Найти тему

Конфликт и гармония в группах: Анализ эксперимента "Летний лагерь" Музафера Шерифа

В 1954 году социальный психолог Музафер Шериф провел один из самых известных экспериментов в истории психологии - известный как "Летний лагерь". Этот эксперимент предоставил ценные инсайты о том, как взаимодействие и влияние группы могут формировать индивидуальное поведение и влиять на социальную динамику.

Цель эксперимента Шерифа состояла в изучении процессов формирования и конфликта межгрупповых отношений. Он разделил 22 мальчика возрастом от 11 до 12 лет на две группы, которые были поставлены в ситуацию, где им приходилось сотрудничать и соревноваться друг с другом. Группы были сформированы случайным образом, и каждая группа действовала под своим собственным лидерством. Они жили в отдельных домиках, стоявших на достаточном удалении друг от друга. У каждой группы также над домиком развивался свой собственный флаг.

В начале эксперимента, мальчики были дружелюбны друг к другу и сотрудничали в рамках своих групп. Однако, ситуация была изменена так, чтобы создать конфликт и соперничество между группами. Шериф предложил несколько соревнований, в которых группы могли заработать награды и показать свое превосходство. Нужно сказать, что призы и награды были достаточно ценными для ребят.

Мальчики из эксперимента "Летний лагерь"
Мальчики из эксперимента "Летний лагерь"

Вскоре мальчики начали проявлять яркую групповую идентичность и предпочитать членов своей группы, их взаимодействие с представителями других групп стало враждебным и агрессивным. Они создавали негативные стереотипы о других группах и проявляли предубеждения. Решение конфликта между группами стало почти невозможным, и даже когда искусственно созданные условия соревнования были устранены, неприязнь и враждебность между группами продолжали сохраняться. Одна группа похитила флаг другой и сожгла его. Другая группа вломилась в домик первой и устроила там переполох. Ребята враждебных групп нелицеприятно отзывались друг о друге, называя соперников вонючками и трусами.

Основным выводом эксперимента Шерифа было то, что групповое взаимодействие и соревнование за ресурсы могут приводить к формированию негативных стереотипов, предубеждений и конфликта между группами. Он также показал, что межгрупповая враждебность может быть сокращена и групповая гармония может быть восстановлена через сотрудничество и совместные цели, которые создают единую групповую идентичность.

-3

Когда враждебность достигла апогея, Шериф и его коллеги придумали сверхзадачи, которые были поставлены для всех жителей летнего лагеря. Так, например, они намеренно забили систему водоснабжения лагеря бумажным пакетом. Ребята вынуждены были искать причину поломки сообща и чинить. Дальше руководство симулировало поломку грузовика, который привозит еду в лагерь. Ребята сообща толкали грузовик, чтобы он мог завестись. Такие задачи способствовали сплочению команд на базе единой цели и гасили враждебность, противостояние и агрессию. Некоторые ребята из разных домиков даже смогли подружиться.

Эксперимент Шерифа "Летний лагерь" имеет большое значение в психологии и социологии, так как он иллюстрирует важность понимания социального контекста и групповой динамики для объяснения поведения и взаимодействия людей в коллективе. Этот эксперимент имеет применимость не только к пониманию межгрупповых конфликтов, но и к способам создания условий для снижения предрассудков и насилия в обществе.

Изучение детерминант взаимодействия между индивидами внутри группы и между группами остается активным направлением исследований в социальной психологии. Эксперимент Шерифа "Летний лагерь" продолжает вносить вклад в понимание формирования и эволюции групповой динамики и социальных отношений, помогая нам лучше разобраться в поведении в коллективе и принять меры для создания более толерантного и гармоничного общества.

Если вам нужна помощь психолога, я с радостью вам помогу. Моя страница на B17 - https://www.b17.ru/shershnev_roman/