Любовь к кинематографу Квентин Тарантино демонстрирует в каждом своем детище. Он преклоняется перед искусством, признается ему в бесконечной любви и относится с уважением к истории создания фильма. Режиссер делает отсылки в виде плакатов, пестрящих в конкретных важных для фильма эпизодах, использует цитаты из прошлых киноработ, которые произносят герои картин (кстати, ни одного случайного персонажа у Тарантино нет), избирательно относится к подбору музыки, она красноречивее всего остального иллюстрирует преемственность традиций в кино.
«Бесславные ублюдки» превзошли эти три пункта. Фильм, посвященный военной оккупации Франции в годы Второй мировой, смог отразить, насколько, с одной стороны, кино является мощным оружием, а с другой – глотком свободы и мира, куда стремятся сбежать эскаписты-пацифисты.
Кульминация картины разворачивается во французском кинотеатре скрывающей свое происхождение еврейки. Постепенно с виду маленькое уютное здание, которое героиня аккуратно украшает афишами, превращается в главное место, где соберутся немецкие фашисты, чтобы увидеть премьеру «Гордость нации», спродюсированную пропагандистом, правой рукой Адольфа Гитлера Йозефом Геббельсом. Получается, что «Бесславные ублюдки» – это фильм в фильме, причем действие, происходящее в первом, плавно переходит во второе.
Сначала мы знакомимся с персонажем Кристофом Вальца Гансом Ланда. Он – штандартенфюрер, полковник, получивший прозвище «охотник за евреями». Ганс вместе с подчиненными приезжает во французскую деревню, чтобы выведать у одного из фермеров информацию о местонахождении еврейской семьи Дрейфусов.
На героя Вальца невозможно не обратить внимание: он остроумен, свободно владеет несколькими языками, хитер и внимателен к деталям. Его неискренняя ехидная улыбка навевает ужас и знаменует что-то нехорошее. Герои, столкнувшиеся с ним, не могут утаить ни одну тайну, Ганс словно сканирует каждого и знает о нем больше, чем кто-либо другой.
В итоге, фашист совершает казнь евреев, узнав об их пребывании в доме француза, но по счастливой случайности смерти избегает дочь семейства, которой штандартенфюрер дает шанс спастись в надежде встретить ее снова. Этот эпизод как раз предсказывает будущую судьбу Ганса, остро чувствующего политическую обстановку и распределение сил. Палач, проявивший милосердие, сможет получить снисхождение в случае проигрыша. Но каким оно будет? С кем будет заключено перемирие? И всеми ли соблюдается честь мундира? На эти вопросы отвечает финал фильма.
За роль нациста Вальц в 2010 году получил «Оскара», что, как правило, нехарактерно – в большинстве случаев антагонистов редко награждают престижной премией. Но здесь талант и сложный образ, мастерски отраженный австрийским актером, перевесили устои старейшей киноцеремонии. В победной речи Кристоф сказал, что всегда мечтал открыть какой-нибудь новый континент, а потом встретил Квентина Тарантино и его команду. Вальц сравнил режиссера с капитаном корабля, отметил его «неортодоксальные методы навигации», которые помогли направить судно к верному пути и «привел его к нужному месту с честью».
Актер спустя время вновь был удостоен высшей кинонаграды. И опять же за фильм Тарантино «Джанго освобожденный», действие которого происходило за несколько лет до Гражданской войны в Америке. Его герой – вновь «охотник за головами», бывший немец, при этом, у него благородная, практически нереальная для тех лет миссия. Он мечтает искоренить рабство, правда, насильственными и во многом революционными методами. Интересно, что два диаметрально противоположных героя в исполнении Вальца были высоко оценены киноакадемиками, что говорит о его умении перевоплощаться и вживаться в любую неоднозначную роль.
Кстати, у Тарантино нет сугубо положительных и отрицательных героев. Он рассматривает человека через призму обстоятельств, его взаимодействия с другими персонажами и всегда ставит их перед выбором. Причем, зачастую он связан с жизнью и смертью. В «Бесславных ублюдках» выбор падает на кино и войну, и герои, в основном, останавливаются на втором варианте. Герой Майкла Фассбендера – английский лейтенант Арчи Хикокс – в прошлом кинокритик, а теперь армеец, примкнувший к спецоперации «Кино», вынужден был оставить любимое дело ради спасения человечества.
Еще один яркий персонаж – немецкая актриса Бриджит фон Хаммерсмарк. Ее роль исполнила Дайан Крюгер, известная по фильмам «Троя» и «Одержимость». Изысканная модница, востребованная на родине артистка, не могла остаться в стороне от военных действий и забросила блестящую карьеру из-за коллаборационизма.
