Найти тему
Asya | Мини-мамочка

Влияние цифровой трансформации на стратегическое управление организациями в РФ

2023 год, ⅩⅩⅠ век – время великих технологий и непрерывного развития и постоянного движения: от старого к новому, из прошлого в будущее, от простого к сложному. Интернет, мобильные устройства, цифровые сервисы и другие доступные цифровые технологии ворвались в нашу жизнь и перевернули всё вокруг. Но когда-то где-то же была отправная точка этого цифрового развития, цифрового движения, была намечена цель, к которой мы упорно идём. У всего всегда есть некий старт. Но не стоит забывать, что развитие, особенно цифровое, бесконечно, ведь наши возможности безграничны: мы будем продолжать ставить перед собой новые цели и двигаться вперёд. И чтобы двигаться быстро, уверенно и без каких-либо особых препятствий необходимо иметь план, стратегию. Ведь даже самый искусный путешественник может сбиться с намеченного пути без карты.

Но стратегия для коллектива, для команды – это гораздо больше, чем карта. Стратегия опирается на понимание текущей ситуации и прогнозирование будущего. Наметить цели и направления движения, продумать маршрут, определить ресурсы и, конечно же, предусмотреть запасные варианты – это всё стратегия.

Именно стратегия позволяет организации работать как единый механизм, каждому винтику огромной цепи, каждому сотруднику, двигаться согласованно, слаженно и прилагать усилия в одном направлении, двигаться тем самым к одной цели. Организация, компания, регион и даже страна – если вспомнить басню И.А. Крылова, это телега, к которой привязаны лебедь, рак и щука. Когда нет единой стратегии, то и нет направления, в котором телега будет двигаться. Лебедь, рак и щука, разные по устройству, функционалу и даже целям существования, будут тянуть эту телегу в разные стороны. И неважно, если даже каждый из участников процесса выкладывается на все 100%, 1000%, телега не сдвинется со своего места: т.е. организация не достигнет долгосрочной цели, которую перед собой ставит.

Давайте постараемся ответить на вопрос: что же такое стратегия? Разные авторы, теоретики и практики стратегического менеджмента, разные научные школы определяют ее по-разному. Однозначного ответа на заданный вопрос просто нет. Поэтому ниже представим основные:

· Стратегия как паттерн или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое (американский учёный и писатель Джеймс Брайан Куинн).

· Стратегия – это система средств для достижения цели. Это нечто большее, чем наука; это применение знаний в реальной жизни, дальнейшее развитие первоначальной направляющей идеи в соответствии с постоянно меняющимися обстоятельствами, искусство действия под давлением труднейших обстоятельств (военный теоретик Хельмут фон Мольтке).

· Стратегическое планирование – это идентификация долгосрочных организационных целей и их актуализация (преподаватель менеджмента Мило Собел).

Чтобы хотя бы немного понять, что такое стратегия в целом, давайте смоделируем ситуацию: мы находимся в точке А (это может быть, как какое-то место, так и ситуация, положение вещей), но нас это не устраивает, мы хотим всё изменить и попасть в другую точку, например, Б (изменить наше месторасположение или качество жизни). Очевидно, что для этого нам необходимо проложить маршрут из точки А в точку Б или выбрать оптимальный из нескольких возможных, а затем сделать всё возможное, чтобы начать двигаться в заданном нами направлении. Это и есть стратегия.

Стратегическое планирование – это нелегко. Из-за постоянного движения, непрерывных перемен, за которыми порой и уследить сложно, оно вызывает трудности, но именно стратегия сейчас нужна организациям нашей страны в самом широком смысле – от отдельных департаментов до органов власти целых регионов.

И здесь возникает логичный вопрос: почему? На это есть ряд весомых причин. Не один год в России планирование было ограничено бюджетным циклом, при котором расходование средств и принятие решений часто привязаны к концу года или к концу цикла. Что привело к тому, что у лиц, которые принимают важные решения, просто не хватало времени для всестороннего анализа установившейся ситуации. «Горизонт планирования» определяется особенностями отчетности: госслужащие должны отчитываться несколько раз в год, им сложно ставить долгосрочные цели и в полной мере ощущать ответственность за то, что будет через 10 –15 лет.

Поэтому стратегия так и необходима. Именно для того, чтобы начать строить планы наперёд, начать думать «вдолгую». Данный подход необходим, чтобы увидеть, что с нами будет в будущем, какими будет организация, регион, страна, социум через год, три или 10 лет, и начать что-то меня уже сейчас, чтобы в будущем смогли, возможно, не допустить ошибок, за которые мы будем вынуждены очень дорого заплатить.

