Найти в Дзене
Я путешествую одна

Как я провела самый "яркий" День рождения в моей жизни. Это забыть невозможно!

Коротко начну с предыстории.

6 февраля у моей николаевской подруги был День рождения, и она мне сказала:

"Надеюсь, следующий мой День рождения я буду праздновать где-нибудь в Доминикане, а не в этом унынии и тоске. Хочу, чтобы этот день запомнился мне надолго"

И тогда я рассказала ей о моём самом памятном и "ярком" Дне рождения, который я точно не забуду. Полгода или год назад я упоминала о нём в публикациях, но сегодня решила вспомнить этот день более подробно, тем более рассказать есть о чём.

Это был 2014 год. Лето, вoйна и моё тридцатилетие. Точнее, один день до круглой даты.

-2

Нас тогда обстреляли трижды за день и от бессонных ночей и стрессов у меня приключилась истерика. Я рыдала, дрожала от страха и всё время прокручивала в голове одну единственную мысль: "Я пoгибну в свой День рождения, если мы не уедем из города". Я больше ни о чём не могла думать, эта мысль буквально забралась мне под кожу, сверлила меня целый день. Обстрелы и так всегда пугали до дрожи и слабости в ногах, а в тот день я едва могла их выносить. Мне кажется, что я полдня провела ползая на четвереньках и рыдая. К вечеру я совсем развалилась. Я даже боялась, что мы не переживём эту ночь. Снаряды падали всё ближе. И тогда мы с мамой решили, что ехать нужно, нужно взять паузу, нужно дать себе отдохнуть.

Связь была ужасная, но я дозвонилась перевозчику, тогда и узнала, что мест нет, и я просто не выдержала, я выла и рыдала в трубку, умоляла его забрать нас хоть стоя, лишь бы уехать. Он согласился.

Это были очень эмоциональные сборы в дорогу, ехали мы на Азовское море, в Седово. В 2014 году многие семьи туда уезжали, слишком напуганные войной. Ехать куда-то дальше или выезжать в Россию мы не планировали. Надеялись перевести дыхание поближе к дому.

Вещи я собирала ползая по квартире. Как раз после третьего обстрeла выбралась на четвереньках из туалета и рыдая укладывала вещи в чемодан.

Мы с собой взяли вермишель быстрого приготовления, консервы. Денег было не очень много. Я тогда уже не работала, мама не получала зарплату и ушла в отпуск. Жили на мои сбережения.

Ночь была очень тревожной и почти бессонной. Зарево в стороне Саур-Мoгилы и в стороне Илoвайска, артиллeрия гремит, а мы с мамой жмёмся друг к другу на полу в коридоре. Сердце сжималось от страха. Это была очень длинная ночь в ожидании рассвета.

-3
-4

Утром, в мой День рождения, мы быстро собрались и трусливо выскользнули на улицу. В утренние часы нас часто обстреливали и идти через весь город, пусть он и небольшой, было очень страшно. От любого резкого звука перехватывало дыхание. Вдруг мы услышали одиночные залпы и прибавили скорость. Пока стреляют от нас нужно успеть перебежать это расстояние, так сказать, под прикрытием. Чемодан на колёсиках сильно гремел, как будто танки идут. Мне казалось, что мы перебудили и перепугали полгорода. Хотя, кого пугать, самые пугливые уже давно не живут в своих квартирах.

Мы уезжали, а бабушка оставалась, и нам было стыдно. Ехать она не хотела, но нас поддержала.

"Я с соседкой, не переживайте обо мне. Едьте!"

И мы уехали на 10 дней. Решили, что нам этого будет достаточно, чтобы немного прийти в себя и отпраздновать моё тридцатилетие в относительно мирной обстановке.

В дороге нам не стало спокойнее. В 2014 году автобус мог попасть в любой случайный переплёт, бои шли практически везде, по крайней мере перестрелки.

Мы перемещались от одного блокпоста к другому. Сначала даже не понимали чей именно это блокпост, пока не замечали развевающийся флаг. Так мы выехали в Седово, которое было ещё под контролем ВСУ. У нас проверили документы и пропустили. Сначала мне было противно ехать на ту сторону, и я постоянно что-то недовольно бурчала себе под нос, но мама меня одёргивала, мол, это временно, всего 10 дней и домой, а там может быть что-то изменится. И да, изменилось – был взят Илoвайск.

Пока мы подъезжали к приморскому посёлку Седово, видели и военную технику, и отдыхающих на обочинах солдат ВСУ, и новые батальоны добровольцев. Жильё нашли быстро, даже не перебирали. Мы слишком сильно устали для этого.

Во дворе частного дома находилось длинное помещение, которое было поделено на несколько отдельных комнат. Возле каждой комнаты, со стороны улицы, под окном, стоял столик со стульями, а над головой вился виноград. Впрочем, довольно уютное местечко было.

Я занесла чемодан в комнату, мы с мамой вышли на улицу, сели за пустой стол и молчали. Слушали неторопливую возню других жильцов, вдыхали ароматы чужой еды, смотрели на клумбы с цветами и просто наслаждались передышкой, кусочком мира, который затерялся на просторах войны.

