Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Меланхолия. Часть 3: Карл Абрахам и Мелани Кляйн о маниакально-депрессивных состояниях

Картина: Джорджо де Кирико "Меланхолия и тайна улицы"

Предложив метапсихологическую концепцию феномена меланхолии, Зигмунд Фрейд не оставил никакого описания клинического случая меланхолии. Однако, интересный практический материал был предоставлен его учеником, Карлом Абрахамом, в его статье «Подходы к психоаналитическому исследованию и лечению маниакально-депрессивного расстройства и родственных ему состояний» (1912).

Карл Абрахам подчёркивает связь депрессивного аффекта с тревогой и, в частности, говорит о том, что при неврозе тревоги с большой долей вероятности будут возникать депрессивные состояния, в свою очередь, депрессивные больные будут испытывать тревогу.

Поводом для возникновения депрессивного состояния, согласно мысли Абрахама, может стать неудача в реализации сексуальной цели и, соответственно, получения удовлетворения, что приводит к мыслям о неспособности любить и невозможности быть любимым и выливается в отказ от жизни. Депрессивный аффект может исчезнуть при упразднении вышеуказанной причины, что возможно либо путём изменения внешних обстоятельств, либо посредством преобразования представлений, связанных с неудовольствием.

Абрахам отмечает структурное сходство депрессивного психоза и невроза навязчивости, которое объясняется тем, что в основе потери сил и энергии, сомнений и нерешительности в обоих случаях лежит вытеснение садистических импульсов. Этим же процессом объясняется проявление чувства вины, тревоги и депрессивного аффекта. Абрахам приводит в качестве пример клинический случай циклотимии, где агрессивные влечения, направленные на себя, выражались у пациента в желании бесследно исчезнуть и в крайней степени самоуничижения: «Я отверженный», «изгой», «проклятый», «я не от мира сего». [1, с. 275].

Манию Абрахам описывает как состояние, в котором больные как бы пьянеют от влечений, натиску которых психика больше не может противостоять. Как эротические, так и агрессивные импульсы прорываются в сознание и приводят к состоянию оживления и возвращения к жизни, при этом захваченный маниакальным приступом субъект как бы регрессирует к той фазе, когда ещё не пришло в действие вытеснение. Эта мысль перекликается с тем, что высказал Фрейд в работе «Скорбь и меланхолия», сравнив манию с состоянием алкогольного опьянения, при котором удовольствие также связано с отсутствием затрат на вытеснение. Источниками удовольствия при мании становятся отсутствие всякого торможения, а также доступность инфантильных источников удовольствия и так называемая «скачка идей», защищающая от болезненных представлений. Для маниакального состояния характерна беззаботная детская весёлость и чувство свободы, находящее своё крайнее выражение в ощущении собственного величия, в выплёскивании ярости и раздражительности, в бесцеремонном поведении. Таким образом, при мании не действует механизм вытеснения и упраздняются торможения, даже те, которые с необходимостью возникают у любого человека.

В конце статьи Абрахам констатирует, что в его работе с пациентами, страдающими маниакально-депрессивными психозами, психоанализ привёл к прекрасным результатам, и дал совет психоаналитикам проводить психоаналитические сеансы с такими пациентами в периоды, свободные от депрессивных и маниакальных эпизодов, поскольку в первом случае работе может помешать сильное общее торможение, а во втором – отсутствие сосредоточенности.

Ученица Абрахама, Мелани Кляйн, посвятила две статьи теме маниакально-депрессивных психозов, где сформулировала свою оригинальную концепцию, предлагающую объяснение процессов, происходящих в том числе при меланхолии и намечающую пути работы с такими пациентами.

Так, в статье «Скорбь и её отношение к маниакально-депрессивным состояниям» (1940) Мелани Кляйн говорит о структурной идентичности нормальной скорби, патологической скорби и маниакально-депрессивных психозах, которые объединяет тот факт, что в этих трёх случаях происходит реактивация так называемой депрессивной позиции. Различия же между ними заключаются в том, что при нормальной скорби возврат к инфантильной депрессивной позиции преодолевается теми же способами, какими это было осуществлено в детстве, в то время как при маниакально-депрессивных состояниях и при патологической скорби (меланхолии) становится очевидным, что ранняя депрессивная позиция не была преодолена.

Здесь необходимо разъяснить введённое Мелани Кляйн понятие «депрессивная позиция». Много работая с очень маленькими детьми и с психотиками, Кляйн пришла к необходимости выделения в раннем развитии младенца двух условных фаз, каждая из которых характеризуется определённым типом объектных отношений, тревог и защит. Эти фазы были названы ею «позициями», поскольку они не имеют исключительной привязки к младенческому возрасту, а могут реактивироваться в любом возрасте под воздействием определённых обстоятельств. Согласно её концепции, примерно первые четыре месяца от рождения младенца соотносятся с параноидно-шизоидной позицией, для которой характерно расщепление внешних объектов и самого себя, тревога уничтожения и тревога преследования, от которых младенец защищается с помощью механизмов проекции и интроекции, всемогущего отрицания и ранней идеализации. Приблизительно после четвёртого месяца жизни младенцу становится доступным развитие депрессивной позиции, на которой происходит переход к восприятию матери как целостного объекта и к осознанию своей любви к ней, что влечёт за собой появление чувства вины и раскаяния в связи с осознанием причинённого реального или воображаемого вреда. Боль возникает в ответ на противостояние любви и ненависти, которую сложно контролировать. Мелани Кляйн считала, что самообвинения, свойственные меланхоликам, связаны не с тем, что эти упрёки на самом деле адресованы объекту, а с тем, что так проявляется ненависть к Оно, из которого исходят агрессивные импульсы. Ненависть к объектам выполняет уже роль защитного образования против непереносимой ненависти к Оно. Я испытывает тревогу, оттого что ненависть может усилиться и разрушить любимый объект, что вызывает печаль.

