Найти тему
Роман Апрелев

“Гавр”: как Маркс помогал негритенку попасть в Лондон

Кадр из "Гавра"
Кадр из "Гавра"

В Финляндии, конечно, не один режиссер, но все равно знают только Аки Каурисмяки. О его новой картине я еще надеюсь как-нибудь поговорить, но сегодня обратимся к более ранней работе, которую, скорее, к французскому кино стоит отнести, нежели к финскому. Это “Гавр”.

Кадр из "Гавра"
Кадр из "Гавра"

Мне кажется, не самый типичный фильм для Каурисмяки-младшего (его старший брат Мика тоже кинорежиссер). Возможно, потому что снят вдали от любимого Хельсинки. Это социальная драма с легким марксистским налетом. Все-таки финн слишком ироничен, чтобы можно было всерьез говорить об увлечении социалистическими идеями. Но главного героя он назвал Марселем Марксом.

Кадр из "Гавра"
Кадр из "Гавра"

Маркс пожилой чистильщик обуви, когда-то он был парижским писателем, но сегодня - обычный бедняк в портовом Гавре. Его жена, как кажется, неизлечимо больна раком. Марсель ворует хлеб у соседки, которая закрывает на эти проделки глаза. Но при этом он решает помочь нелегальному мигранту из Габона - мальчику Идриссе. Тот вообще-то хотел попасть в Лондон, но контейнер с неграми застрял во Франции. В Англии парня ждет мать. Хотя зачем им Великобритания, если в Габоне говорят по-французски? Впрочем, Идрисса и сам не знает, что его семья забыла именно в Лондоне.

Кадр из "Гавра"
Кадр из "Гавра"

Маркс укрывает негритенка от полиции и ищет способ переправить его через Ла-Манш. А по следу идет неугомонный комиссар Моне, напоминающий инспектора Жавера из “Отверженных”. Люди в фильме явно лучше, чем в жизни. Они слишком охотно помогают друг другу. Поэтому сказочный характер происходящего Каурисмяки подчеркивает настоящим чудом в конце.

Интересно французское кино? Тогда читайте: