Некультурная я стала. Бездуховная.
Кидайте в меня тапками…
Вот недавно в Питере подхватилась и … ушла с 3 действия “Садко”.
Нет, исполнение было вполне хорошим и Римского-Корсакова я люблю. Честно.
Но высидела я 2 акта и ушла. Мочи моей больше нет. 1,5 часа прошло, а действие так и не началось. Бесконечные статичные речитативы, традиционная каша во рту у певцов, былинные сказы о Волхве Всеславиче в исполнении грудастой певицы с картонными гуслями в руках, - это выше моих сил.
С моим-то красным дипломом Консерватории, где черным по белому написано - “музыковед”!
В “золотом” 19 веке на оперы русских композиторов посылали провинившихся офицеров. Вместо гауптвахты. Этот факт описан во всех учебниках истории музыки, как пример ужасающей бездуховности царизма. Ведь это только в постперестроечной истории вдруг выяснилось, что царский дом был светочем просвещения. Нас-то учили ровно наоборот, дескать - царская цензура, гонения за свободное слово и т.д.
Как бы там ни было, сейчас я думаю, - пожалуй только по приказу сверху можно высидеть от начала до конца пятиактную оперу с прологом и эпилогом, рыхлым сюжетом, картонными персонажами и абсолютно статичной драматургией.. Несмотря на то, что из 3,5 часов оперы, наберется около получаса действительно гениальной музыки...
Или, например, “Война и мир”, которую мы зачем-то проходили в школе…
Как вы считаете, вообще нормальный человек в состоянии этот талмуд прочитать?
Я, кстати, прочитала. Честно. От корки до корки. И даже не один раз. Местами даже с увлечением.
И знаете, какой вопрос меня мучает до сих пор?
Помните монолог Наташи Ростовой, который мы все учили наизусть?
“..... Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!”
Дамы, простите меня за цинизм, но как в такой позе вообще можно летать?
Ну неудобно же!
Не перепутал ли чего Лев Николаевич?
Который почему-то до сих пор считается тонким знатоком психологии, женской души и все такое…
И вообще, зачем нам забивали голову всей этой неврастенией - Анна Каренина, Верочка, Настасья Филипповна и пр.?
Ведь, заметьте, ни одного уравновешенного, спокойного и благополучного женского образа. Все с каким-то надломом, надрывом, подвывертом…
Ну ведь образование, оно должно те самые пресловутые “идеалы” в душе формировать, об отсутствии которых многие так ностальгируют в настоящей реальности.
А тут что получается?
Вот вырастаешь ты на такой литературе, а потом полжизни уверенно идешь по граблям, безошибочно выискивая их или придумывая, за неимением.
Вот так можно помучаться.
И вот так еще.
И вон мимо тех грабель тоже никак нельзя пройти.
Все в лучших традициях отечественной культуры.
Потому, что кто-то когда-то решил, что именно это и есть - “Идеалы”. Что этими страданиями и меряется духовность человека.
И, знаете, как-то подустала я от всего этого.
Легкости хочется.
Элегантности.
Умения обратить в шутку, обойти, не обратить внимания...
В общем, девочки, не читаю я Шекспира в подлиннике, не изучаю биографию Пушкина и не перечитываю Достоевского. И даже любимого Чайковского потребляю весьма аккуратно. В гомеопатических дозах.
“Как хороши, как свежи были розы…”
Признаю, слог - роскошный, чувства утонченные, проблемы - изящные и высокодуховные. Но, Боже милостивый, как же все это медленно и далеко от меня…. Бесконечный сердечный трепет и пылающие ланиты, благородные страдания и обмороки, ну вот... не нахожу я в своем сердце созвучия всем этим… извините, не буду….
И буквально каждой первой героине мне хочется сказать:
- Иди, деточка, работать, и все у тебя как рукой снимет.
И вот жаль мне, что всесторонне освятив тему разнообразных неврозов, нам так и не показали, как можно счастливо и достойно выстроить свою жизнь в этом непростом мире.
Лично для меня, это было бы весьма полезно...
А вы?
Дружите с классикой?
Тургенева давно перечитывали?