"Пойдём в магазин, купим что-нибудь. У тебя всё-таки День рождения" - сказала мама.

И мы пошли.

Людей в посёлке было много, по дороге даже встретили мамину сотрудницу. Тема разговоров у всех одна - вoйна.

Периодически я слышала где-то вдалеке автоматные очереди, но мне казалось, что это невозможно и меня подводит слух или разбушевалась фантазия. Маме я об этом не говорила.

В магазине мы купили немного продуктов, сок и водку. Вернулись к себе, накрыли стол и с такими замученными выражениями лиц смотрели друг на друга, что хотелось выть. Разговорились с соседями, но сейчас я уже не вспомню откуда они были, помню только, что их город тоже подвергался обстрелу, и они увезли оттуда двух маленьких детей.

Вообще очень хотелось спать, просто отключиться от внешнего мира, но мы же на море, решили, что после моря и дУша спать будем крепко и сладко. Надели купальники и отправились на пляж. Настроения не было вообще. На пляже я всё время думала о нашем городском пляже, о том как во время обстрела там пoгибли люди. Вот так же лежали на песке, а вокруг галдели дети.

-5

Где-то через час мы уже возвращались, приняли душ и забрались под покрывало. Засыпая я снова услышала автоматные очереди, но слишком быстро соскользнула в сон, не зацепилась об эту смутную тревогу.

Проснулись вечером, настроение улучшилось, я только тогда и осознала, что у меня День рождения и я жива. На улице стало прохладнее, ветер приятно освежал кожу, перебирал листиками винограда. Мы снова накрыли на стол, открыли консервы, и я ещё долго слушала череду маминых пожеланий мне. Вечер проходил замечательно, а ночь впервые за долгое время принесла покой.

Но уже в 4 утра мы проснулись от пролетающих по небу "Градoв". Этот звук ни с чем не перепутаешь. Сели в кроватях, посмотрели друг на друга в темноте.

"Грады" - как-то обречённо сказала мама.

И вдруг вернулась вся усталость и весь ужас происходящего накрыл нас волной.

"И что делать? - спросила мама.
"Я пойду чистить зубы" - ответила я.

Встала и действительно пошла чистить зубы, пока люди из соседних комнат в охапки хватали вещи и бросали их в багажники своих машин. Весь посёлок ожил, люди продолжили свой бег наперегонки с войной. Догонит или нет?

А я как сейчас помню, стою на улице возле рукомойника, чищу зубы, а чуть дальше летят по небу "градины". И красиво, и жутко. Грохочет вокруг, люди что-то друг другу кричат. Да, хорошо когда есть своя машина. Закинул в неё вещи и ни от кого не зависишь.

Хозяйка вернула всем деньги и её домик опустел, остались только мы, но и это ненадолго.

Иногда мне казалось, что я теряю рассудок. Просто стою с зубной щёткой во рту и смотрю в небо, больше никуда не бегу и у меня так пусто внутри, так вдруг всё безразлично. Мама вытряхнула меня из этого оцепенения, и мы отправились на автовокзал. Людей там была тьма, все кричали, ругались. По дороге узнали у прохожих, что билетов уже нет, а стреляли рано утром потому что наши берут Новоазовскую границу.

Нам чудом повезло уехать, мы даже не дошли до очереди. К нам подошла женщина и предложила купить у неё билеты, она почему-то шла их сдавать. Два билета до Мариуполя. Мы их купили.

Возможно мы поторопились уехать, я не знаю были тогда бои в Седово или нет, но мы поддались общей панике. Вернулись в комнату, собрали вещи и пошли на автобус. Там развернулся целый бой за возможность не просто занять сидение, а вообще втиснуться в автобус. Все с чемоданами и сумками, крики, драки, паника. Никто никого не слышит и не слушает. Давят друг другу. Мы чудом выехали и автобус не разошёлся по швам.

Опять блокпосты. В Мариуполе отдельно проверяли мужчин, вывели их из автобуса. По дороге мы с мамой решили, что поедем в Урзуф. Мы последние пару лет там и отдыхали.

Поклонились всем блокпостам и наконец-то приехали, а там оказалась база "Азoв" и каких-то "Медведей". Узнали об этом случайно, когда по посёлку прогуливались и я выразила своё мнение об "азовцах". Мама меня толкнула в бок и указала на ворота, на них и красовалась надпись "Азoв", а на вышке, практически у нас над головой, стоял военный в камуфляже и с автоматом. Пришлось ротик закрыть.

После 10 дней на море мы с тревогой возвращались домой. Дорога была "весёлая". Автобус поломался перед Еленовкой, в которой шли бои, и она вся дымилась. Мины на обочинах, разбитая вoенная техника, поездка через поле с кричащими пассажирами, пустые города.

Но мы вернулись уже в почти мирный город, фронт сдвинулся и стало больше спокойных ночей.

Вот так прошёл мой самый "яркий" День рождения, и никакая Доминикана с ним не сравнится. Такое не забудешь. Такое в память врезается навсегда.