Вышеизложенная теория Мелани Кляйн интересна тем, что в ней меланхолия депатологизируется и рассматривается как универсальный феномен. Согласно Мелани Кляйн, с меланхолией сталкивается любой человек уже в раннем младенческом возрасте и от того, как будет пройден этот ключевой период, будет зависеть дальнейшее развитие ребёнка, а также способность к любви. Этот период, как и предшествующий ему, - параноидно-шизоидная позиция – не являются раз и навсегда завершёнными этапами, после которых наступает нечто третье и неизменное. Эти позиции могут быть реактивированы у любого человека в любой момент под воздействием определённых внешних или внутренних факторов. В частности, «нормальная» скорбь во взрослом возрасте подразумевает возврат в депрессивную позицию на какое-то время, где в работе горя задействуются ровно те же механизмы, которые использовались в младенчестве для преодоления депрессивной тревоги и преодоления депрессивной позиции. При патологической скорби и маниакально-депрессивном психозе также происходит реактивация инфантильной позиции, но ввиду того, что в раннем возрасте она не была проработана и преодолена, во взрослом возрасте депрессивная тревога усиливается. Стремление избежать тягостного переживания скорби в раннем возрасте приводит, согласно Мелани Кляйн, может выливаться впоследствии в невроз, паранойю или маниакально-депрессивные расстройства.

В статье «Скорбь и её отношение к маниакально-депрессивным состояниям» Мелани Кляйн описывает свою работу с одним пациентом с депрессивными и параноидными чертами, который не мог ощутить скорбь. В начале анализа доминировали обвинения в сторону матери, более того, всегда ощущаемая пациентом ненависть по отношению к матери только усилилась. Та подавленная агрессия по отношению к объекту любви, на которую указывали Фрейд и Абрахам, говоря о меланхоликах, а также чувства напряжения и тревоги получили возможность для беспрепятственного словесного выражения в описываемом Мелани Кляйн случае. Только когда аффект соединился с соответствующим ему предметным представлением и все агрессивные импульсы по отношению к матери были осознаны и проанализированы, пациент столкнулся с ранее отрицаемым сильным чувством любви к ней и почувствовал скорбь. Мелани Кляйн пришла к выводу, что пациент, вероятно, всю жизнь отрицал любовь к матери и усиливал негативные чувства по отношению к ней с тем, чтобы не столкнуться со страхом потери, который в инфантильной депрессивной позиции оказался невыносимым. Для завершения работы скорби и, соответственно, преодоления вновь оживлённой депрессивной позиции Мелани Кляйн предлагает двигаться в направлении восстановления «хорошего» внутреннего объекта, что приведёт к появлению чувства безопасности во внутреннем мире, присутствие в котором исключительно «плохих» объектов или ненадёжность внутренних «хороших» объектов угрожали субъекту распадом.

Восстановив внутри себя "хороших" родителей, также как и недавно потерянного человека, и отстроив заново внутренний мир, которому угрожал распад и уничтожение, скорбящий преодолевает горе, вновь приобретает чувство безопасности и достигает подлинной гармонии и мира. По сути, Мелани Кляйн высказывает мысль о том, что преодоление инфантильной депрессивной позиции, не состоявшееся в детстве, возможно и во взрослом возрасте.

Кроме того, она указывала на то, что наличие определённых депрессивных черт в характере может являться преимуществом, например, в работе психоаналитика. В одной из своих лекций по психоаналитической технике «Анализ обиды» (1936) она говорила о том, что одним из важнейших качеств, необходимых психоаналитику, она считает способность глубокого понимания своей собственной психической реальности. Этот тезис она дополнила следующим замечанием: «…по моим наблюдениям, люди депрессивного типа обладают таким глубинным пониманием более других» [2, с.147]. Мысль эта, безусловно, перекликается и с упомянутым нами выше высказыванием И.Канта, и с размышлениями З.Фрейда в работе «Печаль и меланхолия», где он признаёт, что в случае некоторых самообвинений меланхолика можно уловить его более острое восприятие истины и то, что он оказывается «достаточно близок к тому, что нам известно о самопознании». [3, с.158].

Литература:

1.Абрахам, К. Психоаналитические труды. Том 1: В III т. / Карл Абрахам. — Пер. с нем. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, И.Н. Чирковой. —Ижевск: ERGO, 2009. – 376 с.

2.Кляйн, М. Лекции Мелани Кляйн по психоаналитической технике. Редактирование и критический обзор Джона Стайнера. – М.: Научный мир, 2021 – 224 с.

3.Фрейд, З. Печаль и меланхолия. Хрестоматия: в 3 т. Том 1: Основные понятия, теории и методы психоанализа. Пер. с нем. А.М.Боковикова. – М.: Когито-Центр, 2016. – 636 с.

4.Кляйн, М. Психоаналитические труды: В 7 т. / Любовь, вина и репарация. Том 2. – Ижевск: ERGO, 2007 – 312 с.

Автор: Лукашева Юлия Владимировна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru