В нашем специализированном учреждении для детей с особенностями развития, так же как и во многих детских садах или санаториях, в каждом из стационаров, где проживают детки с мамами во время прохождения курса, кроме уютных палат - есть красиво оформленные и оборудованные игровые комнаты.
Игрушечная мебель, похожая на настоящую, только чуть меньше, игрушечные "кухоньки" и "парикмахерские", разные пособия, которые звенят, пикают или мигают веселыми огонечками, в общем - настоящие "комнаты чудес" для наших особенных воспитанников.
И,конечно же, есть там и нормальные, всем нам знакомые игрушки: куклы, пирамидки, единороги на колесиках и прочие интересные вещи. Ну и еще - большая полка с настольными играми: детские лото с азбукой, доминошки с мультипликационными героями или зверятами, игры-ходилки с фишками, мозаики разных видов и... пазлы! Много видов!
Пазлы не по назначению
Конечно, далеко не все наши детки могут и умеют складывать картинки, даже если они состоят из малого количества довольно больших кусочков. Но есть и такие ребята, кто пусть и не очень умело, но, с помощью мамочки или воспитателя, старательно и терпеливо занимаются этим кропотливым трудом, за что я снимаю перед ними шляпу (да хотя бы за редкое, но очень полезное качество - усидчивость).
А есть и другие ребята!
Да, они тоже, приходя на "переменке" между занятиями или процедурами в игровую комнату, берут с полки заветную разноцветную коробочку с пазлами. Но... вовсе не для того, чтобы сесть за стол и начать складывать милый кадр из мультика про Леопольда или портрет Иванушки на сером волке, а совсем с другими "целями и задачами"
- Например, "сенсорные ловцы", которые могут вывалить на стол кусочки пазлов сразу из нескольких коробок в большую бесформенную кучу, а потом просто "шебуршать" в ней руками, подбрасывая и пересыпая "пазлики" как крупу и наслаждаясь "лаково-картонным" пощелкиванием.
- Или еще так. Бывает, что, когда ребенок приходит в игровую сразу после какого-нибудь "активного" занятия (ЛФК или театрального кружка), он (или его мама) порой забывают помыть потные ручки. Шлёпает ребенок ладошкой по "пазликам", а они (вот здорово как!) прилипают к рукам! Можно встать, потрясти руками, даже побегать - и кусочки будут отклеиваться постепенно. Какой-то - под стол упадет, другой - уже возле дивана, а с третьим - можно уже даже до коридора пробежать (и оставить его где-нибудь ТАМ).
- А еще, если за соседним столиком кто-то из ребят сидит с раскраской или просто рисует на листочке, можно у него позаимствовать карандаш или фломастер, но... зачем мне листочек, если можно перевернуть пазлик и "калякать" на нём! Пазликов-то - видимо-невидимо! И форма у них интереснее, чем у простого листа.
- Ну и еще, очень распространенная "тема" - хватать кусочки пазлов, чтобы их... пожевать! А самый смак - это непосредственно откусывать "ушки" у кусочков. Вот честно, наши воспитатели из игровой комнаты замечали такую привычку за многими ребятами.
Совсем убрать - нельзя!
У нас - правила такие. Во всё, что находится в игровой комнате и предназначено детям, можно играть! Как угодно, как удобно, хоть грузовик пеленай и на детской коляске катай, главное - воспитатель должен следить за безопасностью игрового процесса.
Вот и с пазлами так: хоть и учат воспитатели "работать" с ними, если деткам интереснее из них кашу варить или в "пазлоброс" играть - ничего не попишешь, так дите захотело. Ну а то, что потом эти "пазлики" воспитатели собирают по всему зданию - дело пятое. Обязанность!
Воспитательская ревизия
Есть у нас одна такая воспитательница М.А. Любит она порядок во всём, чтобы всё было ровненько и "по полочкам". Вот и решила она среди наборов пазлов порядок навести.
- Например, несколько дней во время "тихих часов" она долго и нудно, но всё же смогла собрать и распределить по коробкам, какой кусочек от какой картинки.
- Более-менее "приличные" и не "истертые" наборы - положила на самую верхнюю полку, до которой малыши, без помощи взрослых, точно никогда не дотянутся.
- Более старые и "повидавшие виды" наборы (с помятыми или исчирканными кусочками) - положила в доступном месте.
Ну разве не молодец М.А.?
И вот он, ключевой момент!
Перебирая наборы, М.А. обнаружила, что в одном из них - не хватает кусочка. Учитывая, что сама картинка - довольно большая и состоит из 18 частей, этот кусочек является ну ооочень важным элементом! И сам этот набор - детки выбирают очень часто, предпочитая его многим другим.
И что делает М.А.?
- Вырезает из куска плотного картона кусочек "с ушками и ямками", строго подходящий по форме.
- Потом - долго и тщательно изучив картинку-образец, восстанавливает рисунок на этом кусочке, чтобы он идеально подходил (она даже акрилом пользовалась, о как!)
- И, самое интересное, М.А. даже позаботилась о том, чтобы новоиспеченный "пазлик" был таким же гладким, как его "соседи": она заламинировала этот кусочек скотчем, тоже тщательно подобрав все "выпуклости и впуклости". Все - красиво. Всё - для деток.
Опять же - ну разве не молодец М.А.?
Наверное, не молодец
Это не я, а она сама так про себя сказала. Говорит, переоценила она свои художественные способности. Точнее - не сами способности, а их роль в данной ситуации.
Картинка-то сложилась замечательно, каждая черточка и точечка - совпали, но... Оно ведь и козе понятно, что этот кусочек - не по форме, не по цвету, но по фактуре - все равно резко отличался от остальных.
И, если для кого-то из нас - это не существенно, то для кого-то (например, для деток с РАС) это - очень серьезный момент.
Испытано на живых примерах!
Тимур и пазлы
Сидит мальчик Тимур за столом в игровой, работает именно с ЭТИМ набором... Мальчик - явный представитель "той" категории деток, отличительной чертой которых является болезненный перфекционизм (например, он может тихо заплакать, если увидит, что кто-то раскрасил в раскраске самолетик и вылез за контуры).
Пазлы Тимур всегда собирает идеально, хоть и медленно. И... вот-вот, почти готово! Один только кусочек остался!
... Да, тот самый кусочек, изготовленный "кустарным" способом. Мама Тимура - подставила его к картинке:
- Вот, сынок, смотри же, подходит! Ты - молодец, у тебя всё получилось!
А Тимур - резко убрал кусочек от картинки и отбросил. Потом запищал:
- Не-не-неееее!
Потом растрепал руками так старательно сложенную им картинку, разбросал все кусочки и... сипло заплакал, закрыв лицо руками...
Жалко...
А этот набор пазлов - воспитатели решили убрать в шкаф. По крайней мере, до того дня, как смена Тимура закончится.
Вам же, дорогие читатели, пожелаю, чтобы потерянное - находилось, а сломанное - восстанавливалось.