Особенно актуальным стратегическое планирование становится в контексте цифровой трансформации, одной из национальных целей развития России. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» закрепил понятие цифровой трансформации (ЦТ) и установил целевые показатели, которые должны быть достигнуты в установленный срок.

Но не будем забегать далеко вперёд. Прежде чем начать заниматься разработкой цифровой стратегии, нужно чётко понимать, что же это такое ЦТ. Как мы и говорили ещё в самом начале, интернет, мобильные устройства, цифровые сервисы и другие доступные цифровые технологии позволяют радикально изменять широкий круг взаимодействий: компаний друг с другом, компаний и граждан, граждан и государства. Алгоритмам отводится не последняя роль в этих взаимодействиях. Переход к алгоритмическому взаимодействию в сочетании с сетевыми эффектами приводит к кратному, иногда в десятки и сотни раз, увеличению эффективности взаимодействия участников: снижению стоимости процесса, росту его скорости, уменьшению количества ошибок. Это и есть цифровая трансформация, в процессе которой проявляются качественные, революционные изменения в структуре экономики, центры создания добавленной стоимости перемещаются в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате ЦТ происходит переход к новому технологическому и экономическому укладу, а также создание новых отраслей экономики.

Но также следует отметить, что часто синонимом понятия «цифровая трансформация» выступают такие термины, как «оцифровка» и «цифровизация». Давайте подробно разберём каждое из них и выделим ключевые свойства такого процесса, как цифровая трансформация.

Оцифровка– это перевод физических/аналоговых объектов, т.е. бумажных документов, изображений, звуковых сигналов, видео и т.д., в цифровой формат, что позволяет хранить и передавать данные по сети Интернет. Главным преимуществом данного формата является то, что оцифрованные данные могут быть обработаны, сохранены, отфильтрованы, идентифицированы, воспроизведены и переданы в полном объеме, с высокой скоростью и низкими издержками. В результате образуются непрерывные потоки информации в электронном (цифровом) виде, что является основой использования алгоритмов и автоматизации процессов.

А цифровизация, в свою очередь, специалистами и экспертами рассматривается как «социально-экономическая трансформация, инициированная массовым внедрением и усвоением цифровых технологий, т.е. технологий создания, обработки, обмена и передачи информации». Применение продвинутой аналитики для управления компанией и является фундаментом процессов цифровизации. Данный процесс может затронуть абсолютно любую отрасль. Так, можно говорить и о цифровизации маркетинга, и цифровизации производства. Под эти подразумевается то, что многие функции и операции организации той или иной отрасли будут выполняться автоматически, без участия человека. В результате цифровизации создаются условия перехода к так называемому цифровому предприятию.

Таким образом, можно сделать вывод, что цифровая трансформация – переход к цифровому бизнесу, комплексное преобразование деятельности компании, ее бизнеспроцессов, компетенций и бизнес-моделей, максимально полное использование возможностей цифровых технологий с целью повышения конкурентоспособности, создания и наращивания стоимости в цифровой экономике. Как правило, цифровая трансформация ведет к появлению новых рынков, новых потребителей, созданию новых бизнесов.

Но не стоит отождествлять цифровизацию и ЦТ. Это разные процессы. Цифровизация – это улучшение уже существующих процессов путем внедрения информационных технологий, оптимизации и реинжиниринга, а также анализа данных для принятия решений, а цифровая трансформация – глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая приводит к существенному улучшению их характеристик, например, сокращению времени выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов, и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств.

Также очень часто знак «равно» ставят между цифровизацией и автоматизацией, что ошибочно. Автоматизация – это замена ручного труда на труд с использованием электронно-вычислительных машин. А цифровизация, в свою очередь, подразумевает перестройку бизнеса при помощи цифровых компьютерных технологий так, что в нем все решения принимаются на основе данных. Автоматизация – это часть цифровизации, которая входит в цифровые трансформации.

Разницу между автоматизацией, цифровизацией и ЦТ можно условно проиллюстрировать следующим образом:

Автоматизация → Цифровизация → Цифровая трансформация

Автоматизация:

Внедрение ИТ-решений, повторяющих имеющиеся процессы

Цифровизация:

· Улучшение существующих процессов путём внедрения ИТ

· Lean-методы оптимизации процессов

· Реинжиниринг процессов

· Анализ данных для принятия решений

· Затрагивает всю компанию, тем самым достигая синергии каждого из участков на единой цифровой платформе – цифровизировать один какой-то участок нельзя!

