В Финляндии, конечно, не один режиссер, но все равно знают только Аки Каурисмяки. О его новой картине я еще надеюсь как-нибудь поговорить, но сегодня обратимся к более ранней работе, которую, скорее, к французскому кино стоит отнести, нежели к финскому. Это “Гавр”.
Мне кажется, не самый типичный фильм для Каурисмяки-младшего (его старший брат Мика тоже кинорежиссер). Возможно, потому что снят вдали от любимого Хельсинки. Это социальная драма с легким марксистским налетом. Все-таки финн слишком ироничен, чтобы можно было всерьез говорить об увлечении социалистическими идеями. Но главного героя он назвал Марселем Марксом.
Маркс пожилой чистильщик обуви, когда-то он был парижским писателем, но сегодня - обычный бедняк в портовом Гавре. Его жена, как кажется, неизлечимо больна раком. Марсель ворует хлеб у соседки, которая закрывает на эти проделки глаза. Но при этом он решает помочь нелегальному мигранту из Габона - мальчику Идриссе. Тот вообще-то хотел попасть в Лондон, но контейнер с неграми застрял во Франции. В Англии парня ждет мать. Хотя зачем им Великобритания, если в Габоне говорят по-французски? Впрочем, Идрисса и сам не знает, что его семья забыла именно в Лондоне.
Маркс укрывает негритенка от полиции и ищет способ переправить его через Ла-Манш. А по следу идет неугомонный комиссар Моне, напоминающий инспектора Жавера из “Отверженных”. Люди в фильме явно лучше, чем в жизни. Они слишком охотно помогают друг другу. Поэтому сказочный характер происходящего Каурисмяки подчеркивает настоящим чудом в конце.
Интересно французское кино? Тогда читайте: