Первая часть: https://dzen.ru/a/Zb-K2r-HhlP13Crw
Продолжаем разговор об играх Джузеппе Мария Мителли - итальянского художника XVII-XVIII века.
"Гусиная дорога"
Не обошел вниманием Мителли и "игру в гуся", по нашему - это обычная "ходилка" с фишками и кубиками.
Немного про "гуськов".
Одно из первых упоминаний встречается в проповеди Габриэля Барлетты (Gabriele da Barletta) 1480 года. Доминиканец сетовал, на то что люди играют в "Гуся" и другие азартные игры, вместо того, чтобы как следует молится.
Ещё одно упоминание встречаем в письме Гонсало де Лиано к Франческо I Медичи от 24 августа 1585 года. Автор, известный как "Гонсалилло", был придворным шутом Филиппа II. Вот что он пишет:
«Будь проклят твой слуга Луис Добада, который привез с собой дьявольскую игру под названием Gioco dell'Oca (Игра в Гуся или Гусек), в которую играют двумя костями... В эту игру играют в Тоскане, и дай Бог, чтобы тот, кто ее сделал, мог сгореть, потому что принцу, инфанте и Луису Тристану я проиграл 40 скудо.»
В XVI веке в гуська играли на вполне реальные деньги, она всячески порицалась и считалась азартной.
Вот образец печатного гуська XVI века. Около 1542 года, возможно 1560 г. Изготовлен в Италии, возможно в Венеции.
Иконография гусиных игр формируется из множества источников - мифы, легенды, народные сказки.
Пример одного из источников - Tabula Cebetis. Это аллегорическое изображение человеческой жизни от юности до восхождения в "мир горний". По дороге человека встречают грехи и добродетели. Т.е. зритель может как бы окинуть взглядом весь предопределенный путь и увидеть, что его ожидает в совокупности.
По мере развития печатного дела, и количество и качество игр в гуська увеличивается. Схема с гусями и 63 клетками не единственная, а разнообразие полей столь велико, что если подробно их разбирать получится не один том объёмной монографии (кое-какие ссылки на литературу, с помощью которой можно составить представление о подробной истории игры будут в конце статьи).
К XVII веку "гусек" свободно распространялся по всей Европе, формировались региональные стили.
Одним из основных приемов продажи было применение слова "новый".
Новинки, впрочем, за редким исключением ничем особенным не отличались. Изменения касались дизайна, темы, иногда количества клеток и действий назначенных той или иной клетке.
Вот типичный "гусек" XVII века выпущенный уже в Голландии, предположительно в Амстердаме.
Есть сообщение что 14 ноября 1699 года иконописец Кирилл Уланов расписал для царевича Алексея (сын Петра Великого) доску. С одной стороны была "Гусиная игра", с другой, судя по всему, поле для шашек.
Пока эта информация нашлась только у Забелина И.Е. в книге "Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. (Третье издание с дополнениями), 1895".
"Для четырехлетнего царевича Алексея Петровича в 1694 г. было приказано сделать доски шахматные, длина и ширина по полуаршину, и расписать по серебру красками; на другой стороне написать птички. В 1696 г. ему же написаны по двойному золоту и серебру разными красками на доске, на одной стороне игра шахматная, а на другой тавлейная. В 1699 г. писаны ему же две доски — бирки да саки, да доска — гусиная игра, на другой ее стороне саки."
Классические игры в гуся, в виде расписных досок, есть в коллекции Государственного Исторического Музея, некоторые из них относятся к первой половине XVIII века.
Печатные варианты гуськов в России встречаются позже. Считается что первый печатный гусек выпущен в 1792 г. в типографии Решетникова.
Общий принцип игр в гуська таков:
- Если вы попадаете на поле с гусем вы делаете дополнительный бросок.
- Если с первого хода вы выбросили на костях значение 5+4 вы перемещаетесь на поле 53.
- Если в первом ходу на костях выпало 6+3, вы перемещаетесь на поле 26 . - Поле 6 – Мост – оплата прохода и переход на клетку 12.
