Как удалось добиться успеха молодому педагогу? И останется ли работать в Липецке дальше?
Уже вся область знает, что липецкий учитель Екатерина Сигарёва победила во Всероссийском конкурсе «Классная тема» и получила авторское шоу на федеральном канале. Более того — она встречалась с Владимиром Путиным.
Как удалось добиться успеха молодому педагогу? Каким она увидела президента? И останется ли работать в Липецке дальше? Об этом она рассказала корреспонденту «ЛГ».
Школа — это моё место
— Екатерина Андреевна, Липецк — ваш родной город?
— Нет, я родилась и выросла в Чаплыгине. Это очень красивый город с богатой историей. Люди приезжают из других районов, областей, чтобы посетить Дом Меншикова, местные музеи, погулять по набережной.
— Почему выбрали профессию учителя?
— Я училась в чаплыгинской школе № 2, всегда нравились уроки физики, химии, алгебры и геометрии. С благодарностью вспоминаю своих учителей по этим предметам. Мне было сложно выбрать профессию в 16 — 17 лет. Я не до конца понимала, чем хочу заниматься. Изучала углубленно химию и биологию, вот и поступила в Липецкий государственный педагогический университет на соответствующую специальность. Причём у всех родственников далёкие от педагогики профессии.
Кстати, сейчас в школе введён профминимум, ребят уже с шестого класса знакомят с различными профессиями. На мой взгляд, это полезные знания, они помогут понять, какую дорогу выбрать.
— Как прошли студенческие годы?
— Я активистка по жизни, поэтому моё студенчество запомнилось как очень насыщенное время. В чём только мы не участвовали — «Студенческая весна», «Осенние дебюты», разные съезды… Невозможно выделить какое-то одно яркое событие, это в целом приятная и плодотворная пора.
— Что было дальше?
— Сразу после выпуска нужно было привести мысли в порядок, и я устроилась на работу делопроизводителем. Стало скучно, не понравилась рутина. Тогда я и вернулась в педагогику, сначала в техникум (сейчас это колледж транспорта и дорожного хозяйства). Трудилась там четыре года, с теплотой вспоминаю это время. Общение со студентами всегда живое, задорное, весёлое.
— Почему решили уйти в школу?
— Захотелось попробовать себя в другой системе: учреждение среднего профобразования и школа сильно отличаются друг от друга. Разные дети, разный возраст, разные подходы в обучении. Сейчас я понимаю, что школа — это моё место!
Наш регион вообще уникальный, если говорить про «Липецкий опыт» Константина Александровича Москаленко. Мы наследники великих педагогов, а значит, нести это звание должны с честью и достоинством, подтверждая делом свой профессионализм. Сегодня много новшеств и много возможностей. Посмотрите, какие школы строят! Только за последние пять лет в Липецкой области 6 новых возвели и отремонтировали более 100. Открываются детские технопарки, «Кванториумы», «Точки роста». Всё это ещё больше вызывает интерес к учёбе, развивает способности школьников. Здорово, что начинающим учителям, инициативным и творческим, есть куда обратиться за помощью — на базе регионального института развития образования функционирует Ассоциация молодых педагогов.
Друзья, а не конкуренты
— Екатерина Андреевна, как вы узнали о конкурсе «Классная тема»? Как готовились?
— В прошлом году вышел первый сезон телепроекта. Он создан по поручению Президента РФ Владимира Путина телеканалом «Россия-1» и Минпросвещения России. Я с нетерпением ждала выхода уроков полуфиналистов, принимала участие в голосовании. Было интересно познакомиться с коллегами из других регионов через призму телеэкрана, увидеть знакомые предметы с новой стороны.
Когда открылся набор на следующий сезон, я не раздумывая отправила анкету, затем прошла тестирование по химии и записала видеовизитку. Попасть на проект было моей мечтой! Спустя два месяца, в августе, поступил звонок от организаторов. Хотелось кричать об этом на весь свет, эмоции невероятные!
— Как пережили съёмки? Что было самым сложным?
— На съёмках было сложно всё. Я ведь не профессиональный диктор, не телеведущая. А здесь камера диктует определённые правила. Нужно было работать с подачей материала. Но сам процесс очень увлекательный, я всегда с удовольствием впитываю новую информацию. Опыт работы на телевидении даёт возможность раскрепоститься, почувствовать себя уверенно, увидеть привычные вещи с другой стороны, понять, что возможно всё и даже больше! Команда, которая с нами работала, верила в нас, и мы чувствовали себя под надёжным крылом профессионалов. В общем, было так интересно, что о трудностях я не думала.
