Найти тему

Игры Джузеппе Мария Мителли. XVII-XVIII век. Часть 1.

Оглавление

На примере замечательного автора рубежа XVII-XVIII веков, хочу показать вам ряд занимательных игр, которые могут много рассказать о жизни людей этого периода.

Об авторе.

Джузеппе Мария Мителли (итал. Giuseppe Maria Mitelli). Родился в 1634 году в Болонье, умер 4 февраля 1718 года) — итальянский художник-график, рисовальщик и гравер периода маньеризма второй половины XVII — начала XVIII. Мастер резцовой гравюры и офорта. Мителли издавал пользующиеся большим спросом альбомы и серии гравюр. Джузеппе Мителли был необычайно плодовитым художником и оставил значительное графическое наследие.

Автопортрет
Автопортрет

Тематика его работ огромна: от бытовых сцен до едкой сатиры на сильных мира сего. Гравюры наполнены жизнью, хотя и могут местами казаться фантастичными. По воспоминаниям современников Мителли - большой жизнелюб, любил аппетитно поесть, был заядлым охотником.

Из под его руки вышло множество игровых полей, которые мы здесь частично разберем.

Клади и Бери

Основной массив игр представляет из себя тип "клади-бери".

Обычно в каждой клетке надписи. P и Т. P - Paga т.е. "Клади!", Т - это Tira т.е. "Бери!".
Игрок, у которого закончились деньги - выбывает, игрок выбросивший три шестерки - забирает всё. Очень просто!

Игра могла вестись при помощи двух или трёх игральных костей на мелкую монету.

Игральные кости. Первая половина XVIII века. Британский музей.
Игральные кости. Первая половина XVIII века. Британский музей.

Категория игр вполне характерная для того времени. Предназначена чаще всего для большой шумной компании.

Вот пример: игра "Красивые глаза" или "Глаза и Рты" (тут имеется ввиду простая рифма на итальянском Occhi и Bocche).

В начале игры формируется "банк", т.е. все игроки скидывают оговоренную сумму.

Если при броске на трёх костях выпадает одинаковое значение вы берете из общего банка столько сколько указано в соответствующей клетке.

Если выпало значение обозначенное P (paga), то вкидываете в общий банк.

Например выпало 1,1,1 - смотрим на клетку - Т.1, т.е. бери 1 монетку. Выпало 11 на костях - изображение рта, значение P.4 - клади 4 монеты.

Интересны сюжеты игр Мителли.

-6

Вот описание игры от игроведа Артема Дмитриева

"Банда котов (Gatto) под "рыбовым" флагом штурмует крепость мышей. Вверху, в рамке, есть описание игры.

Как же играть? Все просто!
Собираемся веселой компанией, берем 3 игральных кости и по очереди бросаем. Каждому выпавшему значению соответствует указание на игровом поле:
P. или Paga - "Клади". Так, P.2 - положи на стол 2 монеты.
T. или Tira означает "Бери". Например, T.3 означает, что игрок забирает 3 монеты со стола, Tira la meta - половину всех монет, Tira tutti - игрок забирает всё.
А если вам выпало 17 - Gattone, босс котов, ничего не кладете и ничего не берете."

Игра об играх

Ещё одна игра, которая рассказывает о других популярных играх конца XVII начала XVIII века.

Её разберем подробно, ведь по теме досуга это настоящий кладезь. Большая часть этих игр уходит своими корнями в средневековье и античность, а некоторые из них живы до сих пор и прекрасно себя чувствуют.

Некоторые из них коллективом "Старинной игротеки" опробованы, о чём скажем ниже.

-7

Zugh di tutti i zugh.
1) Сцена с игрой в карты.

В карты люди играют весьма давно, и до сих пор это занятие им не надоело.

2) Сцена с игрой в волчок или троттоло.

-9

Троттоло в Италии играют не то чтобы поголовно, но традиция сохранилась. В XVIII веке - это токарный волчок с металлическим стержнем в основании. Его особым образом закручивают при помощи шнурка и запускают так, чтобы он упал на острие и вращался.

