Стаб и Орден
Когда я, будучи шестилетним юнцом, вместе с отцом возвращался из Рима, по пути отец завернул у одному из своих вассалов, имя которого стерлось в моей памяти. Как сказал отец: «Этот барон — славный малый, оказавший мне услугу на поле брани, когда мы усмиряли ломбардцев».
«Славному малому» он подарил тогда старый, но крепкий замок, с богатыми селениями вокруг него.
Ни ожидавшего такой щедрости барона едва не хватил удар. Я помню его глаза, при виде подаренного замка. Они пылали огнем восхищения своим господином и осознанием того, что он теперь обладает личным родовым поместьем, которое не по зубам ни алчным соседям, ни разбойникам.
Думаю, что у меня были такие же глаза, когда я увидел подарок Пилигрима, сделанный своему крестнику.
(цитата из книги «Путь Крестоносца»)
***
— Если для Пилигрима это просто «укрепленное место», то что тогда он считает не укрепленным? — размышлял я вслух, осматривая возвышающуюся над лесом крепость.
Это была большая, крепкая и надежная крепость.
Не унылый старый донжон, окруженный деревянным частоколом и рвом, которые строили еще предки нынешних владельцев в захудалых землях Померании. Такие там есть у вассалов моих вассалов.
И городом-крепостью, где может разместиться многочисленное население, это тоже не было. Именно крепость.
На вершине крутого холма с искусственно обрезанными скатами, неведомый гений фортификации создал десятиметровую зубчатую стену, четырёхугольником охватывающую внутренние сооружения. По углам были круглые башни, почти вдвое превышающие стены. За внешней стеной была вторая, основная стена, из более тёмного от времени камня. И там тоже были башни. Не такие большие по площади, но от подножья первой стены до площадки для стрелков было примерно метров двадцать или чуть более того. Монументальное сооружение!
— Что скажете? — не оборачиваясь, спросил я у стоявших за мной офицеров.
— Я скажу, ваше высочество, что я предпочёл бы не штурмовать такую крепость, а еще лучше, находится в ней во время войны, — первым, и единственным, высказался оруженосец Кнут. — Такую крепость может оборонять горстка обученных воинов. Лишь бы был хороший запас провианта и болтов к арбалетам.
— От больших тварей, способных взбираться вверх, используя свои когти, горсткой не отобьешься. Но соглашусь, что лучше быть внутри, чем снаружи. Прикажи, чтобы выделили людей для проникновения. Весь отряд собрать возле предмостья и организовать временный лагерь. И мне нужно пару десятков бойцов, для сопровождения. Хочу осмотреть крепость с разных сторон.
На осмотр местности у меня ушло больше трех часов, но оно того стоило. Я хорошо рассмотрел крепость, и не выявил слабых сторон на случай осады. Большинство направлений, более или менее удобных для подхода неприятеля, простреливались минимум из двух точек. И укрыться на ровных полях, окружающих стаб сот, было негде.
Единственным направлением, где вероятный противник мог подойти незамеченным, был север. Там рос густой еловый лес. Знать бы, как часто эта лесная сота обновляется. Хорошо, если редко. В таком случае, со временем опушку леса можно хорошо отодвинуть от стен, сплошняком вырубая деревья на дрова, которых для отопления будет уходить громадное количество.
Пока я обходил стены, на флагштоке большой башни взвился мой штандарт.
— Ваше высочество, замок наш! — доложил посыльный, присланный мне на встречу.
Первое, что бросилось мне в глаза, когда я подошел ближе, это заброшенность. Еще не попав внутрь, я представлял, какое зрелище меня там ожидает, если снаружи все пространство в границах стаба было сплошь заросшим порослью молодых деревьев. По такой щетке из веток толщиной в палец продвигаться было крайне неудобно.
Укрепления перед воротами на внешней стороне рва мне понравились. Во-первых, они были новыми. Это было видно и по цвету использовавшегося материала при сооружении, и по стилю работ. Во-вторых, это было единственное место, где можно было подойти к замку, и оно само по себе было достойным укреплением. В-третьих, даже захватив предмостье, нельзя было бы сказать, что ключ от ворот замка в руках врага. Дальше противника ждали еще большие проблемы.
Но это будет когда-то, а сейчас проблемы были у меня.