Цифровая трансформация:

· Резкое снижение транзакционных издержек за счёт платформ – появление новых моделей деятельности

· Соединение возможностей технологий и традиционной сферы деятельности организации приводит к появлению новых продуктов и процессов с принципиально новыми качествами

Основной для ЦТ в большинстве случаях являются результаты автоматизации и цифровизации в виде внутренних автоматизированных и прошедших реинжиниринг процессов, внедренных автоматизированных систем и надежных данных. Внутреннее устройство трансформации обусловлено как количеством участников, так и масштабом, и сложностью изменений.

Так как трансформация органа государственной власти (ОГВ) затронет сам ОГВ, несколько смежных органов, отрасли и широкий круг граждан, его дорожная карта будет в себя включать множество проектов и различную деятельность:

• традиционные проекты автоматизации и цифровизации, направленные, например, на автоматизацию внутренних процессов или внедрение управления данными, архитектурой, ИТ-активами;

• проекты создания и разработки всех компонентов архитектуры, на которых работают новые цифровые процессы (отдельные цифровые сервисы или более сложные архитектуры);

• «втягивание» внешних участников в цифровое взаимодействие (такая деятельность может быть организована как на проектных, так и на иных принципах);

• непрерывное развитие цифровой архитектуры, которое также может быть организовано на проектных и непроектных принципах.

Говоря о цифровых стратегиях важно не забывать, что они предполагают реализацию не только трансформационных, но и других проектов, например, в «цифре» (информатизация), для «цифры» (инфраструктура) и на периферии «цифры», т.е. образование и подготовка кадров, создание институтов развития.

Важными факторами конкурентоспособности государства и его эффективности во внутренних и внешних действиях является его цифровая стратегия и поддержка стратегического планирования. В России вопросам стратегии применительно к цифровой трансформации уделяется большое внимание в нормативных документах и выступлениях руководителей государства. Так как именно стратегия ЦТ как ничто иное позволяет чётко видеть общую цель. Ведь цифровая трансформация – это, прежде всего, комплексный процесс, при котором отдельные элементы целого (организации, отрасли, органа власти) должны меняться синхронно и в одном направлении.

Кроме того, немаловажно не забывать о барьерах, которые могут возникнуть на пути к ЦТ, и учитывать различный уровень цифровой зрелости. Неоспорима значимость глобального видения пути развития, так как узконаправленные программы не всегда могут обеспечить прорыв и могут осложнять непрерывное движение к намеченной цели. Для достижения отдельных целей внутри стратегии могут быть выделены отдельные программы и проекты.

Эффективным средством для выявления основных проблем и возможностей организации, отрасли или даже целого региона выступает работа именно над стратегией. Чтобы обсуждение этих проблем было продуктивным, нужно наладить диалог с теми, кого затронут будущие изменения, прежде всего с гражданами, и сформулировать для них конкретные понятные предложения по развитию отдельной отрасли или региона, которые помогут им ощутить качественные изменения и преимущества цифровизации.

Во время своего выступления на форуме "Digital Almaty" председателя Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин заявил, что цифровая трансформация требует вообще переосмысления роли государства и организации работы, если хотите, федеральных органов или других органов власти.

Помимо Указа Президента Российской Федерации, стратегические цели и задачи развития цифровой экономики в России зафиксированы и в федеральном проекте «Цифровая экономика», и входящих в него федеральных проектах таких как: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи» и «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Одной из ведущих задач федерального проекта является цифровизация процессов стратегического планирования. Крое того, в Указе Президента РФ № 474 именно цифровая трансформация выступает одной из пяти национальных целей развития России на период до 2030 года. В качестве целевых показателей указаны:

• достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, транспорта, а также госуправления;

• увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;

• рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широко полосного доступа к интернету, до 97%;

• увеличение в четыре раза вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий (ИТ) по сравнению с показателем 2019 года.

Согласно Приказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении методик расчёта целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»» от 18.11.2020 № 600, достижение этих показателей будет контролироваться с помощью методики расчёта целевых показателей и их прогнозных значений (Приказ № 601).

Однако собственные цифровые стратегии есть пока не у всех. Так, в октябре 2020 года Правительство России приняло постановление «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами», в котором утвердило новое Положение о ведомственных программах цифровой трансформации. В том же месяце был принят «Общенациональный план действий», где отдельный раздел посвящен цифровым проектам и планам в сфере цифровизации, в частности оказанию государственных услуг.

