Найти в Дзене
Kinojournalist

«Бесславные ублюдки» – кино и война

Любовь к кинематографу Квентин Тарантино демонстрирует в каждом своем детище. Он преклоняется перед искусством, признается ему в бесконечной любви и относится с уважением к истории создания фильма. Режиссер делает отсылки в виде плакатов, пестрящих в конкретных важных для фильма эпизодах, использует цитаты из прошлых киноработ, которые произносят герои картин (кстати, ни одного случайного персонажа у Тарантино нет), избирательно относится к подбору музыки, она красноречивее всего остального иллюстрирует преемственность традиций в кино. «Бесславные ублюдки» превзошли эти три пункта. Фильм, посвященный военной оккупации Франции в годы Второй мировой, смог отразить, насколько, с одной стороны, кино является мощным оружием, а с другой – глотком свободы и мира, куда стремятся сбежать эскаписты-пацифисты. Кульминация картины разворачивается во французском кинотеатре скрывающей свое происхождение еврейки. Постепенно с виду маленькое уютное здание, которое героиня аккуратно украшает афишами,

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Синематика
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Синематика

Любовь к кинематографу Квентин Тарантино демонстрирует в каждом своем детище. Он преклоняется перед искусством, признается ему в бесконечной любви и относится с уважением к истории создания фильма. Режиссер делает отсылки в виде плакатов, пестрящих в конкретных важных для фильма эпизодах, использует цитаты из прошлых киноработ, которые произносят герои картин (кстати, ни одного случайного персонажа у Тарантино нет), избирательно относится к подбору музыки, она красноречивее всего остального иллюстрирует преемственность традиций в кино.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Maxim
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Maxim

«Бесславные ублюдки» превзошли эти три пункта. Фильм, посвященный военной оккупации Франции в годы Второй мировой, смог отразить, насколько, с одной стороны, кино является мощным оружием, а с другой – глотком свободы и мира, куда стремятся сбежать эскаписты-пацифисты.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Дзен
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Дзен

Кульминация картины разворачивается во французском кинотеатре скрывающей свое происхождение еврейки. Постепенно с виду маленькое уютное здание, которое героиня аккуратно украшает афишами, превращается в главное место, где соберутся немецкие фашисты, чтобы увидеть премьеру «Гордость нации», спродюсированную пропагандистом, правой рукой Адольфа Гитлера Йозефом Геббельсом. Получается, что «Бесславные ублюдки» – это фильм в фильме, причем действие, происходящее в первом, плавно переходит во второе.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Пикабу
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Пикабу

Сначала мы знакомимся с персонажем Кристофом Вальца Гансом Ланда. Он – штандартенфюрер, полковник, получивший прозвище «охотник за евреями». Ганс вместе с подчиненными приезжает во французскую деревню, чтобы выведать у одного из фермеров информацию о местонахождении еврейской семьи Дрейфусов.

Кристоф Вальц в роли Ганса Ланда. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Кино Mail.ru
Кристоф Вальц в роли Ганса Ланда. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Кино Mail.ru

На героя Вальца невозможно не обратить внимание: он остроумен, свободно владеет несколькими языками, хитер и внимателен к деталям. Его неискренняя ехидная улыбка навевает ужас и знаменует что-то нехорошее. Герои, столкнувшиеся с ним, не могут утаить ни одну тайну, Ганс словно сканирует каждого и знает о нем больше, чем кто-либо другой.

Кристоф Вальц в роли Ганса Ланда. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Кино-Театр.ру
Кристоф Вальц в роли Ганса Ланда. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Кино-Театр.ру

В итоге, фашист совершает казнь евреев, узнав об их пребывании в доме француза, но по счастливой случайности смерти избегает дочь семейства, которой штандартенфюрер дает шанс спастись в надежде встретить ее снова. Этот эпизод как раз предсказывает будущую судьбу Ганса, остро чувствующего политическую обстановку и распределение сил. Палач, проявивший милосердие, сможет получить снисхождение в случае проигрыша. Но каким оно будет? С кем будет заключено перемирие? И всеми ли соблюдается честь мундира? На эти вопросы отвечает финал фильма.