Если ворота в стене предмостья выглядели крепкими, то и ворота, и подъемный мост через ров, казалось вот-вот рухнут. По мосту я шел очень осторожно, прислушиваясь к каждому скрипу. Эту проблему необходимо было начинать решать немедленно.
Перейдя ров, я отдал приказ, сразу направить людей в лес, для заготовки материалов на новый мост.
Подойдя к воротам, я понял, каким образом разведчики проникли внутрь замка. Они просто топорами прорубили проход в трухлявом полотне створки, и это заняло совсем не много времени.
Не в лучшем состоянии были и ворота во внутренней стене. В них старые, трухлявые доски держались исключительно на скреплявших их полосах железа.
В то же время, обрадовало наличие боковых стен, ограждавших участок между воротами. Для штурмующих было бы большим сюрпризом, взломав первые ворота, оказаться в каменном колодце и под обстрелом с обеих сторон при движении к следующей преграде.
Все внутренние помещения были царством пауков. Такого количества паутины я вряд ли еще когда-нибудь увижу. Она свисала отовсюду, напоминая гигантские занавески. Все проходы, двери и стены были затянуты такими же покрывалами, полными собравшейся в них пыли. Интересно, сколько же тут не ступала нога человека?
Чем дольше я обходил замок, тем больше мне казалось, что для приведения его в порядок потребуются долгие месяцы. Все, кроме камня, требовало не ремонта, а полной замены.
Единственное, что обрадовало, был обширный винный погреб, в котором в отличном состоянии было множество бочек. Постукав по их бокам, мы убедились, что они полные. Подвальные помещения, кстати, были в относительно чистом состоянии. В них было гораздо меньше паутины и почти ничего такого, что подлежало замене. Главное, что в них было сухо. Странно, что сюда еще никто не добрался.
Я сам до вечера обошел только первый этаж донжона, подвалы и несколько помещений, примыкающих к внутренней стене. Остальные части замка осматривали солдаты, разбившись на небольшие группы. Их доклады походили один на другой: запустенье, трухлявые перекрытия, опасные для передвижения лестницы.
Всему отряду уже давно понятно, что внутри стен мы будем полноценно обитать еще не скоро.
Я вышел из замка и осмотрелся. Отряд не бездельничал. В предмостье горели костры, на которых кашевары готовили пищу. На удалении от внешних укреплений стояли редкие дозорные. Такие же наблюдатели были и на обеих башнях укрепления. От леса уже тянули длинные стволы сосен для замены моста.
— Сколько же нам предстоит тут работы, чтобы привести замок в должное состояние.
— Да, Паж. И это надо делать как можно быстрее. Этот мир не даст нам много времени, чтобы приготовиться к встрече его обитателей. Прикажи на больших башнях или стенах, где более-менее крепкие перекрытия, поставить большие арбалеты и выставить постоянные посты наблюдателей, а с поля их убрать. Они там слишком уязвимы. Сегодня отдыхаем, а на завтра объявляем большой сбор.
Первая ночь на новом месте прошла спокойно. Место было глухое и не привлекало мутантов. Что им тут делать, если нет обновления рядом соты? Поэтому мной заранее был отдан приказ, ни коим образом не привлекать к замку внимание. Огни на стенах не зажигались, а дозорные стояли в одном месте, чтобы движения не заметили особо глазастые твари.
После завтрака я отправился во внутреннюю западную башню, чтобы осмотреть колодец. Колодец находился в центре круглой башни. Кроме стен и каменного обкладки колодца, все остальное было в страшном состоянии. Здесь время особенно сильно испортило все деревянное. Лестница, по которой раньше можно было подняться на крышу или три яруса с бойницами, при малейшем нажатии ногой издала такой звук, что все отскочили в центр, опасаясь обрушения всей конструкции.
Но хуже всего выглядело колесо для подъема емкости с водой. Раньше это было внушительное сооружение, диаметром около четырех метров, установленное над каменным оголовком. По ширине оно могло свободно вместить двух человек, которые приводили в движение колесо, двигаясь внутри. И не удивительно, что колесо было таким большим. Как мы не светили факелом, рассмотреть зеркало воды не получалось.
— Вода есть, но далеко, — доложил Кнут, который, как мне казалось совершенно не отдыхал, стараясь поскорее обследовать все закоулки замка. — Метров сорок. Я камень вниз бросал.
