Большое видится из далека
Чернореченский каньон довелось исходить вдоль и поперек. За многие годы, казалось, уже все изучил, каждый камешек и каждый куст знаком. Но вот по кромке скал каньона погулять времени не было. В этот раз целенаправленно разложили на столе карты, включили компьютер и наметили поход выходного дня по правому орографическому краю ущелья. В село Черноречье регулярно заходят пригородные автобусы с автостанции «5-й км. Балаклавского шоссе», добраться из Севастополя можно легко. Автобус останавливается у Чоргуньской башни в селе Черноречье. Дальше путь лежит восток. Через 800 метров обошли шлагбаум, преграждающего въезд в каньон. Но с перевала к реке спускаться не стали, свернули налево. Дорога неспешно набирала высоту среди смешанного леса. Здесь и можжевельник, и дуб, и граб. А вот и искусственные посадки сосны крымской времен 70-80 годов прошлого века. Тогда Севастопольским Лесхоззагом руководил Сергей Романович Булах. Энтузиаст лесоразведения сумел сплотить дружный коллектив и создать вокруг города зеленое кольцо. Сажал он всякие леса, но его коньком было террасирование крутых склонов для высадки сосны . Есть такие террасы и над селом Черноречье, они оббегают гору Чамлы-баир с юга.
Справа мелькнула полянка, затем вторая. Это чудесные смотровые площадки для обзора каньона с северной кромки. Река где-то далеко внизу, до скал даже шум её, уносимый ветром, не доносится. На западн видна гора Гасфорта и Телеграфный холм, между котороыми угадываются заросли тополей. Под ними стоит древний (около 1850 г.) акведук Лазаревского водовода. За ним село Хмельницкое, вдали – Сахарная головка, Инкерман и Мекензиевы горы с выходом на Северную сторону Севастополя.
Следующая полянка заставила обратить внимание на полосу чистой скалы. Так и есть – под ногами абсолютно ровная скальная дорога очень приличной ширины. Два КамАЗа спокойно разъедутся. Мистика какая-то. Зачем здесь дорога и куда она могла вести? Возвращаеися на лесную грунтовку и через 100 метров вновь выходим на кромку обрыва. Под ногами таже идеальная поверхность.
Только вот колеи на этой дороге нет. Невольно вспоминаются дороги Чуфут-Кале, Мангуп-кале, Эски-Кермен. Современная автодорога ведет от Черноречья в село Родное. А вот лесная грунтовая колея из Чоргуня в Уппа (ныне - Родное) многие века вела по горам и далее в Байдарскую долину. Экскурсоводы её старательно именуют Римской. Спорить с ними трудно – римляне вполне могли по ней не только ходить и ездить, но и участвовать в её оборудовании и благоустройстве. Может это был кратчайший путь от средневековой крепости Каламиты (Инкермана) к Южному берегу и обратно. Некоторые краеведы путь от Чоргуня до Уппа и вниз к реке называют Манштейновской дорогой. И для этого так же есть веские основания. Сегодня в полутора километрах от шлагбаума дорога выныривает на западный край огромного поля, с которого открывается вид на верховья Чернореченского каньона вплоть до Кизил-Каи у выхода в Байдарскую долину, на село Морозовка (Алсу). Напротив четко виден Чоргуньский (Бибиковский – по имени исследователя крепости) исар на вершине неприступной скалы. Над ним ближе к Балаклаве заметен скальный выход Камара-Исар над селом Оборонным, под ним расстилается Мельничная поляна, самое широкое место каньона.
Кромку образуют скалы Сыгын-Бурун и Тепе-Баш. Есть огромное искушение начать спуск к реке через это поле, но карты подсказывают, что тропа весьма каверзная, выводит к водопаду Ай-Тодор речки Уппа на труднопроходимых скалах. В засушливый октябрь русло водопада было сухое, вернемся в нему в период дождей. Придется обходить поле с оврагом до самого озера Кучки. От края поля до озера еще полтора километра.
Озеро Кучки на речке Уппа (топоним Уппа пока не имеет однозначного толкования, только версии) оборудовано беседками с мангалами и столами, есть мостки для ловли рыбы. Ловится карась, окунь, красноперка. Хотя и претензий у отдыхающих к арендаторам много по содержание места массового отдыха. К озеру ведет грунтовая дорога от села Родного. В воскресный день здесь всегда многолюдно.
От озера по верхней кромке поля дорога без особых перепадов высоты через 1600 метров выводит нас к началу Танковой дороги Манштейна. Дорога существовала и до Манштейна, но зимой в 1941 году он решил по ней перебросить танки на левый берег реки Черной и выйти на дорогу Ялта-Севастополь в районе урочища Алсу. Этот путь имел одно явное преимущество – он не простреливался советской артиллерией. Дорога вымощена рубленым камнем, укреплена подпорными стенами. На ней и сегодня нет луж, но джиперы своими колесами повыворачивали брусчатку до такой степени, что проехать теперь можно только на УАЗе.
Серпантины танковой дороги растянулись на 1300 метров и выводят к бетонным быкам моста через реку. Это все, что осталось от него, хотя еще лет 20 назад по стальным двутаврам можно было спокойно посуху пройти над бурными водами.
Место очень популярное и среди пеших туристов, и среди квадроциклистоы, и среди любителей шашлыков на природе. Уже под вечер мы встретили на тропе два десятка групп, идущих с разных направлений к автобусу в Черноречье. От моста можно подняться в Морозовку и выйти на автобусную остановку «Алсу» на трассе Ялта-Севастополь. А спуск по правому берегу реки Черной вдоль каньона до входного шлагбаума составил 3700 метров, общая протяженность маршрута выходного дня - около 14 километров. Остался задел на будущие походы – предстоит по тому же берегу пройти до Кизил-Каи и спуститься в Байдарскую долину. А еще по левому берегу соскучились, давно там не бывали. Но это уже будут зимние походы.
Владимир Илларионов, член Союза журналистов России.