Всем здрасте!
На гревел Outleap HARDWAY 2022 в стоке ставят трансмиссию Microshift R9. За прошлый сезон она мне изрядно потрепала нервы. Больше всего выбешивало, когда под хорошей нагрузкой она вдруг начинала скакать по звездам. Уговорить её работать как следует у меня не получилось и поэтому я решил её проапгрейдить.
Расскажу вам какие подводные камни меня ждали при апгрейде и как я их обходил.
Выбирал трансмиссию между Shimano GRX 400/600 и Shimano 105. Выбрал Shimano 105 R7000 2x11 - она банально дешевле GRX 400, несмотря на то, что GRX вроде бы как для гревелов предназначена. При том, что компоненты 105 групсета выше уровнем. Комплектацию выбрал с жидкими тормозами.
Заказывал на Озоне из-за рубежа. Надо сказать то еще испытание на прочность 😅. На Озоне, потому-что, опять же дешевле чем на Али.
Надо сказать, что подобные работы я никогда не выполнял и каждый шаг сопровождался долгим изучением информации в интернете. К сожалению, в рунете нужной информации оказалось очень мало, либо нет вовсе. Помогла официальная документация Shimano: задний переключатель RD-R7000 и передний переключатель FD-R7000. Также очень помогли видео с англоязычного канала FreeToCycle по настройке переключателей.
Каретка
Первое с чем столкнулся - это неправильная каретка. На картинках была каретка Press-Fit BB-RS500-PB, а в описании правильная BB-RS500 - под резьбу. Обычно китайцы присылают, то что в описании. Но не в этот раз. Усугубляет проблему то, что Озон не берет на себя ответственность, как например Aliexpress. Пришлось доказывать китайцу, что он не прав и отправлять каретку почтой. Хорошо, что у него оказался адрес в России. Запросил компенсацию 2500 рублей. Продавец компенсировал также и почтовые расходы. Этой суммы хватило на покупку правильной каретки BBR60 BSA и еще осталось на специальный ключ, поскольку для BBR60 не подходит стандартный ключ Hollowtech II - нужен чуть меньший диаметром. Почему не BB-RS500? Так захотелось 😎.
При установке каретки Hollowtech II рекомендуется торцевать кареточный стакан рамы. В моем случае чашки каретки легли почти идеально и торцовка не потребовалась.
Тормоза
Вторая проблема - очень короткие гидролинии. Если для переднего тормоза прям в притык, то для заднего длины явно не хватило. Не знаю почему так. Видимо групсет комплектуется для шоссейных рам и там такой длины достаточно. Отдельно гидролиния типа SM-BH90-JK-SSR для заднего калипера поставляется в размере 1700 мм, а у меня оказалось ~1400. Вышел из положения следующим образом: проложил гидролинию с правой стороны рамы, а не с левой, как это делается обычно и пришлось чуть раньше из под обмотки на руле выводить. Получилось внатяг при повороте руля налево. Позже закажу гидролинию на случай, если мой способ приведет к её повреждению.
Тормозные калиперы идут сразу с подключенными гидролиниями, оконечными штуцером и заполненные маслом. Гидролиния при этом запечатана какой-то пленкой. Отдирать её я не решился, хоть и пробовал. Полагаю, вендором задумано подключение к дуалам без снятия этой пленки. Дуалы также идут наполненные маслом и закрыты пластиковым клапаном. В общем подключение задумано так, чтобы тормоза не пришлось прокачивать. К слову, у GRX этот момент продуман лучше. В моем случае часть масла пролилась. Однако, особой необходимости в прокачке я не вижу. Но, ради спортивного интереса как нибудь прокачаю. Учиться то всё равно надо.
При установке калиперов особых трудностей не возникло. Сами калиперы предназначены для установки с дисками на 140 мм. В комплекте с передним поставлен адаптер на 160. А вот с задним нет. Пришлось ставить адаптер от старого механического калипера. Позже докуплю родной адаптер, дабы собрать как следует и вернуть старый адаптер в комплект.
Переключатели
Дальше установка переднего переключателя. Поскольку он предназначен для установки на крепление типа brazed-on - это кронштейн, который является частью рамы - приварен на металлической раме или выполнен в виде закладной детали на карбоновой, то для установки на обычные рамы, как на моем велосипеде, потребуется адаптер типа SM-AD91
При настройке переднего переключателя есть нюанс. Дело в том, что переключатель имеет встроенный механизм натяжения троса и для правильной настройки натяжения на переключателе имеется соответствующая маркировка. Для натяжения троса нужно перевести переключатель в положение большой звезды и на один щелчок отщелкнуть. После чего свести риски на переключателе в одну линию
Дальнейшая настройка как на обычном переключателе. За исключением того, что болты H и L не совсем ограничители, а настраивают положение рамки относительно цепи и звезд системы. Однако тут сложностей никаких не возникает.
С установкой и настройкой заднего переключателя также сложностей никаких не возникло. Разве что есть нюанс - переключатель ставится через некий кронштейн, на котором есть выступ. Так вот нижний выступ обязательно должен упираться в петух рамы, иначе могут быть проблемы с настройкой переключателя
Также, не смог найти как правильно выбирать длину рубашки троса, непосредственно перед переключателем. Пока сделал такую-же, как была на старом переключателе. Напишите в комментариях, как вы выбираете длину этого участка.
Немножко о тросах. Групсет поставляется укомплектованный тросами с покрытием по технологии Shimano SIL-TEC, снижающей трение. Рубашки я заказал отдельно с фторопластовой трубкой внутри, также для снижения трения. По отзывам в сети неплохо себя зарекомендовали тросы и рубашки фирмы TALREQ. Для обрезки тросов и рубашек приобрел специальные кусачки. Кусачки реально крутые. Помню как мучался с нарезкой рубашек, когда менял на MTB. С этими кусачками рубашки кусаются на раз - ровненько и без загибов. Также заказал и поставил колпачки на рубашки с пыльником внутри.
Цепь
Ранее цепи варил в парафинах. На маслах практически не ездил. Сначала в сустабине, а прошлый сезон составом MaxWax. Ездил в три цепи. Посмотрел на ценник цепей для 105 и как-то желание покупать еще две отпало. Плюс замок для цепей Shimano прям "золотой", да еще и одноразовый. Поэтому, дабы снизить количество разъединения замочка (надеюсь Shimano об этом не узнает), решил перейти на смазку Smoove. Тем более уже собирался. Подготовил цепь как того требует производитель, смазал - вроде поудобнее, чем с варкой. Если интересно, напишите в комментариях, надо ли написать статью по уходу за цепью.
Эпилог
В целом групсет понравился. Как собирается, как настраивается. Кручу пока на станке. Нравится как переключается. Гораздо четче чем R9. Одно только переднее переключение чего стоит - одним движением вверх и, также, одним движением вниз. На R9 надо было по три раза щелкать. Также 105 пистолеты эргономичнее (переключение вверх выполняется целиком ручкой, а не кнопкой как у R9) и выглядят эстетичнее (нет торчащих по бокам тросов).
Надеюсь групсет не окажется лютой подделкой и прослужит мне долго.
Ride On.
---------
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Ищите меня в Zwift и Strava. В Zwift прямой ссылки на профиль вроде как нет, а только инвайт. В той реальности я A. Tsurkan.