— Выдели сюда людей, Кнут. Это одно из первоочередных мест восстановления замка. Где ближайший источник воды, кроме этого колодца?
— Река на востоке через соту. На юге в лесу нашли ручей. До него недалеко.
Когда мы вышли из башни, примчался посыльный от Пажа, который был в предмостье: — Беда, Крестоносец. Женщины наши погибли! Все!
Я бросился к воротам, где меня дожидался десятник Зной с докладом.
— Паж отправился в лес, на место, где все случилось.
— Докладывай, что знаешь.
— Час назад женщины отправились с водоносами к ручью. Водоносы сразу отправились в замок, а женщины остались. Они хотели что-то там стирать. С ними оставалось двое мужчин, но они их попросили отойти от ручья. Когда появилась тварь, они об этом только по крикам поняли и сразу сбежали, — Зной кивнул на двух мужчин, сидевших на земле возле стены. — Они не из войска, принц. С собой только копья были, но и ими они никогда до этого не пользовались.
Паж с солдатами вернулся через полчаса.
— Я надеялся, что кто-то из женщин смог спрятаться или сбежать, но... — он мотнул головой и махнул рукой. — Все шесть там, возле ручья. От трех уже почти ничего не осталось. Две твари было.
Паж протянул мне в ладони горошину и шесть споранов.
— Ясно. Что еще?
— Разослал, как ты приказывал, в разные стороны несколько отрядов для разведки местности. Приказал двигаться, пока солнце не будет в зените. Потом возвращаться. Ушло шесть отрядов по двадцать человек в каждом. Остальные в большинстве на заготовке леса.
— Пока не восстановим колодец, возле ручья организуй постоянный сильный пост. И на маршруте от ручья до замка выставить наблюдателей. Хватит с нас сегодняшних жертв. Когда отряды вернуться — старших ко мне с докладами по мере возвращения. И общий сбор после ужина на большом дворе.
Доклады старших поисковых отрядов были однотипные: людей не встречали, тварей не много и несильные, поселения людей на сотах есть, но старые. В общую кубышку упало двенадцать споранов. Раненых, слава Богу, не было.
Для первого дня этого было достаточно, а впереди предстояла ежедневная и кропотливая работа по исследованию территорий и составлению подробных карт местности.
Один человек тут никто. Только сплоченный коллектив, объединенный одной целью. Орден. Вот так я предложил солдатам в будущем называть нас. Ни войско, ни отряд, не клан, а именно Орден. Его целью будет выживание в этом мире насилия и кошмара.
Все согласились и сразу появились предложения добавить какое-то громкое имя из архангелов, но после непродолжительных споров, все пришли к единому решению, которое я предложил в самом начале — Орден.
На следующий день я, взяв четыре десятка солдат и двадцать рабочих, отправился к полю, где мы приняли свой первый бой в этом мире.
Место нашего лагеря представляло ужасную картину. Тысячи ворон-падальщиков усеяли разлагающиеся трупы. В нескольких местах были участки, свободные от птиц. Там пировали мутанты. Наше появление на поле вызвало большое возмущение у пернатых. По мере продвижения отряда, вороны, отяжелевшие от обильной пищи, с трудом взлетали, оглашая округу недовольными криками, которые сразу привлекали к себе внимание обжиравшихся мутантов.
Очевидно, что свежее мясо для них было предпочтительней тухлятины, ибо они, как только нас замечали, тут же направлялись в нашу сторону. Доходяг тут уже не было. Обильная пища способствовала быстрому развитию.
Сейчас приближение спешащих к нам тварей ни у кого уже не вызывало никакого страха. Это мелочь, не представляющая опасности даже для одного хорошо вооруженного воина, тем более уже получившего достаточный опыт в умерщвлении подобных созданий.
Два десятника, перекинувшись парой фраз и определив, кто и где будет зачищать территорию, развели своих людей.
Оставшимся я поставил задачу: собирать все оружие, которое найдем.
Место основного сражения мы обошли сразу стороной, так как там стояла непереносимая вонь от гор разлагавшихся тел. Там для нас ничего интересного не было. Обратившиеся в большинстве имели на себе только защитное снаряжение. Все оружие было или в лагере, или на месте, где изначально построилось войско, поднятое по тревоге после тумана.
