Найти в Дзене
Новый человек

Как связаны апофения и парейдолия с грандиозностью. Что делает нарцисс

Продолжаем разговор о грандиозности и её удивительных механизмах. Апофения – это греческое слово, означающее: «делать явным». Апофения – это склонность находить взаимосвязи и закономерности в абсолютно случайных и не связанных вещах.

Объектная апофения – это когда прослеживаются значимые отношения между людьми или элементами окружающей среды, которые имеют отношение к сознанию наблюдателя, относятся к нему, вращаются вокруг него и имеют к нему отношение. Например, теории заговора, являются формой объектной апофении (как правило).

Естественно, что при определённой форме паранойи, человек верит, что против него сформировали заговор, что он является целью, мишенью или жертвой злонамеренных действий от имени одной или нескольких групп людей – это объектная апофения, когда видят связи там, где их нет, находят смысл там, где его нет.

Клаус Конрад в 1958 году дал первым определение апофении: «склонность видеть связи между объектами или явлениями, которые в действительности никак не связаны между собой».

Апофения может стать одной из предпосылок первых стадий бредового расстройства – это бредовая модель мышления, своего рода самореферентная чрезмерная интерпретация реальных сенсорных данных. Это не галлюцинация, а просто неправильная интерпретация и назначение неправильных ярлыков информации, которая исходит из окружающей среды – и это часто встречается при грандиозности.

Апофения - это способность находить смысл там где его изначально не было
Апофения - это способность находить смысл там где его изначально не было

На самом деле это свойственно человеку – искать определённые закономерности в случайной информации, на этом построена вся наука. Хороший пример – парейдолия. Это когда вы видите визуальный образ в совершенно случайной каляке-маляке. Так наш мозг находит смысл там, где его просто быть не может.

Таким образом, парейдолия – это подтип апофении, и если объединить все эти явления в одну объектную апофению, то апофения будет распространяться на все объекты – как одушевлённые, так и неодушевлённые.

Когда объединяются эти две вещи, то получаются все формы грандиозности, одной из которых, является паранойя. Параноидальные идеи грандиозны по своей сути. Это подтип, подвид или часть грандиозности, потому что параноидальный человек верит, что он является целью какого-то злого плана, в котором участвует один или несколько человек – они должны схватить его, уничтожить, подвергнуть пытками и так далее.

Каждый добропорядочный параноик верит, что находится в центре внимания, он является стержнем и осью, вокруг которой всё вращается и обязательно со злым умыслом против него.

✅ Таким образом, грандиозность – это когда прослеживается связь и закономерности между объектами, одушевлёнными и неодушевлёнными, когда эти объекты комбинируются определёнными способами, имеющими значение только для грандиозного человека, или когда он видит закономерности в поведении других людей, который для него имеют смысл. Все эти взаимосвязи и закономерности имеют смысл только для грандиозного человека.

Все эти взаимосвязи имеют смысл только для одного человека
Все эти взаимосвязи имеют смысл только для одного человека

Апофения и парейдолия – это мощные элементы грандиозности, потому что грандиозный человек, даже если он не параноик, полностью верит в то, что те объекты, которые он представляет себе существуют в реальности.

Грандиозный человек верит, что другие люди самоорганизуются для того, чтобы послать ему сообщение, подать сигналы, которые будут подтверждать его самоощущения, поддерживать и подкреплять его фантазии.

Например, люди, окружающие нарцисса, существуют для того, чтобы нарцисс мог соответствовать идеальному представлению о себе, в рамках самоидеализации или общей фантазии. Такую роль назначил им нарцисс, потому что он не способен воспринимать объекты как внешние.

Этот процесс немного похож на работу художника мультфильмов, который срисовывает с реальных актёров мультипликационные образы, и в дальнейшем может взаимодействовать только с этими внутренними образами – интроектами, которые живут у него внутри только по определённому сценарию, который пишет им сам нарцисс.

✅ Временами нарцисс пытается разобраться в этом зоопарке внутренних объектов, навязывая этим объектам новое повествование, сюжетную линию, которое хоть как-то их объединит и заодно подкрепит его самовосприятие богоподобности. Для этого он и использует апофению.

Нарцисс приписывает мотивы, планирование, намерения одному человеку или группе людей. И все эти мотивы, намерения, планы и действия вращаются вокруг нарцисса.

Берегите себя

Всеволод Парфёнов