Кристоф Вальц во время вручения «Оскара»/Film.pro
Кристоф Вальц во время вручения «Оскара»/Film.pro

За роль нациста Вальц в 2010 году получил «Оскара», что, как правило, нехарактерно – в большинстве случаев антагонистов редко награждают престижной премией. Но здесь талант и сложный образ, мастерски отраженный австрийским актером, перевесили устои старейшей киноцеремонии. В победной речи Кристоф сказал, что всегда мечтал открыть какой-нибудь новый континент, а потом встретил Квентина Тарантино и его команду. Вальц сравнил режиссера с капитаном корабля, отметил его «неортодоксальные методы навигации», которые помогли направить судно к верному пути и «привел его к нужному месту с честью».

Кристоф Вальц в роли «охотника за головами» в фильме «Джанго освобожденный» (2012 г). Реж. Квентин Тарантино/Кинокадр
Кристоф Вальц в роли «охотника за головами» в фильме «Джанго освобожденный» (2012 г). Реж. Квентин Тарантино/Кинокадр

Актер спустя время вновь был удостоен высшей кинонаграды. И опять же за фильм Тарантино «Джанго освобожденный», действие которого происходило за несколько лет до Гражданской войны в Америке. Его герой – вновь «охотник за головами», бывший немец, при этом, у него благородная, практически нереальная для тех лет миссия. Он мечтает искоренить рабство, правда, насильственными и во многом революционными методами. Интересно, что два диаметрально противоположных героя в исполнении Вальца были высоко оценены киноакадемиками, что говорит о его умении перевоплощаться и вживаться в любую неоднозначную роль.

Майкл Фассбендер в роли лейтенанта Арчи Хикокса. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Afisha.ru
Майкл Фассбендер в роли лейтенанта Арчи Хикокса. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Afisha.ru

Кстати, у Тарантино нет сугубо положительных и отрицательных героев. Он рассматривает человека через призму обстоятельств, его взаимодействия с другими персонажами и всегда ставит их перед выбором. Причем, зачастую он связан с жизнью и смертью. В «Бесславных ублюдках» выбор падает на кино и войну, и герои, в основном, останавливаются на втором варианте. Герой Майкла Фассбендера – английский лейтенант Арчи Хикокс – в прошлом кинокритик, а теперь армеец, примкнувший к спецоперации «Кино», вынужден был оставить любимое дело ради спасения человечества.

Дайан Крюгер в роли Бриджит фон Хаммерсмак. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/AdMe
Дайан Крюгер в роли Бриджит фон Хаммерсмак. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/AdMe

Еще один яркий персонаж – немецкая актриса Бриджит фон Хаммерсмарк. Ее роль исполнила Дайан Крюгер, известная по фильмам «Троя» и «Одержимость». Изысканная модница, востребованная на родине артистка, не могла остаться в стороне от военных действий и забросила блестящую карьеру из-за коллаборационизма.

Мелани Ролан в роли Эммануэли Мимье. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Синемафия
Мелани Ролан в роли Эммануэли Мимье. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Синемафия

Француженка (а на самом деле еврейка) Эммануэль Мимьё (Мелани Ролан) – владелица того самого кинематографа – была вынуждена изменить искусству и подчиниться военной пропаганде, при этом, кино для нее инструмент борьбы. Во-первых, кинематограф, по ее мысли, может выступить судилищем над нацистами. Причем, здесь метод убийства – зеркальный. Излюбленной расправой нацистов было сжигание евреев в закрытых помещениях. Аналогичное преступление хотела повторить и Эммануэль, собрав в одном месте фашистскую элиту. Во-вторых, она планировала уничтожить фашистов с помощью их же пропаганды – фильм «Гордость нации» посвящен «подвигу» немца, расстрелявшего порядка трехсот итальянцев.