После любого сражения, победители первым делом собирали с поля боя все, что могло потом использоваться. Трупы разоблачались, освобождаясь от защитного снаряжения. Если кто-то из трофейщиков хотел, то мог снять даже одежду. После стирки и штопки она отлично использовалась по своему назначению и ни у кого не было предрассудков, что снято с покойников. Любое железо собиралось в первую очередь. Мечи к мечам, копья к копьям. Если сломанное — складывалось отдельно. Рано или поздно, у мастеров дойдут руки и до него, чтобы починить или отправить в переделку.
Так было заведено в нашем прошлом мире. В Улье мы еще совершенно не ориентировались, поэтому действовали точно так. Все, что может когда-то пригодиться, должно быть собрано и отправлено в замок. А уже там постепенно будет сортироваться, чиститься и отправляться или на хранение в арсенал, или сразу для использования.
Оружие и доспехи в первом выходе я в приоритет для сбора не ставил. Пока есть, а будет место и время, возьмем и их. Сейчас меня больше всего интересовали большие арбалеты и запасы болтов к ним. Такое мощное оружие будет для нас хорошим подспорьем в отстреле больших монстров, без ненужного риска в рукопашном поединке.
Их я поручил искать в первую очередь, хотя и обычные пехотные арбалеты были востребованы. Те экземпляры, что оказались в распоряжении Ордена после ухода отсюда, уже доказали, что они превосходят по убойности луки, которые были эффективны только при стрельбе по самым слабым мутантам.
Даже в моем мире за запрет использования арбалетов выступил Папа Иннокентий Второй, который требовал не применять арбалеты в войнах между христианскими армиями. А во многих странах они были разрешены к использованию только в войсках. Если кто-то из простолюдинов осмеливался использовать арбалет на охоте, его ждала тюрьма. И все это не из-за человеколюбия или для защиты несчастных животных. У власть имущих было опасение, что с таким оружием чернь будет опасным противником даже для хорошо защищенного рыцаря.
Наш поход был удачным. Пять больших арбалетов, которые предполагалось использовать при штурме укреплений сарацин, теперь были в повозках вместе с запасными деталями и некоторым запасом стрел.
Их я собирался доставить в замок в первую очередь. Хотя, если обновление соты случится после нашего ухода, это будет очень большая потеря. Сколько Улей нам выделил времени на мародерство в этом месте никто не знал. Поэтому на следующий день я планировал для перетаскивания трофеев забрать большую часть солдат, даже в ущерб заготовке строительных материалов.
Но это завтра, а сейчас мы тянули пять груженых повозок, поочередно впрягаясь в них вместо волов. Удивленными возгласами солдаты встретили мое решение тоже тащить груз на ряду с ними. Так поочередно сменяя друг друга, уставшие до дрожи в ногах, мы доставили в замок первую партию дальнобойного вооружения.
Улей благоволил нам. Еще семь следующих дней солдаты перевозили запасы оружия. Я трижды отправлялся в наш бывший лагерь, проводя время в обследовании прилегающих к нему сот, но всегда возвращался к отправлению назад. Разведка — разведкой, но, чтобы тащить груз в отсутствии скота, нужна каждая пара рук.
Мой большой походный шатер, в котором я провел последние часы, общаясь с Пилигримом, решил забрать, когда будет перевезено вооружение. Увы. На восьмой день прибывшая к соте группа сборщиков, обнаружила совершенно пустое поле. Сота исчезла, унеся в неизвестность и шатер, и большую кучу со снятыми с таким большим трудом с убитых обратившихся кольчуг. Я и так был благодарен Улью за такую фору.
Об обновлении соты я узнал в замке от вернувшихся оттуда, потому что к этому времени у меня наконец появился новый источник информации об этом мире.
--
| Продолжение | Другие книги автора |
Полностью книга будет доступна только на трёх литературных порталах:
- Аuthor.today
- Библиопаб
- Литсовет
Внимание! Если вы читаете книгу на других сайтах, значит текст попал в руки пиратов, обокравших честного писателя, а вы финансируете преступную деятельность. Поощрить писателя к продолжению работы можно, купив книгу на вышеперечисленных порталах.
Авторское право данного текста подтверждено и охраняется Гражданским Кодексом РФ (глава 70). Любое использование без ведома автора преследуется по закону.