19,4K подписчиков

Маленькие станции в большом кино

4K прочитали

В репертуаре отечественного кино немало фильмов со сценами на небольших железнодорожных станциях и полустанках. Вокзал – место встречи или расставания, точка отсчета сюжетной линии.

Станции – как актеры. Одни сыграли в кино единственную роль. Пусть эпизодическую, зато в известном кино известного режиссера.

Другие же – настоящие кинозвезды. Раз за разом умело гримируясь и при этом оставаясь самими собой, играют одну роль за другой.

Сегодня разговор о станциях, которым по стечению обстоятельств, довелось несколько раз сняться в знаменитых советских фильмах. Какие-то – недалеко от Санкт-Петербурга. Какие-то – на окраинах Москвы.

Финские вокзалы Бруно Гранхольма

… На рубеже 19-20-го веков финский архитектор Бруно Гранхольм выстроил несколько непохожих друг на друга вокзалов. Они и сегодня привлекают нас необычной архитектурой.

И не только нас, но и режиссеров. Сразу несколько Гранхольмовских вокзалов снято в кино. Вот, например, небольшая станция «Гвардейское» (б. Карисалме) в фильме Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса. 20 век начинается» (Ленфильм, 1986, реж. И. Масленников).

«Приключения Шерлока Холмса. 20 век начинается» (Ленфильм, 1986, реж. И. Масленников)
«Приключения Шерлока Холмса. 20 век начинается» (Ленфильм, 1986, реж. И. Масленников)

Окружающим ее пустынным пейзажем открывается первая серия. Старый деревянный вокзал находится на мало используемой линии «Выборг – Хийтола». Она проходит по погранзоне в Ленинградской области, и даже сегодня выходить на ней можно, только имея необходимый документ.

Станция Гвардейское (б. Карисалме). Фото Vikkale
Станция Гвардейское (б. Карисалме). Фото Vikkale

Увенчанный двумя романтичными башенками вокзал «Парголово», построенный позже также Бруно Гранхольмом, встречается в фильме «Верьте мне, люди» (Киностудия им. Горького, 1964, реж. В. Беренштейн, И. Гурин, Л. Луков) с Кириллом Лавровым в главной роли.

«Верьте мне, люди» (Киностудия им. Горького, 1964, реж. В. Беренштейн, И. Гурин, Л. Луков)
«Верьте мне, люди» (Киностудия им. Горького, 1964, реж. В. Беренштейн, И. Гурин, Л. Луков)

Загородный поселок, где на время поселяется его герой склеен из нескольких мест в окрестностях Петербурга. Порталом в этот мир и оказывается Парголовский вокзал.

Парголовский вокзал (фото А. Савин)
Парголовский вокзал (фото А. Савин)

Но настоящим киногероем стал другой гранхольмский вокзал – Шуваловский.

Шуваловский вокзал от Масленникова до наших дней

Этот краснокирпичный шедевр имеет внушительный для тихого пригородного вокзала размер. А в его зале ожидания вполне можно снять какой-нибудь старинный бал. При этом съемка не создаст каких-либо неудобств для пассажиров. Ведь их (пассажиров) здесь надо еще сыскать. Так что о массовке режиссеру придется позаботиться заранее.

Шуваловский вокзал (фото Г. Александрова)
Шуваловский вокзал (фото Г. Александрова)

А еще Шувалово – в отличие от Парголово – настоящая станция с несколькими путями. Здесь можно ставить сцены отправления и прибытия поездов. Поэтому режиссеры на протяжении десятилетий снимают здесь фильмы один за другим.

Возможно, кинодебютом Шуваловского вокзала выступил фильм 1967 года «Личная жизнь Кузяева Валентина» (Ленфильм, реж. И. Масленников, И. Авербах, 1967), снятый режиссером Игорем Масленниковым с Ильей Авербахом еще во время учебы.

В новелле «Незнакомка» можно увидеть Шуваловский вокзал таким, каким он был в 60-е годы. Скамеечки и окошко кассы придавали станции гораздо больше жизни, чем мы это видим сегодня. Вокзал в фильме становится точкой входа героя в сюжет, на нем же и заканчивается.

