Найти тему
Журнал не о платьях

"Софья, старше его на 13 лет, полюбила молодого Левитана глубоко и мучительно"

Оглавление

Исаак Левитан, автопортрет 1885 г. Алексей Степанов. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой, 1888-1889. Источники: artchive.ru и Википедия
Исаак Левитан, автопортрет 1885 г. Алексей Степанов. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой, 1888-1889. Источники: artchive.ru и Википедия

За два года до смерти Исаак Левитан писал: "Когда смысл жизни построен на любви, тогда приближение старости -- смерть! Старость и некрасота нелюбимы, это трагично, но это правда ..."

Душным июльским вечером 1900 года в московской мастерской, окруженный своими самыми светлыми и жезнерадостными полотнами, умирал красивый старик. "Удачливый неудачник", спасавшийся в юности от нищеты рисунками с кладбищенских надгробий и копиями великих полотен Третьяковки.

Болезненный неврастеник, заставлявший трепетать, а порой, и разбиваться вдребезги сердца самых образованных и неотразимых женщин. Внук раввина, не оправдавший надежды своей ортодоксальной родни; дважды переживший унизительное изгнание евреев из Москвы* и признанный первым художником, которому удалось с такой пронзительной нежностью и правдивостью изобразить русскую природу.

Он с усилием оторвал голову от подушки и потянулся к распахнутому окну, обрамленному тяжелыми кистями белой и лиловой сирени, которую он так любил... Жизнь рано состарила его, уготовив много горьких испытаний. И трагедия Левитана, напротив им самим сказанному, была как раз в том, что он умирал любимым -- верными друзьями, преданными женщинами, восхищенными поклонниками. Он умирал со щемящим чувством недосказанности, уверенный, что лучшая картина им еще не создана. Ему не было еще и сорока...

* В 1879 году после покушения Соловьева на Александра II евреям запретили жить в Москве. Это было первое изгнание, которое Левитан вместе с братом и сестрой провел в деревне Салтыковка. Второе гонение он пережил уже будучи знаменитым художником, и лишь хлопоты Софьи Кувшинниковой и ближайших друзей помогли ему вернуться в столицу.

О одиночество, о нищета!

Исаак Ильич Левитан родился в бедной еврейской семье, в небольшом литовском городке в 1860 году. Его отец, человек образованный и способный, с большой энергией и завидной настойчивостью всю свою недолгую жизнь пытался выбиться в люди. Работая станционным смотрителем на западных железных дорогах, он много учился, прекрасно владел французским и немецким. Однако вечная жизнь на колесах не приносила ни удовлетворения, ни достатка.

В поисках лучшей доли семья Левитанов перебирается в Москву. А там -- теснота убогой квартирки на окраине, безуспешные попытки отца заработать частными уроками в богатых еврейских семьях да изматывающее душу однообразие за окном.

Маленький Исаак дни напролет просиживает у окна, дожидаясь заката, который, горя и разливаясь, приводит мальчика в неописуемое волнение, непонятное окружающим. Как заклинание он повторяет: "Погодите, увидите, что я из этого сделаю".

Когда в 1873 году 12-летний Левитан подает прошение в Московскую Школу живописи, где уже учится старший брат Адольф, и его принимают, радости родных нет предела. Мальчик видит слезы счастья в материнских, потухших за годы скитаний глазах, и пока не замечает колючих отблесков ревности во взгляде брата Адольфа, впоследствии неудавшегося художника, очевидные способности которого сгорели в лучах славы младшего брата.

Но судьба уже уготовила Исааку тяжкое испытание: после скоротечной болезни умирает мать. Женщина, имя которой так и не прозвучало ни в письмах самого художника, ни в малочисленных книгах и монографиях о его жизни и творчестве. Вообще, редкая замкнутость характера, плотно закрытые двери в личную жизнь были фамильными чертами Левитанов. Исаак не впустил никого, даже ближайших друзей и любимых женщин, в свое, по всей видимости, тяжелейшее детство. Через два года после смерти матери от брюшного тифа скончался отец -- единственный кормилец. Как выжили 14-летний Исаак, его юные брат и сестра, оставшись без средств к существованию, никому не известно.

Источник фото: дзен.ру
Источник фото: дзен.ру

Горе, голод и нищета предвещали первые приступы тоски, хандры и отчаянья. Спасало лишь одно: учеба в Школе живописи, общение и уроки первых учителей -- Саврасова и Поленова. И вот уже в 17 лет картина Левитана с успехом экспонируется на передвижной выставке и удостаивается ласковых слов профессиональной критики. Через два года меценат Третьяков безошибочно обращает взор на работы талантливого юноши, и картина "Осенний день. Сокольники" занимает место в Третьяковской галерее⤵️

Источник: litrekon.ru
Источник: litrekon.ru

Полотно это примечательно тем, что на нем единственном есть человеческая фигура (написанная, правда, не самим художником, а его товарищем по Школе Николаем Чеховым, братом Антона Павловича). Печальная женщина в черном, бредущая по пустынной аллее парка -- символ одиночества и, быть может, щемящей тоски по рано ущедшей матери -- безмолвной, безымянной женщины...

Несмотря на первые творческие победы, нищета не отступает. Жизнь Левитана -- это мрачная вереница отчаянья и апатии. Проявляются первые признаки тяжелого нервного заболевания. Как признание Левитан читает своим друзьям стихи Мюссе:

Что так усиленно сердце больное
Бьется и просит и жаждет покоя?
Чем я взволнован, испуган в ночи?
Стукнула дверь, застонав и заноя,
Гаснущей лампы блеснули лучи...
Боже мой! Дух мне в груди захватило!
Кто-то зовет меня, шепчет уныло...
Кто-то вошел... Моя келья пуста...
Нет никого, -- это полночь пробило...
О одиночество, о нищета!

