Давно собирались устроить совместный тест снегоступов и хороших лыж на пересечённой местности средней полосы России. И вот наконец устроили настоящий баттл. Рассказываю как мне трудно было тягаться с другом на брэндовых лыжах Fischer.
Бодрый старт
Накануне обсудили план разведки района, где пока что мало ходили, утром плотно позавтракали, заехали за вкусняшками в «Магнит» и выдвинулись на местность. Хорошо что у друга Suzuki Jimmy — без вопросов забросились на дальнее поле, встречные трактора уважительно уступали дорогу. В конце поля видим кучи навоза. Я спросил водителя самосвала, не помешает ли наш автомобиль, он рассмеялся.
Быстро надеваем лыжи и снегоступы, и в 10:30 баттл начинается! Я использую снегоступы из Декатлона, мой друг — священник из Тарусы Александр Павельев — идёт на бэккантрийных лыжах Fischer Traverse 78.
Поляна с охотничьими вышками
Первый отрезок леса по накатанной снегоходом дороге идём почти одинаково, я полон сил и энергии, а Александр особенно не торопится.
Конечно, по таким дорогам хорошие лыжи могут разогнаться куда быстрей, но пока я двигаюсь быстро, фактически передвигаясь как при спортивной ходьбе. Надолго ли меня хватит? Посмотрим.
Вскоре приходим к первому интересному месту — большой поляне, где расставлены кормушки и несколько охотничьих вышек:
После короткой фотосессии спускаемся по нескольким ярусам к низине небольшой лесной реки, где сходятся несколько оврагов:
Зимний водопой и возможно городище
Здесь очень красиво, несколько участков воды не закрыты льдом, со всех окрестностей приходят на водопой звери.
Для прохождения оврагов, склонов под 45 градусов и выше — снегоступы подходят идеально. Я быстро взлетаю наверх, в то время как на лыжах приходится идти ёлочкой или даже лесенкой, а спускаюсь тоже достаточно быстро, прыгая большими шагами вниз.
Между рукавами оврага — большой холм. Одновременно с Александром приходим к мысли, что здесь могло располагаться древнее мысовое городище.
Лэп «на шпильках»
После оврага идём, постепенно набирая высоту. В обратном направлении снова открывается перспектива на холмы, арки заснеженных стволов ещё более красивы:
По рыхлому снегу движемся практически с одинаковой скоростью.
Вскоре выходим на накатанную дорогу, на пересечении стоит квартальный столбик лесного хозяйства, рядом много следов животных:
Ещё немного — и мы вышли к просеке высокой ЛЭП. Опоры электропередач мне очень нравятся. Одни из самых любимых - раскидистые ажурные металлические фермы "на шпильках":
Толмачево. Заброшенные дома
После ЛЭП проходим ещё один лесок и оказываемся на большом поле с заброшенным домом у пруда.
Поле отделено от основной части деревни оврагом.
Судя по всему, сперва была построена мазанка, потом дом из кирпича на хорошем фундаменте. Рядом стоят кормушки, колодец:
Антуражно выглядит сарай с прожектором времён СССР:
Сквозь облака всё чаще показывается солнце, пейзажи всё красивей:
Заскочино. Старые дома и новый житель
Возвращаемся на направление к селу Заскочино, вскоре выходим на хорошо расчищенную дорогу со стороны Толмачёво.
На дороге нам встретился местный житель с собакой. Немного пообщались, он рассказал, что из деревни уехали последние местные, а он поселился лет 15 назад.
Пробовал заниматься фермерским хозяйством, держать быков. Чем живет сейчас узнать не успели, но, думаю, ещё заглянем сюда.
Проходим через понижение у большого пруда к дальней части деревни.
Судя по карте Шуберта к началу XX века деревня была именно с этой стороны пруда:
Здесь очень грустное зрелище, под красивыми елями и липами стоят заброшенные дома разной степени сохранности:
Особенно печально выглядел для меня вот этот покосившийся дом:
— Что ж, ты хорошо послужил людям, теперь на заслуженном покое! — прямо вслух сказал я, слегка хлопнув по бревну ладонью.
Устроили небольшой привал, попили воды, я чуть потупил у ещё одного дома со ставнями, полуразобранной печкой и оборванными проводами на чашках изоляторов (фото №4):
Догнал Сашу, и мы отправились к основной цели — разведке местности, где еще не были.