Выглядит это вот так:

Волчок. Англия. XVIII век. Музей Лондона.
Волчок. Англия. XVIII век. Музей Лондона.

3) Сцена с игрой в шары - бочче.

4) Не совсем понятно, что за игра, возможно морра или чет-нечет.

5) Сцена с игрой в трик-трак (нарды). Вариантов игры в трик-трак ( итал. tavola reale). Мы используем чаще всего для игры вариант, который более известен как "короткие нарды".

6) Игра трукко, дальний предок бильярда.

Игра ведется на круглой песчаной площадке, в центре которой размещено железное кольцо, которое может вращаться. Кольцо размещается немного выше уровня земли. Это предполагает удары с подбрасыванием шара, а не его качением. Форма снаряда подтверждает данное предположение...

Играют двое игроков или две команды. У каждого игрока есть свой шар, удары клюшкой по "чужому" шару запрещены.
Игра начинается за пределами поля. Первым ударом игроки должны забросить свои шары на игровое поле.
Удары наносятся по очереди. Цель игры - набрать определенное количество очков (10 или 15 в поздних играх, мы же определили для себя 31 очко - крайне распространенная сумма для выигрыша в играх XVII-го столетия).

Удар, в результате которого ваш шар ударяется о шар противника, приносит 1 очко, за прохождение вашего шара сквозь кольцо вы получаете 2 очка, а если шар прошел в кольцо, отрикошетив от другого шара, 3 очка.
Штрафные очки предусмотрены за удар по чужому шару клюшкой, за удары вне очереди и за касание шара рукой или ногой.

7) Старая добрая игра "мельница" - логическая игра для 2-х игроков, в XVII-XVIII веках обычно входила в состав наборов (шахматы, нарды, мельница).

8) Игра с монетой - весьма похожа на игру "пристенок" (в русском варианте: она же "башли", "растяжечка", "лавэ", имена менялись в зависимости от города, региона, и даже двора).


Договариваемся о номинале монет, которыми будем играть. Подходим к стене, стукаем ребром монеты по стенке так, чтобы она отлетела. Следующий участник делает тоже самое. Если от одной монеты до другой можно дотянуться мизинцем, поставив на свою монету большой палец, то деньги забираются. Если бьющий попадает своей монеткой в чужую, то он получает от ее владельца еще одну. Если ничего из означенного не происходит, то в игру вступает следующий игрок, у которого появиться возможность выиграть больше денег и т. д.

9) Кегли. Здесь так же цитируем перевод Артема Дмитриева:

Итак, давайте ознакомимся с оригинальными правилами из Book of games 1672 года.

Для игры нам необходим большой тяжелый шар (размеры не указаны, но как по мне, 3 дюймов в диаметре), 8 кеглей одного размера, девятая подлиннее на пару дюймов и десятая короткая - 3 дюйма высотой.

Самая длинная кегля именуется Ten peg, самая короткая - Five peg или Five madg.

9 кеглей расставляются квадратом так, чтобы между кеглями было 10-15 см, а в центре оказалась самая высокая. На половине расстояния от места броска до кеглей устанавливается самая короткая кегля.

Игрок запускает шар в сторону кеглей. Если он сбил Five Peg и несколько других кеглей, он получает 5 очков за Five peg и по одному за каждую кеглю.
Если игрок умудрился сбить только самую высокую кеглю, он получает 10 очков.
Если Five peg не сбита, а сбито только несколько кеглей, он получает всего 2 очка.
Если сбита только Five peg, а шар остановился так близко к кеглям, что можно дотянуться до Ten peg, не отрывая ноги от земли в месте нахождения шара, игрок получает 10 очков.
Если же шар дальше, то игрок совершает новый бросок от того места, где очутился шар. Если он выбивает только Ten peg, то он получает 10 очков, если сбивает и другие кегли, то столько очков, сколько кеглей упало.