И все же Левитан хранит в своей памяти историю об ученике великого Бетховена, который принес на суд маэстро новую партитуру. На обложке нотной тетради было написано: "Кончил с божьей помощью". Тогда глухой гений сказал своему ученику: "Человек, помоги себе сам!"

Девушка-весна из цыганского табора Чеховых

Следующие несколько лет Левитан активно выставляет свои полотна на передвижных выставках. Исключительная одаренность молодого пейзажиста очевидна, как очевидна и его вопиющая бедность. Поэтому Школа живописи заказывает и оплачивает творческие поездки Левитана по российским губерниям. И всякий раз он привозит работы поистине зрелого мастера.

Жизнь в Москве, особенно в зимнюю пору, угнетает. Левитан рвется прочь из душных, прокуренных коридоров сомнительной гостиницы "Англия" к живописным просторам среднерусских равнин, к маленьким патриархальным деревенькам с покосившимися церквушками и полыхающему зареву закатов из своего печального детства...

Однажды ранней весной, в пору, когда Левитан особо остро ощущал какую-то неясную маяту и тягу к природе, семья Чеховых, с которой художник сдружился благодаря Николаю, пригласила его пожить в деревню Бабкино на Истру. Какое счастливое это было время в окружении "цыганского табора Чеховых" и их интереснейших друзей! Особенно близко сошелся Исаак с Антоном Чеховым, и их теплая дружба, полная человечности и искренности, продолжалась вплоть до смерти художника.

Тогда же в Бабкино 25-летний Исаак знакомится с сестрой Чехова Машей -- милой, образованной девушкой, начинающей художницей. Конечно же, Левитан покорил ее сердце.

Мария. Источник фото: Википедия
Мария. Источник фото: Википедия

Он был действительно красив. Чехов писал:

"У Левитана было восхитительно благородное лицо -- редко потом встречал такие... Выразительные глаза, на редкость художественное сочетание линий... Женщины находили его прекрасным".
Исаак Левитан, автопортрет 1885 г.
Исаак Левитан, автопортрет 1885 г.

А как он был талантлив! Маша часами наблюдала за работой своего Учителя. Позже она вспоминала:

"Пишет Левитан, а я присяду рядом и тут же малюю".

Исаак влюблен! Он делает Маше предложение, но оно пугает девушку: слишком бурно его объснение, слишком агрессивно его требование любви. Маша просит совета у брата Антона. Его вердикт безжалостен:

"Ты, конечно, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие, как ты".

Этот первый неудачный опыт в любви и сватовстве оставил глубокий, так никогда и не заживший рубец на сердце -- впредь Левитан не будет искать счастья в семейной жизни. С годами Исаак Ильич и Мария Павловна, Ма-па, как любовно называли ее родные и близкие, стали большими друзьями. В комнате Марии Павловны всегда висел рисунок больного Левитана, сделанный Николаем Чеховым в то памятное лето 1885 года. Ведь могла Маша не внять предостережению брата и, быть может, сделать Левитана счастливым мужем и отцом. Но "девушка-весна" предпочла остаться другом. В чудом сохранившихся письмах (личная переписка художника по завещанию былаисожжена) она называла его Левитанушка. И такая безраздельная нежность читалась в каждом слове -- словно печаль о несостоявшемся счастье.

Сюжет для "Попрыгуньи"

К тридцати годам Левитан становится признанным мастером пейзажа. Но, как писала в своих воспоминаниях Мария Павловна Чехова, он был

"адски самолюбив, он понимал силу своего таланта, но ему все казалось мало..."

Непрестанно ощущая творческую, как впрочем, и личную неудовлетворенность, он искал новые темы и новых людей, которые смогли бы подпитать его талант и придать сил подтачиваемому хроническими болезнями телу.

Тогда-то и вошла в жизнь Левитана Софья Петровна Кувшинникова. С фигурой Афродиты, большими испытующими карими глазами, смуглой кожей и темными вьющимися волосами мулатки, Софья была личностью неординарной. Она великолепно писала цветы (ее картины покупал сам Третьяков!), изумительно музицировала -- чем спасала Левитана в минуты хандры. Она могла из нескольких лоскутов ткани сотворить оригинальный наряд и превратить скромную казенную квартирку над полицейской каланчой, выходящую окнами на грязный зловонный двор московского дна, в модный салон.

Ей было уже сорок, а окружала ее даровитая молодежь, над которой Софья Петровна имела такую же власть, как и над своим молчаливо преданным мужем -- скромным полицейским врачом Дмитреем Павловичем Кувшинниковым.

Софья Петровна была горда, смела и презирала всякие сплетни о себе.

"Жизнь шла шумно, разнообразно, часто необычайно, вне всяких условностей", -- писала она в своих воспоминаниях.

Впервые Левитан появился в салоне Кувшинниковой с Чеховым. Особая болезненная красота художника выделяла его из всех гостей. Немолодая оригиналка, пережившая не один легкомысленный роман, полюбила Левитана глубоко и мучительно. И Исаак Ильич искренне привязался к этой неординарной женщине; ее пылкая любовь и забота сглаживали застаревшие сердечные недуги и возрождали желание полноценно жить и творить. Связь с Левитаном прикрывалась "художественными уроками", и каждое лето пара отправлялась на этюды в Саввину слободу на Волгу.

Окончание здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай:

Вика Лякишева (с) "Лилит"