Дэниель Брюль в образе Фредерика Цоллера. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Дзен
Дэниель Брюль в образе Фредерика Цоллера. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Дзен

Отмечу, Фредерик Цоллер (Дэниель Брюль) – один из немногих героев, кто выбрал кино. Он сыграл самого себя в боевике Геббельса и пострадал от своей же ошеломительной славы. Не сумев отделиться от персонажа, Цоллер совершает опрометчивый поступок – влюбляется и впервые теряет контроль над собой.

И последний аргумент в пользу тезиса «кино – это оружие». Казнь должна была произойти благодаря поджогу старой легко воспламеняющейся кинопленки. Получается, искусство действительно способно победить войну.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/IRecommend
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/IRecommend

При этом, теракт в кинотеатре – не единственный. Кроме подпольной борьбы во Франции, от фашизма мечтает избавиться группировка «Бесславные ублюдки», которые готовили взрыв во время премьеры. Однако все началось до подготовки к масштабной террористической акции.

Брэд Питт в роли Альдо Рейна. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/ВКонтакте
Брэд Питт в роли Альдо Рейна. Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/ВКонтакте

Американский лейтенант Альдо Рейн (Брэд Питт) собирает новобранцев, причем именно евреев, для массового убийства всех, кто носит эсесовскую форму. Жестокость, непримиримость, готовность погибнуть ради идеи практически приравнивает ублюдков с фашистами, к тому же они так же оставляют в живых тех, кто сотрудничает с ними. Но все равно по ходу фильма проникаешься их образом жизни и встаешь на их сторону, особенно в моменты, когда подавляющая часть отряда трагически гибнет.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Fgosdo
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/Fgosdo

Среди видных ублюдков – бывший эсэсовец, а ныне фельдфебель Хуго Штиглиц (Тиль Швайгер, известный по фильму «Достучаться до небес»), капрал Вильгельм Викки (Гедеон Бурхард), сержант Донни Доновиц (Элай Рот), рядовой Смитсон Ютивич (Б. Дж. Новак – звезда американского «Офиса»). Почерк их убийств был узнаваем – с каждого нациста они сдирали волосы с головы и на лбу вырезали знак свастики.

«Бесславные ублюдки» интересны и тем, что предлагают альтернативную историю. Тарантино предпринимает попытку закончить войну гибелью Гитлера и его ближайшего окружения. Причем, ликвидировать немецкого диктатора, по мысли режиссера, должны именно те, кто больше всего пострадал от его зла. И во многом, фильм посвящен стойкости духа евреев и их одержимости восстановить справедливость пусть и ценой в собственной жизни.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/ВКонтакте
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/ВКонтакте

Одна из зрелищных сцен фильма – застолье немцев в кабаке, где ключевую роль играет Аугуст Диль (новый Воланд «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина). Его персонаж – штурмбаннфюррер Дитер Хельстром, опасный и внимательный на детали человек. Он похож по характеру на Вальца, если не знать финала. Дитер не терпит предателей и жаждет крови. Его наблюдательность приводит к неожиданному повороту в картине, который станет точкой невозврата в «Бесславных ублюдках».

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/ВКонтакте
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки». Реж. Квентин Тарантино (2009)/ВКонтакте

Однако главный трагифарс картины заключается в том, что Тарантино смеется над ублюдками и их нелепыми непродуманными поступками. Отсюда и название фильма. Неподготовленность к операции (незнание военной стратегии и культурных особенностей соперника) , самонадеянность, выраженная в промахах в шпионаже, скудный словарный запас приводят к череде нелепых трагедий, которых можно было избежать. Но на то они и «бесславные ублюдки»…

Подпишись, чтобы не пропустить новую рецензию:

в Дзене: https://dzen.ru/kinojournalist

в Телеграме: https://t.me/kinojournalist

в Инст: @kinojournalist

#бесславныеублюдки #рецензия #обзорнакино #кино #фильм #квентинтарантино #кристофвальц #брэдпитт #тильшвайгер #дайанкрюгер #майклфассбендер #аугустдиль #бесславныеублюдки #боевик #криминал #военнаядрама #война #втораямироваявойна #борьба #франция #оккупацияфранции #фашизм #оскар #джангоосвобожденный