Перевели и адаптировали советы из книги «Глубокая работа» для удаленщиков и всех, кто отвлекается и не может закончить дела.
Кэл Ньюпорт — это профессор информатики Джорджтаунского университета и автор шести книг-бестселлеров. На Западе его идеи популярны среди учёных, программистов и специалистов в диджитал.
«Глубокая работа» — это книга для тех, кто чувствует, что работает недостаточно эффективно, а внимание нарушено. Если ваша концентрация рушится из-за уведомлений и переписок, а вы разрываетесь между всем подряд, — эти четыре принципа помогут работать сконцентрированее.
1. Место
Выберите, где и как долго вы собираетесь работать. Лучше всего там, где ничего не отвлекает. Например, в офисе, но с закрытой дверью и чистым рабочим столом. Или сядьте в уголок в кафе или библиотеке.
Писательница Джоан Роулинг снимала комнату в пятизвёздочном отеле напротив Эдинбургского замка, чтобы работать в тишине.
Редакция рекомендует
Иногда раздражает не место, а информационный шум от гаджетов. Отключите уведомления через режим «Не беспокоить» и выключите в настройках звонки от незнакомых номеров. Если есть возможность, — выйдите из социальных сетей или оставьте телефон в другой комнате.
2. Время
Установите чёткие временные рамки. Так вы не растяните работу на весь день. Не будет соблазна прерывать работу, требующую умственного напряжения, бесцельными скроллингом тик-токов.
Например, автор книги заканчивал каждый рабочий день в 17:30, независимо от того, хотел он продолжать или нет.
Сконцентрированно работать — это навык. Если сложно перестать проверять сообщения каждые десять минут, то можно поставить сконцентрированную работу на утро или поздно вечером. В это время обычно не приходят срочные задачи.
Редакция рекомендует
Используйте схему «Помодоро»: работайте 25 минут сконцетрированно и 5 минут отдыхайте. Адаптируйте под себя.
Мы рекомендуем ставить таймер на 45 минут и 5 минут отдыха — так за два сеанса будет 90 минут. Профессор нейробиологии Гарвардского университета Эндрю Губерман подчёркивал, что именно 90 минут работы помогают добиться лучшей концентрации.
3. Структура
Установите структуру и определите, что конкретно вы собираетесь делать и когда возьметесь за работу. Для вашей работы нужно оговорить определенные правила — «ритуалы».
Если ритуал сложный и многосоставной, — это даже хорошо.
Со временем вы можете понять, что определённая музыка помогает настраиваться, а рабочий день лучше начинать с двух чашек крепкого кофе. В таком случае лучше заранее подготовиться и держать при себе всё необходимое.
Например, вы можете установить для себя запрет на любое использование Интернета, или подсчитывать количество слов, написанных, за двадцатиминутный интервал, чтобы поддерживать интенсивность концентрации.
Редакция рекомендует
Какими бы ни были ваши правила, лучше чётко изложить их и следовать им на протяжении всего сеанса глубокой работы — пропишите их в Гугл-доке или Notion.
Если своих правил пока нет, — поищите чужие. Так вы сможете примерить в свой рабочий распорядок новые идеи. И если они вам не подойдут, вы всегда сможете от них отказаться и попробовать новые.
4. Ограничения
Для глубокой концентрации нужно постоянно поддерживать дисциплину и держать себя в рамках. Разделять время на работу и на развлечения.
В 2012 году психологи Вильгельм Хоффман и Рой Баугмайстер провели исследование о произвольных желаниях, которое показывает, как много раздражителей в течение дня нас отвлекает.
Психологи снабдили 205 взрослых испытуемых пейджерами, которые подавали сигнал в произвольно выбранные моменты. Когда раздавался сигнал, человек должен был на мгновение остановиться и осознать, какие желания он испытывает или испытывал на протяжении последнего получаса. Баумайстер выяснил: «Желание — это норма, а не исключение».
Чаще всего испытуемые боролись с желаниями, связанными с едой, сном и сексом. Еще в список входили желания: сделать передышку в работе, проверить почту и сообщения в соцсетях, послушать музыку или посмотреть телевизор. Особенно сильными оказалось влечение к интернету и телевизору.
Редакция рекомендует
Составьте список того, на что вы чаще всего отвлекаетесь во время работы. Возможно, придётся следить за собой несколько дней прежде, чем составить список. Когда список готов, попробуйте подумать, как убрать раздражители.
Определитесь: выключить телефон или только уведомления? Оставить ли телевизор работать на фоне или унести его в другую комнату?
Например, вы хотите упаковать портфолио и расписать кейсы, но избегаете этой задачи уже два месяца. Это не сложная работа, но вместо неё вы упорно идёте на кухню идти пить чай с конфетами. Со временем становится понятно, что лучше принести чайник прямо на рабочий стол и положить конфеты в тарелку, чтобы не убегать от работы на кухню.
***
Подписывайтесь на «Дайджест копирайтера», чтобы получать еще больше полезного контента о работе на удаленке и фрилансе.