Француженка (а на самом деле еврейка) Эммануэль Мимьё (Мелани Ролан) – владелица того самого кинематографа – была вынуждена изменить искусству и подчиниться военной пропаганде, при этом, кино для нее инструмент борьбы. Во-первых, кинематограф, по ее мысли, может выступить судилищем над нацистами. Причем, здесь метод убийства – зеркальный. Излюбленной расправой нацистов было сжигание евреев в закрытых помещениях. Аналогичное преступление хотела повторить и Эммануэль, собрав в одном месте фашистскую элиту. Во-вторых, она планировала уничтожить фашистов с помощью их же пропаганды – фильм «Гордость нации» посвящен «подвигу» немца, расстрелявшего порядка трехсот итальянцев.
Отмечу, Фредерик Цоллер (Дэниель Брюль) – один из немногих героев, кто выбрал кино. Он сыграл самого себя в боевике Геббельса и пострадал от своей же ошеломительной славы. Не сумев отделиться от персонажа, Цоллер совершает опрометчивый поступок – влюбляется и впервые теряет контроль над собой.
И последний аргумент в пользу тезиса «кино – это оружие». Казнь должна была произойти благодаря поджогу старой легко воспламеняющейся кинопленки. Получается, искусство действительно способно победить войну.
При этом, теракт в кинотеатре – не единственный. Кроме подпольной борьбы во Франции, от фашизма мечтает избавиться группировка «Бесславные ублюдки», которые готовили взрыв во время премьеры. Однако все началось до подготовки к масштабной террористической акции.
Американский лейтенант Альдо Рейн (Брэд Питт) собирает новобранцев, причем именно евреев, для массового убийства всех, кто носит эсесовскую форму. Жестокость, непримиримость, готовность погибнуть ради идеи практически приравнивает ублюдков с фашистами, к тому же они так же оставляют в живых тех, кто сотрудничает с ними. Но все равно по ходу фильма проникаешься их образом жизни и встаешь на их сторону, особенно в моменты, когда подавляющая часть отряда трагически гибнет.
Среди видных ублюдков – бывший эсэсовец, а ныне фельдфебель Хуго Штиглиц (Тиль Швайгер, известный по фильму «Достучаться до небес»), капрал Вильгельм Викки (Гедеон Бурхард), сержант Донни Доновиц (Элай Рот), рядовой Смитсон Ютивич (Б. Дж. Новак – звезда американского «Офиса»). Почерк их убийств был узнаваем – с каждого нациста они сдирали волосы с головы и на лбу вырезали знак свастики.
«Бесславные ублюдки» интересны и тем, что предлагают альтернативную историю. Тарантино предпринимает попытку закончить войну гибелью Гитлера и его ближайшего окружения. Причем, ликвидировать немецкого диктатора, по мысли режиссера, должны именно те, кто больше всего пострадал от его зла. И во многом, фильм посвящен стойкости духа евреев и их одержимости восстановить справедливость пусть и ценой в собственной жизни.
Одна из зрелищных сцен фильма – застолье немцев в кабаке, где ключевую роль играет Аугуст Диль (новый Воланд «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина). Его персонаж – штурмбаннфюррер Дитер Хельстром, опасный и внимательный на детали человек. Он похож по характеру на Вальца, если не знать финала. Дитер не терпит предателей и жаждет крови. Его наблюдательность приводит к неожиданному повороту в картине, который станет точкой невозврата в «Бесславных ублюдках».
Однако главный трагифарс картины заключается в том, что Тарантино смеется над ублюдками и их нелепыми непродуманными поступками. Отсюда и название фильма. Неподготовленность к операции (незнание военной стратегии и культурных особенностей соперника) , самонадеянность, выраженная в промахах в шпионаже, скудный словарный запас приводят к череде нелепых трагедий, которых можно было избежать. Но на то они и «бесславные ублюдки»…
Подпишись, чтобы не пропустить новую рецензию:
в Дзене: https://dzen.ru/kinojournalist
в Телеграме: https://t.me/kinojournalist
в Инст: @kinojournalist
#бесславныеублюдки #рецензия #обзорнакино #кино #фильм #квентинтарантино #кристофвальц #брэдпитт #тильшвайгер #дайанкрюгер #майклфассбендер #аугустдиль #бесславныеублюдки #боевик #криминал #военнаядрама #война #втораямироваявойна #борьба #франция #оккупацияфранции #фашизм #оскар #джангоосвобожденный