Таким образом, игрок имеет право на 1 бросок, если он выбил хотя бы одну кеглю из базы, и на 2 броска, если он промахнулся первым броском или выбил только Five pen.

Иногда играют без Five pen (как мы на фестивале), а иногда без подсчета очков, то есть просто выбивают максимальное количество кеглей за оговоренное количество бросков.

Цель игры - первым набрать 31 очко. Если игрок выбивает больше, то он откатывается на 16 очков и продолжает броски.

10)Пэл-мэл - игра с молотком и шаром, очень популярная в XVII-XVIII веке.

11) Квадрат с названием Zugh di tutti i zugh и датой 1702 г.

-19

12) Ракетка и волан, родственная бадминтону игра, на картинке уже вполне современная ракетка с сеткой, однако в означенный период применялись и ракетки в виде цельной лопатки. Игра опробована на множестве фестивалей. Волан делается из пробки и 4-6 перьев, летает отлично.

13) Pallone col bracciale — игра зародившаяся скорее всего в Италии, является одним из предков фистбола. Браслет делался из цельного куска дерева, а мяч — тяжелый надувной из коровьей шкуры. Игра требует больших физических усилий, ловкости и командной работы. Интересно, что в Италии есть всевозможные клубы и ассоциации возрождающие этот оригинальный вид спорта.

Процесс игры выглядит вот так:

14) Руцолла - итальянская игра, в которой метают деревянный диск или голову твердого сыра при помощи специального ремня.

15) Дама или шашки.

16) Пока неустановленная игра, видимо с монетами, надпись Caplett.

-24

17) Ещё не совсем понятная игра. Надпись Giare. Мы предполагаем, что это инвентарь для игры похожей на "чиж". Одно из названий в Италии - lippa.

18) Игра в кости. Вариантов игры в кости великое множество.

Например Passe Dix

Игра рассчитана на двух игроков, для игры необходимо три кости.
Определяется игрок, который будет кидать кости первым — Caster.
Caster делает ставку, оппонент обязан ставку поддержать.
Caster кидает кости.
Если выпал дубль (две кости с одинаковыми значениями, например 1-1, 2-2 и т.д.), и сумма очков на всех трех костях больше или равна 10, то Caster выигрывает и забирает все ставки.
Если выпал дубль, но сумма очков меньше 10, то Caster проигрывает и весь выигрыш забирает себе его оппонент.
Если не выпал дубль, то ход переходит к оппоненту.


19) Borella. Сейчас это игра похожая на боулинг, но на картинке какие-то иные предметы. Пока не совсем понятно, что это.

-27

20) Крестьянская рулетка. Игрок крутит стрелочку, в зависимости от того, на каком секторе она остановится, забирает приз. Играли обычно на ярмарках. Призы - всевозможные печенья и пироги.

21) Бириби - игра близкая к лото, но с более затейливыми правилами.

Бириби один из предков рулетки, страшно азартная, известна с начала XVIII века.
Суть проста. Игроки делают ставки на поле с номерами от 1 до 70. Банкомет из специального мешочка тянет билетик с номером. Победитель получает в шестьдесят четыре раза больше своей ставки, остальные деньги с поля достаются банкомету. Система правил отличалась регионально, где-то проще где-то сложнее.

Такая вот история.

Сами игры типа "Клади бери" нами неоднократно освоены, лучше всего играть компанией 6-8 человек. Поле и инвентарь изготовить не сложно, главное запастись большим количеством монет.

В следующей части рассмотрим "гуськи" или "ходилки" в исполнении Мителли.

Продолжение следует...

Материалы:

Адриан Севилья "Культурное наследие королевской игры "Гусек". 400 лет настольно-печатных игр".

Il Gioco dell'Oca. La più grande collezione di giochi dell'oca

Наша группа в ВК: https://vk.com/rusoldgames

Группа Артема Дмитриева об играх Нового Времени: https://vk.com/oldgamesxvii