Фильм "большие гонки" вышедший в прокат в 1965 году стал как невероятным успехом, так и огромным провалом для киностудии Warner Brothers которая перекупила слишком дорогой проект, а на первоначальном этапе он стоил 6 миллионов долларов, у своих прямых конкурентов из United Artist. С одной стороны режиссер картины Блейк Эдвардс, посвятивший фильм знаменитой комедийной команде классического Голливуда начала 20-х годов Лорену и Харди, снабдил ленту всеми необходимыми атрибутами. Это и драка в баре, и бои с использованием тортов, и фехтование на рапирах и шпагах и даже противопоставление двух гениев белого и безупречного Лесли(Тони Кертис) и черного Фэйта(Джек Леммон). И всем казалось, что успех неминуем. С другой, непомерно возросший, до 12 миллионов бюджет, сделавший комедийный фильм самым дорогим на тот период. С учетом инфляции это приблизительно 100 миллионов на сегодня. Как потом вспоминал Кертис картина вышла бы в лидеры проката не стой студии она так много.
Были проблемы и с набором актеров. Владелец студии Джек Уорнер буквально заставил режиссера пригласить на главную роль Тони Кертиса. Тот склонялся к тому что бы отдать ее Джорджу Пеппарду, Роберту Вагнеру или Берту Ланкастеру. Это выглядело довольно странно, ведь Эдвардс и Кертис слыли в Голливуде большими друзьями. Они стали близко общаться после фильма "Операция Петтикоат" снятом в 1959 году. Как утверждают в воспоминаниях участники съемок Эдвардс общался во время всей работы с Кертисом довольно прохладно. Однако именно агент Тони Ирвинг Лазар смог выбить для своего клиента оплату равную 125 тысячам долларов и ровно такую же сумму получили как сам режиссер, так и партнер Кертиса Леммон. Как потом писал сам артист он был поражен, что оба никогда не поблагодарили его за это. Тогда чем же можно объяснить холодность режиссера?
Скорее всего все дело в разводе Кертиса. Он, будучи женатым и к тому же отцом двоих детей, начал встречаться с 18 летней актрисой Кристин Кауфманн, которая стала известной после фильма "Тарас Бульба". Да, с одной стороны все закончилось для всех хорошо. Тони развелся Джанет Ли и согласно постановлению суда обязан был отдавать одну треть заработанных денег на содержание не только бывшей супруги и детей, но и ее нового мужа. И он женился на Кристин. Но вот неприятный ореол вокруг Тони все же остался.
Кстати агент Тони смог уговорить владельца студии назначить ему и определенный процент с проката "Больших гонок". Он получал чеки вплоть до своей смерти в 2010 году.
Те кто смотрел картину наверняка помнят, что в ней присутствует как бы две сюжетные линии. Первая, непосредственно гонка, а вторая, борьба женщин за равные права с мужчинами. Так вот Натали Вуд никто и не собрался платить гонорар сопоставимый с зарплатой Кертиса или Леммона. По разным сведениям он получила приблизительно 10 тысяч долларов. Больше того, ее собственный агент попросил Кертиса отдать часть заработанных им денег Натали. Для последнего это выглядело довольно странно. Но как бы там ни было, права главной героини были конечно же ущемлены. Выходит работа мужчин оценивалась по другому и значит все призывы к равноправию так и остались лишь призывами. А напомню, на дворе был 1964 год. Учитывая тот факт, что студия Джека Уорнера почти ничего Вуд не заплатила, то он пообещал Натали главную роль в следующем фильме, и она согласилась.
Тут мы подходим к еще более интересному, а именно отношениям Вуд и Кертисом. По утверждениям последнего Натали без памяти влюбилась в него. И он тоже начал испытывать к актрисе взаимные чувства. Однако иные источники говорят об обратном. Тони и Натали испытывали неприязнь к друг другу. И не знаю, что тут послужило причиной. Может быть новый брак Тони, или его нежелание делиться деньгами, а может быть то, что девушка переживала свой развод с Робертом Вагнером. Впрочем это и правда их личное дело, да и знать всего мы все равно не можем. Ведь никого в живых уже не осталось.
Но вернемся к съемкам. Эдвардс действительно имел просто неограниченный бюджет. Это и дорогостоящие съемки в Европе и конечно же техника. Изучив материалы реальных Больших гонок прошедших по тому же маршруту Нью-Йорк - Париж в 1908 году, я писал об этом и вот ссылка на статью, он дал задание реквизиторам сделать для Лесли белый автомобиль Leslie Spesials в точности повторяющий внешний вид победителя тех соревнований Thomas Flyer. Было изготовлено, несколько штук.
Для антипода Лесли сделали тоже несколько машин Hannibal Twin 8 причем они обошлись много дороже. По разных оценкам каждый экземпляр стоил 150 тысяч долларов.
Увеличила бюждет и знаменитая сцена с тортами. То что для нее потребовалось 4000 мучных изделий с кремом писали наверное многие. Но вот то, что именно из-за сцены длящейся всего несколько минут пришлось начинать съемочный процесс заново обычно забывают. Дело все в том, что группа решила уйти на выходные. И когда все вернулись на площадку, то оказалось, что вся начинка протухла. И пришлось срочно вычищать помещение и печь тортик по новой. А как же повторить все, что было? все актеры фотографировались в конце дня и на следующий гримеры просто восстанавливали грим.
После этого Джек Уорнер собирался уволить режиссера, но Натали Вуд и Тони Кертис отправились в Голливуд и уговорили владельца не трогать коллегу.
Как бы там ни было но фильм получился веселым и легким. Он даже сегодня не смотрится затянутым, и это не смотря на огромный для тех лет хронометраж в 2 часа и 40 минут. Кстати за весь фильм Натали Вуд сменит 19 нарядов, что тоже своеобразное достижение для переодеваний актрисы.
Кстати, помимо уже перечисленных мной автомобилей, в "Больших гонках" снялись и другие машины. И о них, я так думаю, стоит рассказать отдельно. Ведь героиня Натали Вуд, к примеру, приезжает на довольно редком и необычном экземпляре с паровым двигателем Stanley Model 62. Причем это не единственная роль паромобиля.
Судя по комментариям тут многие помнят Питера Фалька по сериалу "Коломбо". Так вот, в этом году исполняется 56 лет! К этой дате я подготовил большой материал. Вот ссылка на статью.
Следите за публикациями. Ещё больше информации и фотографий, не только про автомобили можно найти в моем телеграмм канале -