«Личная жизнь Кузяева Валентина» (Ленфильм, реж. И. Масленников, И. Авербах, 1967)
«Личная жизнь Кузяева Валентина» (Ленфильм, реж. И. Масленников, И. Авербах, 1967)

Трудно сказать, думал ли об этом режиссер, но именно на находившемся рядом вокзале станции «Озерки» Александр Блок и написал свое стихотворение «Незнакомка».

Вокзал Шувалово появляется и в фильме «Бакенбарды» (к/c «Голос», 1990, реж. Ю. Мамин) режиссера Юрия Мамина, вышедшем в 1990 году. Как все перестроечные фильмы, он переполнен спорной эксцентрикой.

«Бакенбарды» (к/c «Голос», 1990, реж. Ю. Мамин)
«Бакенбарды» (к/c «Голос», 1990, реж. Ю. Мамин)

Поезд с героем молодого Виктора Сухорукова останавливается в Шувалово. Это совсем не электричка, а настоящий поезд дальнего следования. И мы понимаем: обладатель бакенбард приехал в другой город.

В станционном интерьере Шуваловского вокзала сняты также эпизоды многочисленных сериалов: «Улицы разбитых фонарей», «Брежнев», «Золотой капкан», «Гастролёры» и других.

К примеру, в очень сильном сериале «Крик совы» (Первый канал, 2013, реж. О. Погодин) в 9-й серии на вокзале криминальный герой Никифор встречает Нину, хорошо разглядевшую его при ограблении.

«Крик совы» (Первый канал, 2013, реж. О. Погодин)
«Крик совы» (Первый канал, 2013, реж. О. Погодин)

Поняв, что та его узнала, преступник, очень любящий свою больную сестру, устремляется в погоню. Растерянная сестра Никифора так и остается на вокзале…

Но наиболее яркую роль Шуваловский вокзал сыграл в фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» (Свердловская киностудия, 1979, реж. М. Козаков). Помните фразу:

«Ученицам младших и особенно старших классов категорически запрещается появляться на вокзале, особенно в часы, когда проходит дизель-электропоезд».

Здесь вокзал не просто точка входа или выхода. Это ось, вокруг которой вертится вся жизнь небольшого румынского городка.

Главным ежедневным событием становится прибытие того самого дизель-электропоезда. С важным видом к этому относится начальник станции, роль которого сыграл бесподобный Михаил Светин.

 «Безымянная звезда» (Свердловская киностудия, 1979, реж. М. Козаков).
«Безымянная звезда» (Свердловская киностудия, 1979, реж. М. Козаков).

Не менее важный вид у джентльменов, неспешно проводящих время в вокзальном ресторане. Если присмотреться, то мы признаем зал ожидания Шуваловского вокзала, умело декорированный ассистентами. Даже колонны пришлось украсить бутафорскими светильниками.

 «Безымянная звезда» (Свердловская киностудия, 1979, реж. М. Козаков).
«Безымянная звезда» (Свердловская киностудия, 1979, реж. М. Козаков).

В этом фильм есть историческая правда. Раньше в больших и малых городах лучшие рестораны были именно на вокзалах, и назначить там деловую встречу мог далеко не каждый.

Шуваловский вокзал, можно сказать, нашел признание и за рубежом. Здесь снят фрагмент турецкого сериала «Курт Сеит и Александра». Увы, сериал провалился, вместо 40 серий сняли в два раза меньше. Но вины Шуваловского вокзала в этом точно нет.

В репертуаре отечественного кино немало фильмов со сценами на небольших железнодорожных станциях и полустанках. Вокзал – место встречи или расставания, точка отсчета сюжетной линии.-11

И из свежего. Шуваловский вокзал, чтобы напомнить о себе режиссерам, «решил» в 2023 году сняться в по всей видимости уже бесконечном сериале «Тайны следствия» (Россия, 2023, реж. М. Демченко). А именно в 23-м сезоне в серии «Клятва. Часть 1».

«Тайны следствия» (Россия, 2023, реж. М. Демченко)
«Тайны следствия» (Россия, 2023, реж. М. Демченко)

Очаровательный оперуполномоченный Курочкин выступает в роли живца и ловит разыскиваемого преступника-таксиста. Его страхует невозмутимый напарник Олег Платонов.

По прихоти режиссера у вокзала поставлена бутафорская автобусная остановка, организована стоянка таксистов. Что очень оживило обычно безлюдную привокзальную площадь в Шувалово.

А теперь давайте перенесемся в Первопрестольную.

