После небольшого перерыва давайте снова вернемся к разговору о "Ласточках". И сегодня нам встретится один из достаточно протяженных маршрутов - на Петрозаводск. Нет, есть конечно и еще более протяженные маршруты - в Москву и Старую Руссу. Но экспресс в Москву относится к Центральному округу - тогда его и посмотрим, а "Ласточка" до Старой Руссы ходит в выходные, хотя мы обязательно отследим этот маршрут, конечно.
Одной из главных особенностей "Ласточки" на Петрозаводск является место ее отправления - Ладожский вокзал. Если я правильно понимаю, то кроме Петрозаводска "Ласточка" отсюда обслуживает еще маршрут на Тихвин. Странное это какое-то сооружение в Санкт-Петербурге, конечно. Вроде бы и с претензией на оригинальность, но какое-то оно... В общем странное. Не знаю как выразить. Наверное, сейчас такие конструкции в моде:
Маршрут этой "Ласточки" проложен вдоль южного и юго-восточного берега Ладожского озера, но на определенном отдалении от берега. После отправления состав пересечет Мурманское шоссе и в районе Павлово по мосту - Неву. Вот именно этой дорогой я и ездил на дачу к научному руководителю на станцию Горы.
Станция Павлово-на-Неве раньше называлась Силикатная. Здесь стали активно развивать кирпичное производство, от чего и возник рабочий поселок. Отсюда родом знаменитая олимпийская чемпионка по конькобежному спорту - Светлана Журова.
Ну а Горы - это хотя и станция, но в конце 90-х гг. там на линии в сторону Павлово (был отдельный путь для этого) даже платформы толком не было. Залазить в электричку было очень неудобно, мягко говоря. Но зато прибывала она на нужную мне станцию Заневский пост. Кстати, Горы - это просто название станции в поселке. А сам поселок называется Новинка. Есть и деревня Горы, но там платформа 45 км.
Но "Ласточка" на Петрозаводск не делает здесь остановки. Как и на очень крупной станции Мга. И вот это в чем-то даже удивительно. Уж больно это узловая станция. Куча линий здесь сходится. Тут даже с названием поселка интересно. Река Мга была, конечно. Ее название трактуют как топкое место, хотя есть и еще масса версий. А вот вроде как поселок Мга могли назвать по имени Марии Григорьевны Апраксиной, которая начала тут обустраивать местность.
Первая же остановка у "Ласточки" будет на станции Волховстрой-1. Ну если бы она еще и здесь не остановилась, то это был бы уже вообще перебор. Здесь даже почти все пассажирские поезда останавливаются. Все-таки в городе Волхов население под 40 тыс. чел. Ну и место легендарное - стройка первой крупной ГЭС в СССР. И здесь же был заложен первый в стране алюминиевый завод.
Кроме вокзала, который очень красив, главной достопримечательностью города и является ГЭС. В те годы и абсолютно промышленный объект должен был выглядеть красиво.
И, конечно, в Волхов едут те, кто хочет посмотреть первую столицу Древней Руси - Старую Ладогу, что в нескольких километрах севернее. Считается, что именно здесь находился Рюрик до 864 года. И лишь затем был основан еще один город на Волхове - Великий Новгород.
Кстати, есть специалисты, которые доказывают, что Старую Ладогу нельзя считать столицей, что не было там таких функций. Также спорят о том, здесь ли похоронен Вещий Олег. Часть склоняется в пользу этой версии, другие - в пользу киевской версии. Крепость и порт имели здесь очень важное значение. Ведь до постройки Волховской ГЭС на Волхове были пороги. Суда, которые прибывали сюда с запада, были крупными, а соответственно пороги для них оказывались непроходимы.
Упадок этого места начинается во времена Петра I. Он основал Новую Ладогу, чуть ли не насильно переселял сюда из Старой. Она, кстати, до этого была просто Ладога. А вдобавок в местный монастырь перевели и первую жену Петра.
В общем, сестра древние, очень интересные. Считается, что в 2023 голу Старая Ладога отметила свое 1270-летие. На электричке до этих мест не добраться. Пешком далековато, но автобусы ходят.
На вокзале установлен паровоз. Считается, что именно он зимой 1943 года доставил в блокадный Ленинград первый состав по вновь отстроенной железной дороге.
Нашей же «Ласточке» отсюда на северо-восток в направлении на Лодейное Поле. Мурманская ветка. Есть даже станция в городе, которая называется Мурманские ворота. Про Лодейное Поле на канале уже была публикация. Прочитать можно по ссылке ниже.
Время в пути в районе трех часов. Вечерняя «Ласточка» «летит» чуть быстрее. В среднем у нее скорость более 80 км/ч. Утренняя медленнее. А в получасе от Лодейного Поля две подряд станции - Подпорожье и Свирь. Поселок Подпорожье был давно, а вот городом он стал после запуска еще одной ГЭС - Верхнесвирской. Население здесь около 15 тыс.чел.
Ну и от станции Свирь до столицы Карелии еще около 1,5 часов. В итоге, выехав даже рано утром в Петрозаводске вы окажетесь около 12 часов. Интересно, что за 4 часа до утренней «Ласточки» с Ладожского же вокзала отходит двухэтажный состав Москва - Петрозаводск. Вот только он пойдет через Выборг и далее к западу от Ладожского озера. И там время в пути аж 12 часов. А вот фирменный поезд «Арктика» идет по этому же маршруту, но на целый час дольше даже утренней «Ласточки». Правда, полчаса из этого «съедает» стоянка на станции Свирь.
Если Вы экстремал и не хотите тратить деньги на гостиницу в Петрозаводске, то можно, погуляв шесть часов по городу, на вечерней «Ласточке» отправиться в обратную сторону. Без малого пять часов в пути и Вы снова на Ладожском вокзале. Ну а хватит ли Вам шесть часов на Петрозаводск? Пройтись по основным местам - хватит. До Онежского озера тоже доберетесь. Вот на фото вокзал города:
Петрозаводск, кстати, единственный город (из крупных), который назван в честь Петра I. Но всё-таки изначально оружейный завод в этом месте был шуйским. И лишь через год после основания его переименуют в Петровский. Здесь была организована чуть ли не первая в мире железная дорога заводского назначения. Называлась она чугунный колесопровод. Сейчас ее часть в музее находится.
В годы Великой Отечественной войны, когда город захватят финны, они еще раз его переименуют в Онегаборг, то есть замок на Онежском озере. Население здесь в настоящее время около 235 тыс. чел. Но вдоль озера город тянется на 20 с лишним километров. В общем, здесь все индивидуально, с точки зрения возможности посетить за 1 день. Конечно, в Карелию едут за природой, а Петрозаводск чаще всего рассматривается как опорная точка этого маршрута.
Вот такой получилась еще одна часть про "Ласточку". Спасибо, что читаете!