко выступает защитой от невыносимого чувства вины. От осознания, что эмоциональные потребности ребенка не удовлетворялись, нарушались, игнорировались.

Потому, что родителям так удобнее. Или проще.

В результате ребенок не смог построить себе внутренние опоры, а родители, увидев результат своих действий, только усилили критику, и стало еще хуже.

Поэтому родители с такой радостью находят поддержку у психиатров «биологизаторской» ориентации. Ведь тогда получается, что никто и не виноват – генетика.

Нам с Еленой пришлось долго искать внутренние опоры, стараясь избегать отыгрывания чувства вины за свое несовершенство через агрессию. Пришлось работать с этим
«не живи». И, конечно, на первых порах я выполняла роль «терапевтического родителя», так как Елена на первых порах не могла защищать себя конструктивно, постепенно развивая опору на внутреннего «Хорошего родителя».

То есть, строить то, что должны были построить ее родители.
Но родители предпочли искать решение у психиатра – «биологизатора», утапливая бессознательное чувство вины в объяснениях по поводу генетики.
______
© Анастасия Пономаренко

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить следующие публикации.