Разработка эффективных цифровых стратегий – это актуально не только внутри страны, но и становится частью межстрановой конкуренции: темпы и глубина цифровой трансформации все больше определяют конкурентоспособность государств. К сожалению, Россия пока не входит в число мировых цифровых лидеров, но стремится к этому. В мире существует множество цифровых стратегий. Основные из них:

· Активная позиция в области искусственного интеллекта, развитие маркетплейса технологических инициатив, нацеленность на масштабное использование цифровых ID в различных отраслях, что ускоряет совместное движение вперед академической науки, промышленности и органов госуправления (Великобритания).

· Создание открытого цифрового правительства в комплексе с практикой управления данными через среду открытости и сотрудничества с госслужащими – приоритет отдаётся именно интересам и потребностям гражданина, предоставлению максимально комфортных услуг для всех групп граждан с обязательным учетом инклюзивности и доступности среды (Канада).

· Интеграция цифрового правительства в общественную жизнь: граждане участвуют в создании и развёртывании новых общественно значимых сервисов (Китай).

· Упрощение форм взаимодействия граждан и государства: максимум онлайн-поддержки через работу различных приложений, т.е. автоматизация, обратная связь и анализ данных (Индия).

Согласно исследованиям, можно выделить наиболее общую тактику ускорения цифрового развития государственного управления: решения должны быть простыми, универсальными и совместными.

Для того, чтобы разработать рабочую стратегию, нужно иметь представление о трудностях, с которыми вы можете столкнуться. Нехватка кадров, недостаточное использование данных при принятии решений, подмена цифровой трансформации автоматизацией и цифровизацией, неготовность к неизбежным кардинальным изменениям – основные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются в России лидеры цифровой трансформации. Но есть и ряд других препятствий для трансформации, связанные с синхронизацией государственных решений разных уровней, целеполаганием, коммуникациями и собственно технологией, что также немало важно.

Одним из основных ориентиров для цифровой стратегии на любом уровне должно быть повышение качества жизни граждан. Не стоит забывать, что гражданин – это, в первую очередь, не просто прохожий, а – главный клиент. Именно поэтому ведущей задачей цифровой трансформации является повысить качество жизни в конкретном муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в стране в целом. Цифровая стратегия, цифровые проекты и мероприятия, которые реализуются в рамках выбранной стратегии могут остаться просто формальностью, просто расписанным планом на листке бумаги, если он не будет привязан к конкретной пользе для граждан, для ваших клиентов.

Для того, чтобы дополнить и конкретизировать поставленные цели федеральных проектов по каждой из них были выделены «общественно значимые результаты, непосредственно влияющие на улучшение качества жизни граждан и условия ведения предпринимательской деятельности, а также описаны показатели их достижения», – в одном из своих интервью заявил Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.

На сегодняшний день цифровая трансформация – это национальная цель, в направлении которой уже сделаны следующие шаги: декомпозиция цели на уровень регионов, учет показателей цифрового развития, прежде всего показателей уровня цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы и т. д. Но это ещё далеко не финиш. Для полного воплощения цифровой трансформации впереди предстоит ещё значительная работа по консолидации всех уровней власти. Кроме того, стратегия ЦТ как документ должна согласоваться с другими стратегическими документами на соответствующем уровне планирования и с верхнеуровневыми документами, такими как цели национального развития, национальные проекты и стратегии соответствующих органов власти. Важно, чтобы «цифровая» составляющая была в каждой современной стратегии. Необходимо налаживать коммуникацию между разными уровнями большой цепи, чтобы все могли прозрачным и удобным способом эскалировать местные проблемы до того уровня, на котором они могут быть решены.

На данный момент решению проблемы сбора информации «снизу-вверх» способствует организация во всех регионах России Центров управления регионом (ЦУР), куда поступают обращения граждан, которая была внедрена в более чем половин субъектов РФ к концу 2020 года.

Несмотря на важные шаги, сдвиги, которые уже были сделаны, не все проблемы ещё решены. Наиболее значимые из них можно условно разделить на четыре группы:

1. Целеполагание

Данная проблема наиболее ярко выражается в постановке либо мелких, легкодостижимых, но не трансформационных целей, либо исключительно заоблачных, амбициозных, но при этом нереальных. Легкодостижимые цели – это, например, повышение эффективности процесса всего на 3% или изменение формальных показателей, по которым сравнительно просто отчитаться. Нереальные цели ставятся без учета контекста и текущего уровня развития технологий и служат для украшения отчетности или для самопиара руководителя. Такие цели, хотя и выглядят привлекательно, не мотивируют стремиться к их достижению, поскольку достичь их заведомо невозможно. Нужно уметь трезво оценивать свои силы и научиться ставить конкретные реальные цели, которые вы можете достичь, пройдя определённый путь развития.