Краеведы ищут пути. Идти все трудней, натёр пятки
Находим дорогу через лес, которой нет на карте. А я чувствую, что содрал пятки креплениями снегоступов. Зато мы добрались до очень красивых еловых посадок:
«Тоннели» среди елей хороши в любое время года. Видно, что изначально здесь были лишь смешанный лес, а потом добавили и ёлки.
В послевоенное время огромные площади лесов нашего района были старательно восстановлены работниками лесного хозяйства. Когда смотришь на эти километры ровных еловых посадок, становится поразительно, сколько труда было вложено в важную задачу сохранения лесных богатств нашей страны.
В какой-то момент Александр резко останавливается, решив, что пора перекусить. Достаём запасы хлеба, колбаски, Александр ест печенье, угощает чаем, а я даю ему воды и конфет.
После нескольких споров как обходить интересующую нас территорию, я все же настоял на своём плане, идём против часовой стрелки. Начинается плавный спуск, дорога хорошо накатана. Пятки болят все сильней, я решаю снять снегоступу. Без них идти здесь гораздо легче и быстрей, хотя это несколько нарушает исходную концепцию баттла.
Проверив направление на ещё одно село, спускаемся в овраг ручья. Я надеваю снегоступы и мы начинаем двигаться вдоль ручья.
Летом это заболоченная местность, а зимой можно передвигаться относительно свободно. Здесь очень красиво, камыши колоритны на фоне снега, а солнышко светит аккурат нам в спину, делаем прекрасные снимки зимней природы:
Приходится переходить русло постоянно, но кроме пары мест особо нигде не проваливались.
Находим хатку бобра, по следам на снегу видно, что они ходят за стройматериалом достаточно далеко, забираясь на склон.
Обходим закрытую территорию
Продвигаемся небыстро, держа направление на закрытую территорию. По шоссе от КПП к нам бегут три собаки.
Они привыкли контролировать лишь ворота и прилегающую часть дороги, так что как только мы спустились обратно к ручью – за нами они, конечно, не побежали.
Пухляк и усталость
Сильней начинает сказываться усталость, солнышко скрывается за тучами и клонится к закату. Дорога становится все сложней, появляются участки кустарника, выбираем участки то вдоль ручья, то поднимаемся выше, чередуя борта оврага.
Наконец, выходим к колючей проволоке закрытой территории, быстро проходим вдоль неё и с удовольствием ныряем на лесную дорогу, про которую Александр уже знал.
Постепенно холодает, на снегу образуется небольшая корочка, а у меня все сильней усталость. Теперь я ощутимо отстаю от Александра. Километр до красивой ЛЭП кажется бесконечным. Я останавливаюсь всё чаще, ем конфеты. Запас энергии закончился, воды уже нет, горло пересохло, но ещё не настолько, чтобы есть холодный снег.
И вот – лес заканчивается и мы выходим на поле ЛЭП. Здесь уже хорошо накатаны направления несколькими снегоходами.
Я снова снимаю снегоступы, так удаётся передвигаться быстрей. Но всё равно лыжник движется гораздо эффективно, а бежать со снегоступами настолько неудобно (эффективного крепления к поясу я не успел сделать), что пробегаю лишь небольшие участки.
Возвращаемся в темноте
Торопились мы явно не зря. В последний лес входим уже в сумерках. Фонариков мы не брали, но идти по следу снегохода не составляет проблем. Самый последний участок к машине мне приходится снова надеть снегоступы. Я буквально плетусь, очень сильная усталость.
...Ура, знакомое поле! Вижу силуэт нашего авто, но сперва не верю своим глазам. Баттл завершён! 25 километров прошли примерно за 8 часов!
Жмём друг другу руки, лыжи однозначно выиграли!
Выводы и советы
- В условиях средней полосы снегоступы эффективны лишь при движении по оврагам, лесным зарослям. В остальных случаях лыжи оказываются в среднем более эффективны.
- Наиболее подходящими для движения по очень рыхлому снегу в условиях пересечённой местности можно считать широкие но короткие охотничьи лыжи, одни из самых интересных — так называемые лыжи-снегоступы Altai Skies:
- А вот для движения в зимнее время по горам — снегоступы могут оказаться очень полезными. Конечно, стоит использовать их вместе с трек-палками.
- Ещё снегоступы можно однозначно рекомендовать попробовать тем, кто ходит на лыжах плохо, или очень редко, не обладает хорошей техникой движения на них. К таковым я отношу себя самого. Почти уверен, что если бы шёл этот маршрут на лыжах – у меня получилось бы ещё дольше, с учётом торможений в трудных местах.
Спасибо за ваши интерес! А здесь ещё несколько материалов по теме:
До встречи на канале!