Лосиный остров и его станция

Вблизи от знаменитого парка Лосиный остров на окраине Москвы находятся сразу две станции, которые с явным удовольствием снимались культовых советских кинолентах.

Если в Шуваловском вокзале режиссеров кино привлекает внимание его пустынная красота, то чем притягивает маэстро кино станция «Лосиноостровская» – сказать трудно. Пожалуй, настоящим царством путей, которое можно охватить взглядом или объективом кинокамеры.

Станция Лосиноостровская (фото Н. Андреев)
Станция Лосиноостровская (фото Н. Андреев)

В знаменитом фильме «Вокзал для двоих» (Мосфильм, 1982, реж. Э. Рязанов) режиссер решил собрать выдуманную станцию Заступинск из двух вокзалов – Рижского в Москве и Витебского в Ленинграде. Но есть еще и третий ингредиент: та самая «Лосиноостровская». Возможно, что придать масштаб путевому хозяйству. Живописен и пешеходный виадук через пути.

«Вокзал для двоих» (Мосфильм, 1982, реж. Э. Рязанов)
«Вокзал для двоих» (Мосфильм, 1982, реж. Э. Рязанов)

В роли начальника станции появляется сам Эльдар Рязанов. Как известно, в каждом своем фильме он снимался в эпизодической роли. Не исключением стал и «Вокзал для двоих».

Возможно, «Лосиноостровская» чем-то лично была близка для режиссера, потому что ее же мы встречаем и в снятом за шесть лет до этого «Служебном романе» (Мофильм, 1977, реж. Э. Рязанов).

В репертуаре отечественного кино немало фильмов со сценами на небольших железнодорожных станциях и полустанках. Вокзал – место встречи или расставания, точка отсчета сюжетной линии.-15

Ольга Рыжова, наверное, самый трогательный персонаж фильма, «живет» рядом с платформой «Лосиноостровская». Рязанов в этом фильме точно выбирает места жительства героев фильма, подчеркивая их социальный статус. «Мымра» живет в элитном доме на Большой Никитской улице, Самохвалов – на Тверской улице прямо напротив Центрального телеграфа. А вот секретарша Верочка, как и Ольга Рыжова, живет на окраине. Верочка – на южной, в Чертаново. Ольга Рыжова – на северной.

Если в 70-е годы «Лосиноостровская» уже была Москвой, хотя и окраиной, то в послевоенное время – далеким пригородом, а точнее городом Бабушкиным. Поэтому на «Лосиноостровскую» отправляется Владимир Шарапов в фильме «Место встречи изменить нельзя» (Одесская киностудия, 1979, реж. С. Говорухин). Цель – опросить хозяйку квартиры, где живут Груздевы, на предмет алиби неразборчивого в отношениях с женщинами героя Сергея Юрского.

Одесская киностудия, 1979, реж. С. Говорухин
Одесская киностудия, 1979, реж. С. Говорухин

Крупным планом нам показывает оператор и название станции, и водонапорную башню, и … самую знаменитую советскую электричку «ЭР-1», которой, правда, не могло быть в послевоенное время. Зато сейчас на эту почти исчезнувшую легенду хочется смотреть в любом кино, независимо от действующей в нем эпохи.

Одесская киностудия, 1979, реж. С. Говорухин
Одесская киностудия, 1979, реж. С. Говорухин

Тут же показаны и суровые будни товарной станции. Шарапов вскакивает на площадку грузового вагона, чтобы пройти сквозь ползущий состав. Рядом виден и вагон с интересной надписью – «Живорыбный». Правда, вагон-рефрижератор, попавший в кадр, тоже неудачно выдает более позднее чем в картине время. Но никто тогда не знал, что этот телефильм станет таким популярным, что его будут изучать по кадрам.

С другого края Лосиноостровского парка находится станция с противоположным амплуа. Это «Белокаменная», появившаяся в начале 20-го века как часть Московской окружной железной дороги. Ее украсил дошедший до нас вокзал в стиле модерн и еще несколько построек.

«Белокаменная» недалеко от Белокаменной

Через сто с лишним лет окружная дорога была модернизирована как Московское центральное кольцо. Но полвека назад здесь, в черте столицы, можно было без труда создать декорации забытого в глуши полустанка.