К цели можно двигаться по-разному. Можно действовать формально, проводить мероприятия и достигать намеченных показателей. А можно действительно трансформировать органы власти, повышая качество жизни граждан и заодно улучшая репутацию государственных структур. Во втором случае есть шанс (но не гарантия), что достижение цели будет означать реальные полезные изменения.

2. Взаимодействие разных уровней власти и коммуникация между ними

Как было сказано выше, наибольшее количество сложностей связано с недостаточной синхронизацией цифровой трансформации на разных уровнях и недостаточной коммуникацией между ними. Дублирование функций по реализации и контролю ЦТ, определённые сложности с методологической поддержкой, с обменом опытом и распространением лучших практик и недостаточное присутствие региональной повестки на более высоких уровнях – это всё результат отсутствия налаженной коммуникации между цепями одной большой цепи.

3. Люди и их компетенции

Немаловажным блоком проблем, которые связаны с недостаточными цифровыми компетенциями сотрудников, вовлечённых в реализацию цифровой трансформации, а также пользователей сервисов, которые поддерживают некомпетентные работники. Недостаточный уровень знаний, умений и навыков у людей в данной сфере существенно затрудняет поиск кадров и ежедневную работу команд ЦТ.

4. Риски цифровых технологий

Наверное, одной из самых острых проблем, которые могут возникнуть при разработке и поддержании цифровой трансформации является проблема, связанная с технологиями. Это риски непродуманной цифровизации, отсутствие обмена опытом, уровень развития самих технологий.

Если не учитывать вышеперечисленные блоки проблем, то невозможно объективно оценить все риски, поставить реальные конкретные цели и, как результат, реализовать разработанную цифровую стратегию в запланированные сроки. Чтобы описать будущее положения вещей, начать думать «вдолгую», трезво оценить свои всевозможные ресурсы и потенциал, а значит, и разработать стратегию движения в выбранном направлении, крайне необходимо объективно и глубоко изучить текущее состояние вещей, понять и определить свою «точку отсчёта», свой старт.

Также для достижения заметных изменений в жизни граждан с помощью цифровизации ответственные за ЦТ (руководитель ЦТ ведомства, региона, куратор и другие лица) должны хорошо знать специфику той отрасли, области или организации, за которую они отвечают, иметь соответствующие полномочия и, что немаловажно, личную заинтересованность в успешной реализации ЦТ. Если у ответственного за цифровую трансформацию нет должной мотивации и определённых полномочий для работы в данной сфере, ЦТ рискует остаться на уровне деклараций и не привести к реальным изменениям, к реальному результату.

О стратегическом управлении и цифровой трансформации написаны целые книги, методички и пособия, специалисты разобрали эту тему в десятках учебных курсов и университетских программ. Что свидетельствует о невероятной актуальности данного вопроса, ведь, повторимся, мир не стоит на месте, он постоянно находится в движении, следовательно, мы должны быть готовы к тому, чтобы действовать. Не будем забывать о том, что, кто предупреждён, тот вооружён!

Согласитесь, что в самом начале понятия «цифровая трансформация», «цифровизация», «автоматизация», «оцифровка» звучали пугающе. Но «Цифра» ведь сама по себе бессмысленна: ее ценность появляется только в тот момент, когда в фокусе цифровизации или трансформации оказывается человек с его нуждами. Помнить об этом важно на каждом этапе работы над стратегией. Формируя образ будущего для вашей организации, компании, региона или отрасли, исходите из того, как наступление такого будущего повлияет на качество жизни людей, которые вас окружают. Продумывая, как вы будете измерять результаты трансформации, сфокусируйтесь на благополучии граждан. Не забывайте о рисках, ведь, к сожалению, от них никто в нашем мире не застрахован. Анализируя всевозможные препятствия, которые могут возникнуть перед вами, прежде всего выясните, не ухудшат ли обсуждаемые изменения социальную обстановку в вашем городе. Только такой ракурс позволит превратить стратегию из формального документа в по-настоящему полезное руководство к действию!

Подписаться на канал

Подписаться на мой Instagram