— Что вы чувствовали перед финалом?
— Волновалась, конечно. Понимала, что победы достоин каждый из 7 финалистов. Во время подведения итогов играла такая тревожная музыка, цифры голосования на экране постоянно менялись… Сидишь и думаешь: «Вдруг я? Или не я». Это длилось буквально несколько секунд, но показалось, что прошла целая вечность. Если говорить о съёмочном процессе — на репетиции получились не все опыты, и я понимала, что на сцене нужно сделать всё идеально. Вышло даже лучше, чем ожидала! Я провела урок химии на тему: «Признаки химических реакций» и заняла первое место. На суд жюри также представили уроки истории, математики, физики, русского языка, биологии, географии.
— Видели ли вы уроки других участников? Какой из них вам понравился?
— Да, видела. У каждого была своя изюминка. Александр Оджо предложил очень интересный формат — «вкусные» истории в момент готовки, из этого можно сделать целый проект. Андрей Лётцев показал магию цифр, и там волшебства не меньше, чем в химии. Радик Хабиров провёл фантастический урок физики. Анастасия Кондина так влюблена в свой предмет, с таким трепетом относится к биологии, что вызывало только восхищение. Александр Пинежанинов постоянно путешествует, знает много интересных фактов. Ну а Никита Никитюк виртуозно общается с публикой.
— Кто казался самым серьёзным конкурентом?
— Конкуренции не было, царила доброжелательная атмосфера. Мы проводили время вместе, поддерживали друг друга, репетировали, прогоняли текст, советовались. Воспринимаю коллег, как давних знакомых, друзей. Надеюсь, мы будем дальше общаться.
— Как думаете, что вам помогло одержать победу?
— Сложно сказать. Зрители выбирают по своим критериям, ощущениям, по визуальному эффекту, конечно. Мне хотелось сделать урок ярким и зрелищным, показать волшебство и магию химии. Это, думаю, заметили и оценили.
Рядом с президентом
— Не каждому удаётся не только увидеть президента на расстоянии вытянутой руки, но и поговорить с ним. Какие эмоции от встречи с Владимиром Путиным?
— Я чувствовала трепет. Увидеться лично, сказать спасибо за проект, выступить перед Госсоветом — это очень волнительно. И я благодарна судьбе за возможность оказаться в этом месте в это время, рядом с главой государства.
— О чём разговаривали? Какой он, наш президент?
— Мы поговорили о повышении престижа профессии и о развитии наставничества. Педагог не должен оказывать образовательные услуги, его задача — давать знания и воспитывать подрастающее поколение. Наш президент — человек сильный. Рядом ты это особенно чувствуешь, до мурашек. Он готов поддержать, услышать, приложить усилия, чтобы каждому было комфортно жить в своём регионе, населённом пункте.
— Каким был первый день в школе после победы? Как вас встретили дети, коллеги?
— День был суматошным, потому что ещё до победы я решила принять участие в другом конкурсе профессионального мастерства — «Учитель года». После каникул сразу приступила к подготовке. А дети следили за эфиром, поздравляли, записывали голосовые сообщения и видео. В школе подходят, обнимают, поздравляют, это очень приятно.
— Вас пригласил на встречу губернатор. О чём шла речь?
— О нашем регионе и возможностях для развития, о «Классной теме» и съёмочном процессе, о том, какие у меня планы на будущее. Видно было, что Игорю Георгиевичу важно моё мнение, это был искренний интерес, а не формальный разговор. Я сказала, что из родной области никуда уезжать не собираюсь.
— Кстати, о планах. Теперь у вас будет своя телепрограмма. Как будете совмещать съёмки с работой в школе?
— «Классная тема» — это сезонный проект, ежегодно стартует новый отбор. Мне предстоит снять серию видеороликов, все выпуски сразу. Придётся отсутствовать в школе, но недолго. Это всегда расстраивает, но без таких проектов невозможно развитие меня как учителя. «Классная тема» и другие конкурсы дают новый опыт, эмоции, помогают работать с детьми, выстраивать отношения.
— Сколько будет продолжаться этот проект?
— Надеюсь, долго! Уважаемые педагоги, если вы читаете это интервью, если формат проекта вам интересен, близок, обязательно участвуйте! «Классная тема» уникальна, она расширяет рамки предмета за пределы не только кабинета, но и школы. Из моей жизни проект тоже не уйдёт, мы связаны крепкими узами плодотворного сотрудничества. Сейчас нужно снимать ролики, они выйдут в эфире телеканала «Культура» и в социальной сети «ВКонтакте». Анонсы будут чуть позже.