Как алкоголиков и наркоманов, так и бывших СРКшников не бывает. Пора открывать клуб анонимных СРКшников. Чем мы хуже?)
«Привет, Я – Даша, я потомственная СРКшница. Не ем чернослив. Не сдала ни одного экзамена без приступа диареи.» Шутка)
Одна из первых фраз на самой первой сессии у психолога была: «Ты же понимаешь, что СРК неизлечимо?» Я киваю головой. Эта идея зрела у меня в голове, но верить не хотелось. Я благодарна, своему психологу за смелость и честность. Она первая из всех врачей сказала об этом прямо. До этого гастроэнтерологи как-то уклончиво успокаивали: «Да, бывают случаи, что проблема уходит навсегда» или что-то в этом духе. Может у них есть внегласное правило – не говори СРКшнику, что это навсегда. Или только мне такие попадались? Мне жалко гастроэнтерологов, они в тупике. По факту повлиять на ситуацию в корне они не могут, т.к. о полном излечении речи не идёт. Они раз за разом учат снимать симптомы и дают рекомендации по питанию и образу жизни. Но больным же этого мало - все хотят излечиться, конечно, сразу и, конечно, навсегда. А тут срыв, и снова доктор плох/ лечить не умеет/ не те таблетки выписывает. А я такой молодец – всё послушно исполняю и заслужил результат.
Не можем мы себя таких вот «бракованных» принять. Про любовь к себе вообще промолчу. У меня был период, когда, смотря на любое своё фото, я первым делом определяла – на нём я «ДО» СРК-пришествия или уже «ПОСЛЕ». Если «ДО», то я непременно - счастливая, красивая, вот прям настоящая Я. А если «ПОСЛЕ», то я – несчастная, и вообще не я, а пародия на себя. И жизнь у меня была «ДО», а «ПОСЛЕ» не жизнь, а дожитие.
А хотелось найти такого доктора, который бы вернул мне ту меня - без СРК, и жизнь мне ту заодно тоже вернул.
Одно из проявлений моего непринятия СРК было в том, что я его скрывала.
Но скрывать СРК, когда у тебя на работе туалет с 3-мя кабинками в ряд, лишь частично разделёнными фанерой, крайне сложно. Я заставляла себя терпеть, когда там кто-то был. Пыталась быть незаметнее и тише. Ускорялась, тужилась в минуты одиночества, в напряженном ожидании, что вот-вот кто-то войдёт. Расслабиться в таких условиях было невозможно. Рабочий туалет стал для меня местом стыда. Вот такая «мини-казнь» пять дней в неделю. Так как в дни обострений наведываться туда приходилось часто, я прислушивалась и подгадывала время, когда в коридоре никого не было, чтобы тайком туда прошмыгнуть. В голову закрадывались мысли, что кто-то может догадаться. Как не ловко, что я с одной коллегой уже три раза за день встретилась в туалете. Да, было и такое. Меня хватило на полтора года. Я уволилась – конечно, причин для увольнения набрался букет, но и общий туалет на 30 человек тоже внёс свой вклад. Работая дома, я вдруг полюбило своё утро, которое раньше невольно ассоциировалось у меня со стрессом. Я могу теперь себе позволить ходить в свой туалет сколько душе угодно. Но видно моему «другу СРК» не хватает экстрима. И в спокойной домашней обстановке он скучает.
Я скрывала СРК от друзей и некоторых родных. Мне хотелось для них оставаться прежней. Долг перед ними был превыше моего самочувствия. Приведу показательный случай. Нас с мужем позвали в гости к определённому времени. А мой СРК очень не любит каких-либо договорённостей, он бунтарь по натуре. Мне конечно поплохело прям перед дорогой, но я, собрав себя в кучу, поехала. Мы опоздали, блюда за столом остыли и нас встретили со скрытым недовольством. Было обидно, в моих глазах я совершила подвиг, который не оценили. И в этот момент, я для себя всё решила. Теперь, я заранее всех предупреждаю, что по независимым от меня причинам могу подвести кого-то, могу задержаться, не приеду вовремя. Принимайте вот такую меня, неудобную СРКшницу. Теперь я могу отказаться в гостях от угощения, которое не внушает мне доверия, без обид. Могу приехать в гости вообще со своей едой, мне так спокойнее. У свекрови, я готовлю себе отдельно потому, что я так привыкла. И я обнаружила, что меня принимают и такой. СРК не преграда. Это «признание» сильно снизило градус моего внутреннего беспокойства и злости на себя.
«Бывших СРКшников не бывает!» - Да, можно растянуть периоды ремиссии. Да, можно «перекроив» свою жизнь по-новому, подстроиться под него. Да, когнитивно-поведенческая терапия творит чудеса. Но вернуть заводские настройки ЖКТ не выйдет. Из такого путешествия невозможно вернуться прежним.