- Поле 19 - Таверна - оплата и пропуск хода.
- Поле 31 – колодец. Если вы попали на эту клетку, то вас ждет неприятность, вы остаетесь здесь пока сюда не придет другой игрок, чтобы поменяться с вами местами.
- Поле 42 - Лабиринт – оплата и переход на ту клетку с которой начинали движение.
- Поле 52 - Тюрьма - здесь вы платите ставку и остаетесь здесь, пока следующий за вами игрок, не придет сюда. Он забирает ставку и вы можете ходить.
- Поле 58 – смерть. Все игроки скидывают умершему по ставке. Если он снова вступает в игру, тот кто его встретит забирает у него эту сумму.
Попасть на клетку 63 можно только точным броском. Если же число превышает нужное, то вы отступаете назад настолько насколько осталось очков.
Как сказано выше, значения полей меняются от региона к региону, но в целом структура сохраняется.
"Гуськи" Мителли.
Строго говоря у него это не совсем гуськи, ведь классического изображения гуся на них нет. В его исполнении поля носят аллегорический характер сохраняя игровую механику. Отдельной датировки поля не имеют, созданы судя по всему примерно с 1687 по 1712 г.
Вот пример игры Мителли.
"Gioco novo di contento" или "Новая Игра Наслаждений"
Путешествуя по миру всяческих наслаждений, вам иногда улыбнется удача, на специальных полях взятых в рамку.
Если на них есть надпись Tira - вы забираете означенное количество денег из общего банка.
Есть поля с надписью Paga, где вы теряете деньги и вносите их в банк.
А ещё тут конечно же есть смерть и тюрьма, и целый квартал еврейских ростовщиков.
"Гербовая игра".
Редкий случай для Мителли когда на поле не написаны правила. Теоретически носила образовательный характер для изучения в игровой форме основных принципов геральдики.
Видимо игра представляет из себя копию французской дидактической игры. Скорее всего это одна из последних игр мастера.
"Новейшая игра с тавернами (гостиницами), которые находятся в Болонье, с их вывесками и улицами; которая похожа на "Гуська"; и все игроки могут получить себе добрый ужин, если у него водятся деньги".
Напомним, что Мителли сам из Болоньи. Т.е. игра это своеобразный путеводитель с указанием того где и чем кормят. Всего упоминается 57 мест.
Указаны всевозможные блюда: "здесь хороший омлет", "здесь подают хорошего ягненка", "здесь приличные вина" и так далее.
Впрочем здесь так же как и во всех гуськах встречаются опасности.
Фишки можно рубить. Если на занятое противником поле приходит другая фишка, то прежняя фишка улетает в начало.
"Увлекательная игра о любовном паломничестве".
Игра которую Мителли не создавал лично, но считается, что она относится к его школе. Автор Франческо Мария Франча.
Игра повествует о превратностях любовных отношений. Структура классического гуська в 63 клетки, аллегорические фигуры вполне красочно описывают неприятности и благополучные события.
Ещё одна игра, которая относится к школе Мителли также создана Франческо Мария Франча.
Здесь вы участвуете в прогулке вокруг пруда, окруженного всевозможными пороками. По дороге вас хватают за ноги раки и возвращают назад, а крабы наоборот, помогают двигаться вперед .
Игры школы Мителли предназначались для взрослой аудитории. Как вы могли заметить, насыщенность различными образами и аллегориями очень высокая.
Не меньше смыслов включают в себя и тарокки Мителли - весьма известная колода Таро, о которой мы поговорим в следующей части.
Продолжение следует...
Материалы:
М. Костюхина "Гусек для домашней игры и семейного чтения".
Адриан Севилья "Культурное наследие королевской игры "Гусек". 400 лет настольно-печатных игр".
Bertarelli 1940 / Le Incisioni di Giuseppe Maria Mitelli, catalogo criticohttps://www.britishmuseum.org/collection/term/BIB4381?id=BIB4381&page=2#page-top