Вокзал(ьчик) станции Белокаменная (фото Г. Грачев)
Вокзал(ьчик) станции Белокаменная (фото Г. Грачев)

Вспомним фильм «Офицеры» (Киностудия им. М. Горького, 1971, реж. В Роговой). Во время войны санитарный поезд, начальником которого работает Люба, останавливается на заснеженной небольшой станции. Ее начальник отчаянно пытается остановить героиню, но та непреклонна в своем решении забрать раненых и вывезти их на лечение.

«Офицеры» (Киностудия им. М. Горького, 1971, реж. В Роговой).
«Офицеры» (Киностудия им. М. Горького, 1971, реж. В Роговой).

Сам вокзал «Белокаменной» в кадр не попадает и станцию выдают лишь второстепенные постройки. Например, колоритное модерновое здание жилого дома для служащих. Сегодня оно закрыто забором и приспособлено под элитную баню.

Зато в фильме «Когда деревья были большими» (Киностудия им. М. Горького, 1961, реж. Л. Кулиджанов) «Белокаменная» снята просто хрестоматийно. Аккуратный вокзал небольшого городка утопает в зелени, которая чувствуется даже на черно-белой кинопленке. Кажется, виден даже кирпичный цвет вокзала. Станция становится серединой фильма, разделяющий жизнь героев фильма на «до и после» прибытия поезда.

«Когда деревья были большими» (Киностудия им. М. Горького, 1961, реж. Л. Кулиджанов)
«Когда деревья были большими» (Киностудия им. М. Горького, 1961, реж. Л. Кулиджанов)

Обтекаемой формы тепловоз ТЭ2 (читать «тэ два») с профилем Сталина прибывает на станцию Селиваново-Белокаменная. Ожидание встречи молодой девушки Наташи со своим непутевым отцом, который к тому же еще и ненастоящий, кажется бесконечным.

Так оно и в жизни – ожидание поезда всегда бесконечно, отъезд поезда мгновенен. Но вокзал всегда остается на месте. Кажется, что трогательной встрече сопереживает не только пассажиры поезда, но и этот маленький шедевр модерна, и даже вагоны на запасных путях.

Первой же ролью «Белокаменной» в кино стала снятая в 1959 года пронзительная кинолента «Баллада о солдате» (Мосфильм, 1959, реж. Г. Чухрай). Ритм фильма, который и по сей день трудно смотреть без слез, держится на сценах встреч, расставаний, ожиданий и разочарований.

«Баллада о солдате» (Мосфильм, 1959, реж. Г. Чухрай)
«Баллада о солдате» (Мосфильм, 1959, реж. Г. Чухрай)

Свидетелем части этих сцен становится знакомая нам станция, чей вокзал лишь на мгновение попадает в кадры. «Белокаменная» место начала и окончания мимолетного счастья солдата Алёши и девушки Шуры. Отсюда безымянный русский солдат уедет в вечность, оставив на опустевшей платформе растерянную героиню.

Если Вы хотите увидеть станцию «Белокаменную» в цвете и к тому же ночью – посмотрите новеллу «Отец Серафим» из менее известного фильма «Шаг навстречу» (Ленфильм, 1975, реж. Н. Бирман). Автор сценария – Эмиль Брагинский, соавтор Эльдара Рязанова в его знаменитых кинокомедиях.

Несколько небольших сюжетов связаны единой линией рождения любви двух немолодых людей, которые ежедневно встречаются в автобусе по пути на работу.

«Шаг навстречу» (Ленфильм, 1975, реж. Н. Бирман)
«Шаг навстречу» (Ленфильм, 1975, реж. Н. Бирман)

Но в новелле «Отец Серафим» местом комедийной драмы становится именно железная дорога. В поезде, который ведёт герой в исполнении неподражаемого Евгения Леонова, женщина рожает ребенка. Угрюмый и невозмутимый машинист принимает роды маленького человечка так же умело, как ведет огромный тепловоз.

Роль «Белокаменной» здесь совсем незначительная. Она оказывается местом, где только что родившийся в каком-то ином мире ребенок словно возвращается на родную землю.

На этом история не заканчивается. Принявший роды машинист молча, уверенно и без пафоса берет на себя заботу о родившемся ребенке. Воистину отец Серафим.

Обратите внимание на цвет вокзала, каким он был до реконструкции.

***

Вот так бывает, что по стечению обстоятельств небольшие станции могут стать героями большого кино. И важность их ролей никак не зависит от размера и удаленности от больших вокзалов.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL